Долой извращения!
В этой ситуации многие эксперты говорят о том, что необходимо, как можно быстрее, не только разобраться с казахстанским углеводородным прошлым и настоящим, но и решить, что же делать нашей экономике дальше. И дело не в том, что нефть и газ в Казахстане могут завтра кончиться (их, слава Богу, хватит еще надолго). А в том, что нынешняя «сырьевая» зависимость казахстанской экономики приняла совсем уж извращенные формы. И может привести нашу страну не только к экономическому бардаку, но и политическому хаосу.
Сейчас можно много говорить о том, кто и почему способствовал в республике развалу обрабатывающей промышленности. Также долго можно рассуждать на тему: «кто и зачем фактически загубил и без того не самую передовую в мире казахстанскую науку?». Но времени на поиски врагов и посыпание голов пеплом — сегодня уже практически нет (пусть этим занимается дико интеллигентная оппозиция, перенесшая «кухонный» стиль общения в сферу политики). Главное сейчас — разумно, наконец, оценить свой экономический потенциал, и выработать четкую политику по приближению всей казахстанской экономики к цивилизованным нормам.
Парадокс начала века
Не раз и не два говорилось о том, что Казахстан идет на первом месте в СНГ не только по экономическим темпам развития, но относительному объему иностранных инвестиций. Рост ВВП в республике в 13% в 2001 году поражает ныне только западных ученых. На нас он уже такого эффекта не производит, т.к. жизнь граждан страны от этого роста не улучшается. Зависеть же только от конъюнктуры мирового рынка нефти — очень тяжело. В первую очередь, психологически.
И зарубежные и местные аналитики сегодня страшно удивляются: как это нам удалось так лихо развалить всю «остальную» (т.е. не углеводородную) промышленность. Ее фактическая гибель при переходе страны к рыночным отношениям — факт яркий и печальный. И, по-видимому, именно он и является прародителем главного казахстанского парадокса: экономический рост в республике есть, а реального повышения благосостояния населения — нет.
Впрочем, хорошо хотя бы то, что наши ближайшие соседи и дальние стратегические партнеры, пускай и сквозь зубы, но признали, что у нас есть экономический рост. Правда, базируется он исключительно на успехах сырьевых отраслей и высоком уровне иностранных инвестиций.
Моргайте реже!
А вот, некоторые арабские страны ТАК живут уже не одно десятилетие. Другое дело, что население этих стран почти не работает на углеводородных вышках, а дозволяет это делать наемным иностранцам, — за сущие гроши. У нас же, за эти же гроши трудится более половины населения страны. Отсюда и получается, что при росте ВВП республики, не растет благосостояние ее граждан. Исключая, конечно благосостояние некоторых наших министров и приближенных к ним олигархов.
Когда нынешняя оппозиция говорит о необходимости выборов сверху донизу или, о новом законе, регулирующем деятельность политических партий, она в первую очередь обращается к обездоленным гражданам республики. Ведь и у сирых, и у оппозиционеров цель одна — коренным образом улучшить собственную жизнь. Одни готовы для этого пойти на баррикады, другие — повести их туда. И, если власти нашего государства и дальше будут только увлеченно делить углеводородные участки, то они рискуют проморгать хорошо организованный социальный взрыв.
Путей много, выход — один
Но вернемся к экономике. Что же надо сейчас делать в первую очередь? Путей, как всегда, много, а выход только один — рост капиталовложений в науку и новые технологии. По-другому, нам из замкнутого углеводородного круга не выбраться.
Итак, иностранцы желают вкладывать свои деньги только в наше сырье. Все остальное их интересует постольку поскольку. То есть. Вообще, не интересует. Они могут построить нам пару больниц или оплатить экологические исследования. Но развивать казахстанскую обрабатывающую промышленность — они не будут ни в коем случае. Зачем же им собственными руками уничтожать уже сложившийся мировой хозяйственный порядок? Отсюда один вывод: надо самим вкладывать деньги в новые технологии и многострадальную обрабатывающую промышленность.
Кто скажет нет инновациям?
Недавно, президент страны, выступая в Академии наук, сказал, что будущее республики в развитии инновационных программ. Слова эти очень своевременные и нужные для казахстанской экономики. Но поверят ли в них нынешние олигархи и чиновники, которые так удобно устроились около углеводородных «сосок»? Им-то, никакая наука не нужна. Они уже себя на всю жизнь обеспечили за счет казахстанской нефти и газа. Поэтому, совсем не будет выглядеть странным саботаж со стороны правительства данного предложения главы государства.
Нынешним высокопоставленным бюрократам новые технологии нужны только для освоения углеводородных запасов республики. В остальном активная инновационная политика — это только повод для не нужной головной боли. А из этого следует очень простой вывод: совсем скоро мы можем стать свидетелями не только экономического саботажа, но и искусственно созданных политических проблем, которые будут иметь одну цель: оставить в стране всё как есть.
Любят — не любят?
А теперь поднимемся с грешной земли и отправимся прямо на международные небеса. Несомненно, что заключительные дни мая запомнятся обывателям и установлением хорошей погоды, и многочисленными международными визитами по всей планете. Жителей Казахстана больше всего интересовали те, которые были напрямую связаны с господами Назарбаевым, Путиным и Бушем…
Что можно сказать про эти визиты, почти что, через неделю после их проведения? Все так же, — много. Даже больше, чем 7 дней назад. И, потому что, уж состоялась встреча стран НАТО и России на итальянской земле. И, из-за Индо-Пакистанского конфликта. Нельзя сбрасывать со счетов и тот фактор, что после дружеских объятий в международной политике обычно следует не совсем дружеское «отрезвление». В силу чего, те же американцы частенько, нацеловавшись с русскими, продолжают гнуть свою жесткую линию по отношению к нашему Большому соседу.
Но, об этом феномене ниже…
Назарбаев в Польше
Перед тем, как попасть в Варшаву, наш президент побывал в Любляне. Где, скорее всего, не без удивления узнал, что местные бизнесмены от фармакологии готовы вложить несколько сотен миллионов долларов в строительство в Казахстане современного завода, производящего современнейшие же медицинские препараты. Надо сказать, что словенцы в этом преуспели еще, когда Югославия была единой страной, а руководил ею — Иосип Броз Тито. Личность в современной истории легендарная.
Видимо, не желая отставать от всемирно известного маршала, Нурсултан Назарбаев посоветовал словенским фармацевтам поскорей предоставить ему бизнес-план подобного завода. Дабы решить, как наша республика сможет способствовать осуществлению данного проекта.
А, что мысль очень неплохая, и, как говорят литературные герои, продуктивная. Так, и так, — словенцы забросали нас своими витаминами. Качество у них хорошее, цена (1,5-2 доллара США) в принципе приемлемая. Так, почему бы, не заняться их производством на казахстанской территории? Качество останется тем же, а цена, естественно, снизится. А значит, станет более доступной для широких слоев населения республики.
Если в Любляне наш президент больше знакомился с новой для него страной, то в Варшаве, — он чувствовал себя почти что, как дома. Тем более, что глава польского государства — Александр Квасьневский, не только хорошо говорит по-русски, но и знает казахстанского лидера уже много лет.
Нам лед не помеха!
Несколько лет назад мне даже удалось стать свидетелем одной из их встреч. Она произошла в заснеженном Давосе. Президент Квасьневский должен был приехать «в гости» к президенту Назарбаеву. Дело осложнялось тем, что дом, в котором жил Нурсултан Абишевич, находился в горах, а единственный серпантин туда обледенел еще до начала очередного Всемирного Давосского Форума. Посыпать же ледяную трассу чем-либо абразивным, хозяин дороги (забыл сказать, в Швейцарии почти все горные пути находятся на частной территории) категорически запретил. И мотив убойный выдвинул: это мол, негативно повлияет на экологию придорожной растительности. В конце концов, то ли буржуя этого швейцарского уломали песка на лед насыпать, то ли у пана президента водитель отличный оказался, — но заехал таки г-н Квасьневский в гости к нашему президенту.
У меня в архиве даже сохранилось парочка фотографий с этой встречи, которую я нагло сделал собственной «мыльницей»…
На этот раз проблем с транспортом в Польше не было. Г-н Назарбаев двигался по польской столице и от Варшавы до Гданьска совершенно спокойно. Этому способствовал тот факт, что большой политической нагрузки этот визит не нес. Да, и трудно говорить о политике, после подписания всего лишь 3-х соглашений по не самым существенным вопросам казахстанско-польских отношений. Они касаются взаимодействия в сфере борьбы с организованной преступностью, взаимной помощи по таможенным делам, и сотрудничества между двумя нашими столичными городами — Астаной и Варшавой.
Майский промоушн
Гораздо важнее политических в Польше (впрочем, как и до этого в Словении) оказались экономические вопросы. Казахстанский президент не просто выступил грамотным промоутером нашего села перед польскими сельхозпереработчиками. Он еще и рассказал, полякам, что согласно недавно подписанного договора с Москвой, Казахстан увеличит поставки своей нефти в Европу, по российским трубопроводам. А в Гданьске, где наш президент тоже побывал, работает самый крупный европейский морской порт. Так, что выгода от сотрудничества в этой области может быть не только взаимовыгодной, но еще и очень, и очень прибыльной для обеих сторон…
Суммируя сказанное, необходимо подчеркнуть, что все недавние официальные визиты лидеров республики (и президента, и премьер-министра, и госсекретаря) показывают, что казахстанская дипломатия, наряду со своей знаменитой политической многовекторностью, стала применять и принципы конкретной экономической выгоды для страны.
«Belye Nochi » for mr. Bush
Честно говоря, настоящих «Белых ночей» президент США Дж.Буш — младший в Санкт-Петербурге так и не дождался. Плотный график борьбы с международным терроризмом не позволил американцу посетить город Петра в июне, когда эти самые ночи цветут во всю. Но, думается, что увиденное в двух российских столицах доставило «Другу Джорджу» массу удовольствия.
Ещё в детстве я читал про спесивых техасских нефтемиллионерах в Европе. Как они в конце 19-начале 20-го веков поражали тихих европейцев своей чванливостью и бесподобным бескультурьем. С тех пор, мало что изменилось…
Но техасец и потомственный нефтемагнат господин Буш, на поверку, оказался не таким уж спесивым. В Кремле он все поцокивал языком, восхищаясь богатством убранства его бесчисленных залов. В Питере же американский президент, так, вообще, не стал снимать со своего лица маску удивленного восхищения , пока его водили по Эрмитажу, Русскому музею, и возили по вечерней, но почти уже «белоночной» Неве.
Вспомнит все
О том, что он американец Джордж Буш-мл. вспомнил в дни своего первого визита в Россию лишь трижды. Первый раз, когда жевал жевачку на двусторонних переговорах в Кремле (правда, он все-таки, догадался ее потом выбросить). Второй, — когда пришел в гости к студентам Санкт-Петербургского Университета (тут российская молодежь полностью «купилась» на все приемы опытного американского политика). И, в третий раз г-н Буш проявил свою исконную американизированность, когда в Питере на целый час растянул свое посещение местной синагоги (в США до сих пор не отменено действие поправки «Джексона-Вэника» в отношении России; хотя сама поправка принималась еще в 70-е годы, и являлась «торговой местью» СССР, который препятствовл, по мнению американцев выезду из страны евреев).
Панибратство или дружба?
Визит президента США в Москву и Санкт-Петербург внешне напоминал визит президента Казахстана в Словению и Польшу. И там, и там внешнеполитические и культурные программы превалировали. Но беда статуса «великой державы» заключается в том, что ему постоянно надо соответствовать. Эта беда уже довела в свое время Советский Союз до распада. Сегодня, точно также, мучаются и Соединенные Штаты Америки.
Поэтому-то Джордж Буш-мл. в роли президента США явно скучал, когда его российский коллега — Владимир Путин начинал прилюдно говорить о важности подписанного ими Договора о сокращении наступательных стратегических потенциалов, или, о проблеме «стали и окорочков». Американцу, в первую очередь, хотелось выглядеть и говорить о том, как он подружился со своим молодым российским коллегой. О своих теплых чувствах в рамках теории «патронаж юной русской демократии» г-н Буш говорил столь часто, что даже радушный хозяин московских и питерских чудес света явственно стал нервничать. И чекистскому терпению приходит конец!..
Большинство экспертов сходятся на том, что подписанный в Москве Договор — документ чисто технический, а не военно-политический. Мол, обе стороны Договора, так и так, собирались сокращать свою боевую мощь в этом секторе обороны. Одни — из-за отсутствия денег. Другие — по причине переориентации собственной оборонной политики.
Но «собираться» — это еще не значит сделать. В истории существует много примеров, когда благие или просто рациональные решения так и застревали на этапе «собирались»…Вспомнить, хотя бы, все то, что предшествовало второй мировой войне.
В силу этого, подписание президентами Бушем и Путиным соответствующего договора, является важным стабилизирующим международную жизнь документом. И, как говорится, дай бог, ему здоровья.
Об особенностях национального мышления
А вот, конкретные экономические вопросы на российско-американских переговорах на высшем уровне «не пошли». И тому есть несколько причин.
О некоторых уже было сказано выше. А главная из них, — это то, что и США, и Россия настолько громадные и хозяйственно-неповоротливые страны, что им легче поссориться, чем о чем-либо конкретном договориться. Сотни тысяч производителей, миллионы бюрократов, десятки миллионеров, имеющих свои политические интересы — такую «глыбу» сдвинуть с места не просто. Еще сложнее, когда такие «глыбы» существует в обеих странах, которые решили «сообразить на двоих» что-нибудь совместно-экономическое.
И потом, и у американцев, и у россиян, в отличие от остального мира, в головах сидит слишком много политики. А политика, — это догмы. Догмы же еще никогда не способствовали развитию нормальных экономических отношений.
Видимо, именно поэтому, Джордж Буш — мл., показав в России свое «человеческое лицо» (не политическое), познал успех у московской и питерской публики, но не был понят российским истеблишментом. Да и в Вашингтоне его не все поняли…