Готовиться к худшему - думать о будущем - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Готовиться к худшему - думать о будущем

Готовиться к худшему - думать о будущем

В Шымкенте произошло землетрясение в 7 баллов. Пока учебное.

  • 29 Июля 2009
  • 2078
Фото - Caravan.kz

В Шымкенте целую неделю шли комплексные учения по предотвращению последствий сильнейшего землетрясения.
Вероятность оного в Шымкенте очень высока: город расположен в зоне повышенной сейсмичности. По официальным данным в год в Шымкенте регистрируется до 2-3 вполне ощутимых подвижек земной поверхности. И хотя это лишь отголоски катаклизмов в более южных районах, тем не менее шансов оказаться в эпицентре семи-, а то и восьмибалльной «встряски» у шымкентцев хватает. И пока еще наука не в состоянии точно спрогнозировать, когда и где грянет очередная (и, пожалуй, самая страшная природная катастрофа), готовиться нужно к худшему.
По оценке специалистов-ЧСников, в случае семибалльного землетрясения Шымкент будет представлять собой поистине устрашающее зрелище.
Разрушенными окажутся порядка 25 тысяч жилых зданий, более 200 промышленных объектов получат значительные повреждения, которые усугубятся неизбежными техногенными катастрофами.
Под обломками зданий в результате землетрясения в первые же часы погибнет минимум 6 тысяч человек, более 60 тысяч получат тяжелые травмы, будут нуждаться в экстренной медицинской помощи (в случае, если стихия накроет город ночью, количество жертв возрастет на порядок)
. Город окажется практически полностью обесточен и обезвожен — линии электропередач, а также водопроводы будут практически полностью уничтожены. К тому же разрыв газовых коммуникаций способен стать источником огромных пожаров.
В общем, красок на описание апокалипсиса специалисты ЧС-ники не жалели, тем более что того требовали и сами условия учений — максимально жесткая ситуация. Тем более, что в реальности, чего не скрывают специалисты, картина может оказаться даже еще хуже.
Учения, развернутые департаментом по чрезвычайным ситуациям, совместно с городским акиматом и всеми экстренными и правоохранительными службами, выявили ряд показательных моментов.
Так, в первый день учений, в разных частях города в 9 утра были слышны оглушительные завывания сирен. Это на всех промышленных предприятиях и в организациях (а в Шымкенте активно задействованными оказались практически все крупные заводы и фабрики) был подан условный знак к началу учений. И, в общем-то, часть населения Шымкента благодаря местным ТВ и прессе была в курсе, что в городе проводится учения по своеобразной гражданской обороне. Но остальная часть осталась в некотором шоке от тревожного рева.
Конечно, случись настоящее сильное землетрясение, население узнало бы об этом и без сирен. Но тут сразу встает вопрос об оперативном и постоянном оповещении — все- таки в городе имеются несколько бомбоубежищ, планируется развертывание палаточного городка, штаба управления и центра спасения, в общем, информированность населения далеко не второстепенный вопрос.
При разрушениях вряд ли у людей будет возможность смотреть телевизор или даже слушать радио. А вот услуги операторов сотовой связи здесь бы могли проявить себя очень разнообразно (наш человек сотовый телефон берет с собой даже когда ложится спать). Однако шымкентские операторы видимо сами оказались застигнутыми врасплох. И даже не смогли внятно сказать, насколько сейсмоустойчивы их основные станции и башни, не говоря уже об организации сервиса экстренных оповещений. Но будем надеяться, что благодаря учениям здесь будут сделаны необходимые подвижки.
Идем дальше — бомбоубежища. По данным того же ЧС, в советское время в Шымкенте бомбоубежищ, рассчитанных на ядерную войну, было построено несколько десятков. Правда, многие из них сейчас оказались в частной собственности и переделаны. А местоположение тех, что остались, продолжает держаться в таком секрете, что видимо большинство населения так и не узнают где же им можно спасаться. Впрочем, как показывает мировая практика, спасение людей во время землетрясения зависит не от того, сумеют ли они добежать до убежища, но смогут ли они выбраться из разрушающихся зданий. Так что бомбоубежища оставим для бомбежек.
На ряде объектов, где проводились показательные учения комплексного взаимодействия, смотреть на работу спасателей было одно удовольствие.
Скажем, условный взрыв газа в многоэтажном жилом доме в центре Шымкента. Тут и полиция все качественно оцепила, и спасатели в считанные минуты оборудовали подъемники и канатные дороги для экстренной эвакуации, и медики работали оперативно и слаженно и т.д. и т.п.
После часа «Х» разрушенный Шымкент должен как-то обосновываться в полевых условиях. Каждое крупное предприятие обязано иметь своего рода чрезвычайный запас — палатки, раскладушки, походную и полевую экипировку. Но главными, конечно, остаются резервы ЧС-ников и муниципальных органов.
В Шымкенте полевой палаточный городок всегда расквартировывается в районе бывшего Комсомольского озера, примерно в 5 км от города. Заметим, что учебный городок здесь разбивают уже не в первый раз. Однако вдруг выяснилось, что миграционная полиция почему-то совершенно не имеет ни плана городка, ни схему основных пунктов жизнеобеспечения населенного пункта.
Зато порадовала команда общества «Красного Полумесяца», которая малыми силами развернула бурную деятельность, давшую фору официальным органам здравоохранения.
Относительно продовольствия пришлось констатировать, что у Шымкента нет и не предвидится собственных стратегических запасов еды. Однако эту функцию должны будут взять на себя коммерческие структуры — супермаркеты и магазины. Склады которых, даже если и засыпет, откапывать долго не придется. Тем более что обеспечение потребуется только на первых порах — далее продовольственный вопрос будет решаться уже за счет поставок из других городов Республики.
В общем и целом, учения прошли успешно, но все же будем надеяться, что реальные усилия «в боевой обстановке» никогда Шымкенту не понадобятся.