Представители 15 авторизированных дилеров ведущих мировых производителей подписали открытое обращение к главе государства, в котором выразили свое несогласие с возможным изменением таможенного законодательства.
Подсчитаем наши денежки
В последние годы на дорогах нашего Отечества автомобилей заметно прибавилось. Казахстанцы все больше отдают предпочтение надежным и престижным новым иномаркам. Это вызвано, в первую очередь, улучшением благосостояния в республике. Кроме того, у среднего класса появилась возможность рассчитаться за приобретенное авто за счет кредита в банке.
И если автомобили российского производства пользуются стабильным спросом, то спрос на продукцию автозаводов дальнего зарубежья постоянно растет. Именно поэтому в стране появилась целая сеть магазинов и автосервиса дилеров всемирно известных фирм-производителей.
Видимо, этими обстоятельствами и объясняется все чаще обсуждаемый в некоторых правительственных кабинетах вопрос о якобы назревшей необходимости поднятия ставок таможенных пошлин на импортные автомобили. Решение понятное: если становится больше машин, значит, можно больше собрать налогов с их владельцев и поставщиков.
Подобные меры принимаются в некоторых странах, где имеется своя автомобильная промышленность, как средство защиты отечественных производителей. В Казахстане таких производств с серьезными перспективами мы пока не имеем. Значит, цель одна — пополнить казну за счет потребителя.
Однако с этим не согласны представители автомобильного рынка республики. Как и во многих республиках постсоветского пространства, у нас существует два вида возможности приобретения средств передвижения. Можно поехать на автомобильную барахолку и выбрать понравившееся, правда, подержанное авто. Другой способ — это пойти в магазин к официальному дилеру хорошо зарекомендовавших себя на рынке компаний и стать владельцем нового автомобиля с гарантией и сетью техобслуживания.
По данным САДК, за 2002-2003 годы в Казахстан было ввезено 154119 иномарок. В государственную казну поступило в виде таможенных пошлин и налогов около 69 млн. долларов.
Из общего количества завезенных машин, только 6232 автомобиля были поставлены на казахстанский рынок официальными дилерами заводов-производителей — так называемыми «белыми» поставщиками. Это всего 4 процента импорта автомобилей в нашу республику. Однако государство получило почти 30 процентов от всей суммы налогов именно с официальных дилеров.
2906 новых автомашин или около 2 процента от общего числа, поставлено в страну «серыми» дилерами — юридическими и физическими лицами-перекупщиками. С них государство получило менее 8 процентов налогов от всех поступлений.
Самое большое количество автотранспорта было ввезено в Казахстан частными или юридическими лицами — это 144981 единиц или 94 процента. Это уже подержанные автомобили, которые в дальнем зарубежье по тем или иным параметрам не подходят их бывшим владельцам. В казну от этих поставок поступило лишь 63 процента от общей суммы налогов. Разница от поступлений в казну ощутимая.
За последние годы объем импорта автомобилей на казахстанский рынок стабильно увеличивался на 50-70 процентов в год. В 2004 году, по прогнозам аналитиков в республику поступит 160 тысяч машин. Если подсчитать, то отчисления в государственную казну составят около 112 млн. долларов. Это почти в два раза больше, чем за последние несколько лет.
Что будет, если…
Если Правительством РК все же будет принято решение об увеличении таможенных пошлин на ввозимые в нашу страну новые автомобили, то это повлечет резкий и значительный рост цен на автомобили.
Те же 15-20 процентов увеличат стоимость машин у официальных дилеров, что сделает новое авто опять недоступным для определенной категории потребителей. Объемы продаж сократятся примерно на 25-30 процентов и как следствие, бюджет Казахстана получит не более 78 млн. долларов, а реальные потери составят десятки миллионов долларов США.
Пострадает бюджет, пострадает потребитель. И это при том, что власти сами должны быть заинтересованы, чтобы по улицам наших городов бегало все больше новых, надежных и экологически чистых автомашин!
Предполагаемое решение правительства лишит многих частных предпринимателей условий для бизнеса, что приведет к сокращению рабочих мест. На сегодня официальными дилерами автопроизводителей с учетом сервисного обслуживания и взаимного партнерства, создано более 10 тысяч рабочих мест по всей стране. Более двух тысяч граждан Казахстана получили работу только в прошлом году.
Будет нарушена уже устоявшаяся и продолжающая прогрессировать, инфраструктура отечественного авто рынка, сократятся многие социальные программы, проводимые благодаря его развитию и укреплению.
Только за 2003 год суммарные инвестиции официальных автодилеров в экономику нашей страны составили 30 млн. долларов США. Пострадает честный бизнес, открытая, прозрачная налоговая политика, цивилизованный авторынок и сеть сервисного обслуживания.
Эти последствия просчитаны Союзом автодилеров. Но пока дилеры нагнетают страсти и пытаются отстаивать свои интересы, перегонщики подержанных автомобилей замерли в ожидании.
Ведь ясно, как дважды два, что повышение цен на новые автомашины сразу же скажется на ценах подержанных авто, что опять сократит число покупателей. Сбытчики начнут искать более изощренные пути для неуплаты налогов, вырастет коррупция в таможенных и других государственных службах, и казна недополучит десятки миллионов тенге. И все же, потребитель пойдет на более дешевый рынок, и будет приобретать устаревшие, «списанные» в цивилизованных странах ввиду их экологической опасности или других изъянов автомобили.
И хотя реализация подержанных автомашин уже сказывается на экологии страны, что особенно актуально для южной столицы, где дымят и стоят в заторах тысячи непригодных авто, у граждан, имеющих желание приобрести средство передвижения, есть выбор. Пусть этот выбор некачественный, но он есть. Переход к цивилизованному рынку рано или поздно осуществится: запросы людей постоянно растут, и уже скоро большинство потенциальных покупателей перестанет интересовать «вторичный рынок». А форсирование событий с очередным повышением таможенных пошлин может лишь вернуть в тень тех, кто недавно оттуда вышел. Поэтому правительству лучше не спешить: тише поедет, больше получит.