Егор Каппель: К деликатной сфере - деликатный подход - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+17 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Егор Каппель: К деликатной сфере - деликатный подход

Егор Каппель: К деликатной сфере - деликатный подход

На прошлой неделе отечественные СМИ опубликовали распоряжение Главы государства, председателя Ассамблеи народа Казахстана Нурсултана Назарбаева о созыве XVI сессии АНК. Форум пройдет в Астане 20 октября.

  • 30 Сентября 2010
  • 2347
Фото - Caravan.kz

Подготовка к нему уже началась. В контексте предстоящего события встреча нашего корреспондента с депутатом Мажилиса Парламента, избранным от Ассамблеи народа Казахстана, Егором Каппелем оказалась, что называется, «в тему». В беседе, которую по обоюдному согласию мы определили форматом «без галстука», Егор Яковлевич поделился личным мнением относительно различных аспектов деликатной и тонкой сферы межэтнических отношений.

– В советский период Казахстан называли «лабораторией дружбы». Период независимости ознаменовался появлением в политическом лексиконе новой идиомы «уникальная модель межэтнического согласия». Оба эти определения говорят о некоторой специфической особенности, присущей нашей стране. В чем, по-вашему, она состоит и каковы ее отличия в советском и постсоветском периоде действия?

– Лаборатория дружбы, оплот дружбы – действительно, такие определения были весьма популярны в советское время. Они не сходили с передовиц центральной прессы, телевидения и радио. Однако после развала СССР стали предметом, если так можно выразиться, политической обструкции.

Многочисленные политологи, эксперты и аналитики в унисон запели иную песню, дескать, воспетая дружба народов СССР была раздутым идеологическим пузырем и никакой практической основы не имела. Возможно, для других постсоветских государств подобное мнение и верно. Но только не для Казахстана, где традиции дружбы представителей различных народов формировались под влиянием объективных факторов, нередко трагических и драматичных.

На протяжении многих веков в Казахстан шли переселенцы, насильственно изгнанные со своих исконных земель, шли в надежде на сострадание, в поиске сочувствия. И здесь, на гостеприимной казахской земле, они их обретали сполна. Политические репрессии, Великая Отечественная война, целинная эпопея – все эти трудные вехи нашей общей истории не подлежат конъюнктурной ревизии. Они есть факт, а факты – вещь упрямая.

Уникальность нашей модели межэтнического согласия, на мой взгляд, состоит в первичности реально сложившихся взаимоотношений, на базе которых мы начали сообща созидать казахстанскую государственность. Ведь к моменту обретения независимости в нашей стране уже существовала общность людей с особой ментальностью, характерные черты которой – толерантность, глубокое взаимопроникновение культур, переплетение традиций. Мы видим подтверждения тому в нашей повседневной жизни, на уровне бытовом, соседском, семейном.

К примеру, Иван, надумавший женить сына и пригласить на свадьбу друга Сакена, постарается сделать так, чтобы торжество не выпало на период священного месяца Рамазан. А бабушка Нурзия, отмечая айт, понесет пышные баурсаки своей украинской соседке. И такое взаимное уважение к традициям есть норма нашей жизни. Норма совершенно естественная и очевидная. Я очень рад, что мы к этому пришли практическим путем и закрепили наши отношения конституционно. Наша особая, гуманная ментальность нашла отражение в преамбуле к Основному закону: «Мы, народ Казахстана…»

Сегодня, я уверен, отношения между представителями различных этнических групп являются прочной основой для построения нашего общего будущего не только на бумаге. Все сомневающиеся в этом уже сделали свой выбор. Вы помните, какими миграционными процессами сопровождались первые годы независимости: многие тогда в стремлении решить свои прежде всего экономические проблемы подались в «иные берега». Кто хотел уехать, уехали. Обрели они счастье? Не думаю. Много знаю примеров, когда люди, воссоединившись со своей исторической родиной, осознавали, что корни их уже проросли в Казахстане и здесь и остались…

– Согласна с вашими доводами, но все же существует мнение о том, что нацио­нальный вопрос на уровне государства аналогичен вопросу супружеской верности на уровне семьи: пока на нем не «зацикливаются», все в порядке. Если же он выносится «в повестку дня» – значит, есть причины для беспокойства… Считае­те ли вы, что эту тонкую сферу человеческих взаимоотношений необходимо регулировать какими-то специфическими механизмами и инструментами? Разве недостаточно того, что по Конституции все граждане страны равны в правах вне зависимости от национальной, социальной и религиозной принадлежности?

– Я понял ваш вопрос и отвечу так: регулирование сферы межэтнических отношений на государственном уровне необходимо. Объясню почему. Мы уже отметили, что традиции дружбы представителей разных этнических групп в нашей стране складывались естественным образом. При этом государственная политика советской эпохи в национальной сфере была не лишена перекосов и перегибов. Установка на нивелирование культурных различий, активный процесс обезличивающей «советизации», пресечение любых попыток выражения нацио­нальной самобытности, свойственные той эпохе, породили немало обид. Обид не на конкретных людей, подчеркиваю, но на режим, на систему управления государством, в которой злополучная «пятая графа» нередко играла роковую роль. Мне, как этническому немцу, знакомо это чувство. С подобными проблемами сталкивались, уверен, и представители других национальностей. В том числе и сами казахи, не имевшие возможности говорить на родном языке, развивать свою самобытную культуру.

Та былая обида и сегодня еще имеет синдром «фантомных болей», ущемленная национальная гордость требует компенсации. И компенсировать эту обиду нужно грамотно и деликатно. Прежде всего на законодательном уровне. Потому в нашем законодательстве эта тема не ограничивается нормами Конституции. Она также находит отражение в законах об Ассамблее народа Казахстана, о гос­языке и о других языках.

Кроме того, первые годы после распада СССР, когда на территории бывшей супердержавы то и дело имели место кровопролитные конфликты на национальной почве, убедительно подтвердили: государство не может и не должно пускать на самотек процесс взаимодействия этносов. В любом полиэтничном обществе изначально заложен мощный потенциал, который может быть и конфликтным, и созидательным. И согласитесь, в истории немало примеров, когда «национальная карта» активно разыгрывалась в конъюнктурных политических целях. Этого нельзя допускать. Послед­ствия подобных процессов могут быть непредсказуемыми и очень опасными…

– Кстати, о конфликтном потенциале. По результатам социологического опроса, проведенного недавно по заказу КИСИ Международным институтом региональных исследований «Открытое общество», 3% респондентов считают, что в нашей стране есть основания для проведения акций протеста, и 18,2% не исключают такой возможности. В числе признаков, характеризующих социальное самочувствие, присутствует и такой: состояние межэтнических отношений. Как вы считаете, содержит ли он в себе взрывоопасный потенциал?

– Думаю, оснований для подобных оценок, в частности по состоянию меж­этнических отношений, нет. У нас достаточно внятная законодательная база, и прежде всего Конституция, положения которой запрещают разжигание межнациональной розни и дискриминацию по какому-либо признаку. Подобные проявления подразумевают уголовную ответственность. Кроме того, не нужно сбрасывать со счетов ресурс Ассамблеи народа Казахстана.

За свою пятнадцатилетнюю историю этот орган из консультативно-совещательного трансформировался в конституционный, обрел представительство в Парламенте. Сегодня АНК имеет и свой Научно-экспертный совет, где серьезно изучаются и анализируются состояние межэтнических отношений в стране и предпосылки их изменения. Плюс к этому в ассамблее действует «золотое правило», сформулированное председателем АНК, Главой нашего государства: депутаты Парламента, избранные от ассамблеи, не могут представлять в законодательном органе какую-либо определенную этническую группу. Они представляют народ Казахстана. И это верно.

Иногда приходится слышать от представителей национально-культурных центров такие речи: «Вот выбрали бы меня в Парламент, я бы защищал интересы своего этноса». Вопрос, от кого и от чего защищать? Моя позиция – надо не защищать, а достойно представлять в высшем законодательном органе страны интересы всего народа Казахстана.

– Егор Яковлевич, одним из приоритетов казахстанской программы председательства в ОБСЕ выдвинут принцип толерантности. Срок нашего нахождения у руля этой международной организации уже близится к завершению. Скажите, удалось ли нам продемонстрировать мировому сообществу продуктивность казахстанской модели межэтнического согласия?

– Конечно. Мне и моим коллегам, депутатам от Ассамблеи народа Казахстана, часто приходится участвовать в различных совещаниях, говорить с нашими коллегами. Своим опытом мы делились с официальными представителями Великобритании, России, Болгарии. И должен сказать, что к ассамблее наши зарубежные партнеры проявляют очень большой интерес. Особенно по факту обретения ею конституционного статуса. Этот опыт изучается, анализируется. Мы не кричим о том, что все у нас благополучно. Безусловно, есть вопросы, которые мы стремимся решать в конструктивном русле. И этот уникальный опыт во многом определил наше право председательства в ОБСЕ. Мы доказали, что и такой многонациональной страной, в которой представлено более 140 этносов и более 40 религиозных течений, можно управлять без кровопролития и антагонизмов.

Знаете, когда решался вопрос председательства Казахстана в ОБСЕ, к нам часто наведывался с визитами верховный комиссар Организации по делам национальных меньшинств Кнут Воллебек. Мы встречались с ним неоднократно и в кулуарных беседах высказывали мнение о том, что определение «национальное меньшинство» в нашей стране считается неполиткорректным, оно как-то слух режет. Проникнувшись атмосферой, царящей в Казахстане, верховный комиссар и сам пришел к тому же выводу, но при этом задался вопросом: а как же меня тогда называть?

Но это так, к слову. Если говорить серьезно, то меня, например, коробят заявления некоторых публичных людей, занимающих государственные посты в странах развитой демократии или облеченных духовным саном, как то: сегодня я сожгу Коран или нарисую оскорбительную карикатуру! Как могут такие вещи исходить от здравомыслящих людей? Это непонятно.

Современный мир есть разнообразие и тесное переплетение культур, традиций, языков. Попытки разорвать эти связи к добру не приводят. И напротив, стремление их упрочить – дело благородное и продуктивное. В этом процессе участие государства также очень важно. Поэтому огромной заслугой нашего Президента, Лидера нации Нурсултана Назарбаева я считаю неустанные усилия по налаживанию межрелигиозного диалога. Уважение к иной культуре, к иной вере нужно воспитывать в молодом поколении людей.
Это запас прочности той самой нашей особой ментальности, особой ауры восприятия жизни, о которой мы говорили выше и которая непременно произрастет ростками высокой духовности в грядущих поколениях казахстанцев. Я в это верю…

Источник: Ольга КАЗАНЦЕВА, «Казахстанская правда»