То есть, до дня вступления в ВТО. Он собирается открыть свои финансовые рынки для нерезидентов раньше, чем того потребуют страны-члены ВТО в ультимативной форме.
На днях финансисты обсуждали такой насущный вопрос как вступление Казахстана в ВТО и предстоящее открытие доступа на рынок финансовых услуг иностранных финансовых компаний. До сих пор существуют серьезные ограничения для присутствия иностранного капитала. Это обусловлено тем, что отечественные финансовые рынки должны были пройти период становления. Без тепличных условий, созданных для них в стране, наивно было рассчитывать на то, что сами собой, закаленные в жестокой конкуренции, появятся устойчивые и перспективные банки второго уровня или страховые организации. Иностранный капитал мог задавить своей мощью зарождавшиеся субъекты финансового рынка в одночасье.
Именно поэтому Казахстан по возможности оградил свой рынок от финансовой экспансии. Например, на страховом рынке до сих пор запрещается создание филиалов страховой организации-нерезидента.
Суммарный оплаченный капитал страховых организаций с иностранным участием не должен превышать 50 процентов суммарного оплаченного капитала страховых организаций. Не менее одной трети членов совета директоров и правления страховой или перестраховочной организации с участием нерезидента РК должны составлять казахстанские граждане. Кроме того, «изъятия» распространяются и на вывоз капитала. Например, за пределы Казахстана по договорам перестрахования может быть передано не более 85 процентов от всех страховых премий. В принципе, это очень высокий показатель, означающий «экспорт страхового рынка», — но такая лояльность к страховым компаниям объясняется тем, что они на стартовом этапе не имели достаточного капитала, чтобы перестраховать риски.
Приблизительно такая же картина по ограничениям сложилась в банковском секторе: суммарный объявленный уставный капитал банков с иностранным участием не может превышать 50 процентов совокупного объявленного уставного капитала всех банков республики; открытие филиалов иностранных банков запрещено; не менее чем один член правления банка с иностранным участием должен быть гражданином Казахстана. Но здесь есть и еще одно правило: не менее 70 процентов всех работников банка с иностранным участием должны являться резидентами Казахстана.
Что интересно, персонами нон-грата в финансовом секторе страны объявлены юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах или компании, в уставном капитале которых участвуют юридические лица, зарегистрированные в оффшорной зоне.
Они не могут быть учредителями казахстанской страховой организации, банка, компании, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами (КУПА) или акционером банка и КУПА. Зато нерезидент, имеющий высокий рейтинг, может быть учредителем или акционером КУПА. Открытый доступ для иностранных финансовых организаций на пенсионный рынок объективно должен был способствовать привлечению профессиональных организаций и квалифицированных специалистов. Впрочем, дефицит грамотных топ-менеджеров в системе КУПА наблюдается и поныне: некоторые КУПА даже лишились своих клиентов в лице накопительных пенсионных фондов, поскольку не смогли эффективно управлять пенсионными активами в тот период, когда тенге стал неожиданно укрепляться.
Правильно ли действовали головные финансовые институты, в частности, Нацбанк, избрав тактику защиты от иностранного капитала? В целом эти меры были оправданы и, возможно, они продолжали бы действовать еще на протяжении нескольких лет, если бы не грядущее вступление Казахстана в ВТО, которое может произойти, по некоторым прогнозам, в 2005-2006 годах. Некоторые банки стали уже достаточно зрелыми, и, вероятно, смогут выдержать натиск иностранного капитала. А вот страховой рынок, хоть и демонстрирует замечательные успехи, стремительно развиваясь (за последние десять лет он в среднем прибавлял в весе на 180 процентов ежегодно), все же вызывает опасения по части своей конкурентоспособности.
Тем не менее, уже в ближайшее время в Казахстане, по всей вероятности, будет снят запрет на открытие филиалов иностранных финансовых организаций на территории Казахстана. По мнению экспертов, это позволит нам извлечь, прежде всего, политическую выгоду: повысится имидж страны. Но есть и экономические плюсы: на рынок сразу же придут новые игроки, что повысит уровень конкуренции, введет новые банковские технологии и квалифицированные кадры.
В ряду «позитива» есть еще и вероятные прогнозы. Возможно, благодаря «новой крови» активизируется и рынок ценных бумаг, а усилившаяся конкуренция подвигнет финансовые организации пересмотреть свою кредитную политику. Тогда заимствования станут более дешевыми и более «длинными».
У подобного либерализма с открытием новых возможностей для иностранного капитала есть и обратная сторона. Во-первых, «просто разрешить, и все» — неблагоразумно, поскольку даже развитые страны всегда опасаются это делать без оглядки. Во-вторых, тогда идея создать в Алматы международный финансовый центр потерпит фиаско. К тому же, филиалы — это довольно «ветреный» финансовый институт, который может тут же покинуть страну, как только пребывать в ней станет невыгодно (экономический спад, различные политические причины). Для Казахстана такой вариант не подходит, потому что он заинтересован в стабильности финансового рынка и пребывании на нем «патриотических игроков».
Выбор сегодняшнего дня, в принципе, невелик. Либо разрешить, либо воздержаться. Первый вариант прорабатывается тщательнее. Правда, пока еще неясно, будут ли выдвигаться какие-то исключительные условия для иностранных финансовых организаций, желающих внедриться на казахстанский рынок.
Опасаться, конечно, можно, но вот опыт стран Восточной Европы и стран, повергнувшихся влиянию азиатского кризиса свидетельствует о том, что иностранные банки оказали там «оздоравливающее влияние» на банковский сектор (тьфу-тьфу — эти кризисы!). Но они не сразу пришли — сначала были филиалы, которые в буквальном смысле проложили дорогу в будущее. Именно благодаря иностранным банкам в той же Восточной Европе улучшились тенденции по кредитованию малого и среднего бизнеса, развитию розничного банкинга.
Первый шаг — он всегда трудный. Только когда он уже сделан, можно понять, в правильном ли направлении.