Снижение тарифов на сотовую связь в Казахстане: кому это надо? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Снижение тарифов на сотовую связь в Казахстане: кому это надо?

Снижение тарифов на сотовую связь в Казахстане: кому это надо?

А надо это, конечно, в первую очередь нам - конечным потребителям. И в узких кругах, и в обширных, и мы на кухнях, и высоколобые эксперты за круглыми, во всех смыслах столами, констатируют одно - тарифы на мобильную связь в Казахстане самые высокие в странах СНГ, они… в принципе, неправомерно высокие.

  • 12 Августа 2010
  • 4253
Фото - Caravan.kz

Да что там, в «сильно похожих на нас странах», по тарифам на мобильную связь мы опередили даже «сильно не похожие на нас страны». Например, средний тариф по Европе — 6.5 евроцентов, у нас — 12…

Камнем преткновения в снижении стоимости на сотовую связь в Казахстане являются ставки на Интерконнект — межсетевую связь (когда абонент одной сотовой компании звонит абоненту другой, и этот другой платит определенную сумму). В Казахстане стоимость Интерконнекта — 19.98 тенге и, по мнению, представителей Агентства Республики Казахстан по Защите Конкуренции и Министерства Связи и информации РК эта ставка непомерно высока (в три раза (!) выше, чем в соседней России) и именно она является причиной самых высоких цен на услуги сотовой связи на всей территории СНГ.

На данный момент на рынке сотовой связи Казахстана наблюдается дуополия, когда его делят два игрока KCell и Beeline (90% рынка). Два сотовых оператора, установившие межсетевые тарифные ставки в 19.98 тенге (или 14 центов), внутри своих сетей определяют цены на Интерконнект ниже, чем 19.98, удерживая, таким образом, абонентов внутри своих сетей. Также они имеют возможность устанавливать ту стоимость сотовой связи внутри собственных сетей, которая позволяет получать им сверхприбыль. Третьи же игроки не могут предложить абонентам более низкие тарифы и тем более низкую ставку на Интерконнект. Как бы ни понижали тарифы внутри сети третьи игроки, их абонентам невыгодно совершать звонки на других операторов.

В итоге плохо не только третьим и четвертым операторам. Плохо — нам, потребителям, так как не подстегиваемые конкуренцией два больших игрока не спешат разнообразить для нас свои предложения, снижать стоимость связи и внедрять новые технологии.

Но! Наконец и на нашей захолустной потребительской улице наступил праздник — за наши права на доступную сотовую связь серьезно вступились Агентство Республики Казахстан по Защите Конкуренции и Министерство Связи и Информации РК.

Понижение расчетной стоимости связи на Интерконнект рассматривается Агентством Республики Казахстан по Защите Конкуренции и Министерством Связи и информации РК как принципиальный этап в процессе снижения тарифов на все услуги сотовой связи, так как его прохождение приведет к усилению конкуренции и резкому снижению цен на все услуги сотовой связи.

«Высокие ставки на терминацию вынуждают выплачивать в пользу доминантов значительные суммы. В 2009 году Европейский Банк Реконструкции и Развития сделал большой межстрановой сопоставительный анализ рынка услуг телекоммуникаций, и он оценил уровень развития рынка коммуникаций Казахстана как низкий и дорогой. Интерконнект был одной из основных причин сложившегося положения. Рекомендации ЕБРР — это государственное регулирование ставок на Интерконнект. Они считают это наиболее эффективным методом развития рынка телекоммуникаций и особенно рынка мобильной связи Казахстана. В Европе так и сделали», — сказал заместитель председателя Агентства РК по Защите Конкуренции Рустам Акбердин на прошедшем недавно семинаре «Регулирование тарифов на Интерконнект».

Еще ранее правительство в лице АЗК и МСИ начали действия по инициации снижения тарифов на все услуги сотовой связи, и последний год все казахстанцы свидетели тому, как сильно сотрясает крепкую средневековую, недоступную дотоле для внешних «врагов» стену… KCell и BeеLine — стену монополистов, занимающих 90% рынка мобильной связи, и поделивших его пополам.

Осаду держать — смысла нет. Добровольно или нет, но тарифы, и в том числе, на Интерконнект снижены будут — это факт. Но насколько — другой сакральный вопрос после первого — «как»? (добровольно или нет?).

Пока АЗК и МСИ хотят достичь снижения добровольно, но настроены по прошествии времени и на жесткие меры…

Рустам Акбердин: «Пока мы не хотим расчехлять свое оружие и применять жесткие меры, которые сопряжены с проведением расследований и предъявлением обвинений. Нами уже ведется несколько расследований в защиту прав потребителей против мобильных операторов, в том числе, на рынке роуминга. Однако МСИ ходатайствовало за мобильных операторов, и мы договорились, что займемся системным анализом ситуации с правовой точки зрения, экономической. Мы это закрепили в Проекте Программы развития рынка телекоммуникаций и конкуренции. Если же мирным способом вопрос со снижением ставки на Интерконнект решить не удастся, тогда АЗК включит свои усилия».

Изначально большие игроки рапортовали: «Мы поддерживаем инициативу правительства и по снижению ставок Интерконнекта в том числе». Но на скромном по форме и поистине эпохальном по содержанию семинаре «Регулирование тарифов на Интерконнект», терпящие осаду много и часто возражали в ответ на аргументы в пользу понижения ставок на Интерконнект, в частности, это неустанно делала компания Кар-Тел.

Но… Объективность, АЗК, МСИ и приглашенные на семинар авторитетнейшие западные эксперты, занимавшиеся в собственных странах снижением тарифов на Интерконнект констатировали: Коллеги! Вы — профессионалы и где-то даже гении (кто спорит!), вложили много инвестиций и т.д. и т.д., но вы… монополисты, и во всем мире ставки на Интерконнект первое — регулируются, второе — они ниже в разы.
«Поезд сверхприбылей» стремительно превращается «в точку», но монополисты не хотят с него спрыгивать, хотя пропасть близко (вот она — «если не захотите добровольно, включим жесткие меры и отрегулируем сами»). Почему? Хотят продлить «сверхприбыльное удовольствие» на свой страх и риск. Это раз.

Второе — важно потянуть время, как говорят в телекоммуникационно-мобильных кулуарах, чтобы третьим стало еще более невыносимо тяжело на рынке.
Как ни странно есть еще более худший вариант: гиганты могут пойти на встречу справедливому желанию правительства и снизить межсетевые тарифы с 19.98 (какие они сейчас есть) ну, скажем, до 15-ти. А это для третьих сильно лишних для монополистов роли не сыграет. А знаете почему? Потому что «между собой» монополисты давно установили межсетевые тарифы ниже 19.98., а это «по-научному» и как говорили международные эксперты по сути дискриминирующие, заградительные ставки Интерконнекта для малых операторов.
Монополисты устанавливают щадящие друг для друга ставки и третий — ни-ни! Ни-ни и низкие тарифы, и бурная конкуренция, и интересные предложения от игроков для потребителей… Так, кстати, до какого-то времени было и в России. Пока на «сговорившихся» не решили завести дела за «монопольные» действия, и тогда «сотовики» пошли на «междусобойный компромисс» — сами договорились о ставке на Интерконнект и сегодня в России они ниже в три раза, чем в Казахстане.

И наступят тишь да гладь и третий оператор, высокая конкуренция и низкие тарифы на все виды услуг сотовой связи. Третий на рынке мобильной связи — это не как в любви, здесь он как раз нужен. Для конкуренции.

— А какой он, рай для пользователей услугами сотовой связи? — спросите вы. Рай — это когда стоимость сотовой связи снизится на 30% при условии снижения ставок на Интерконнект. Стоит к этому стремится? Наверное, да. Тем более, если верить экономистам, большим игрокам будет немного плохо только вначале, а потом их прибыли могут даже вырасти, по той простой причине, что казахстанцы начнут пользоваться сотовой связью намного активней из-за ее большей доступности…

А сейчас казахстанец по статистике говорит 100 минут в месяц, против 200 — в России.