К ним едет ревизор - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+16 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
К ним едет ревизор

К ним едет ревизор

Официальная Астана радикально меняет свое отношение к крупным нефтяным инвесторам.

  • 26 Января 2007
  • 1266
Фото - Caravan.kz

Казахстанские власти намерены переоценить практику исполнения контрактных условий, считая завышенной цену за политические риски, которую страна платит крупным нефтяным инвесторам, пришедшим сюда в начале 90-х годов…
Тогда власти предоставили им сверхльготные налоговые условия и жестко гарантировали неизменность условий контрактов. С тех пор нефть подорожала в мире многократно, в 4-5 раз, а Казахстан считается привлекательным рынком инвестиций.
Теперь Астана считает, что расплатилась сполна с компаниями за их былую смелость и риск, и они должны платить в бюджет, исходя из современных реалий, а не начала 90-х годов.
Перегруппировка мытарей
Власти Казахстана усилят контроль над экспортно-импортной деятельностью крупнейших недропользователей страны. Новый премьер-министр Казахстана в первые дни своего премьерства уже успел подвергнуть критике иностранные нефтяные компании и потребовал от правительства ужесточить контроль над их действиями.
Недовольство Карима Масимова вызвало «неудовлетворительное» исполнение контрактов иностранными компаниями, которые, как говорится в сообщении пресс-службы правительства, «затягивают период разведки и задерживают начало коммерческой добычи, поднимая при этом затраты». По мнению Масимова, подобные действия наносят ущерб экономике Казахстана.
В прошлом году Казахстан снизил свой долгосрочный прогноз добычи нефти на 2015 год с 3 до 2,6 миллиона баррелей в день из-за задержки освоения месторождений на шельфе Каспийского моря. Так, начало добычи на гигантском месторождении Кашаган отложено из-за технологических трудностей на 2009-2010 гг., тогда как ранее первая нефть ожидалась здесь в 2005 году.
Международный консорциум, осваивающий газовое месторождение Карачаганак, заявляет о росте расходов на освоение проекта.
Согласно контрактам по Кашагану и Карачаганаку, правительство Казахстана начнет получать свою долю доходов только после того, как инвесторы возместят свои затраты на разработку месторождений. Масимов заявил о том, что все нефтяные контракты с иностранными компаниями должны подвергнуться проверке, и в случае выявления «недостатков» должны быть предприняты «своевременные меры».
А с 1 марта начнется их выборочная налоговая проверка. В число таких участников рынка включены 32 компании, в том числе нефтяные, среди которых — национальная «КазМунайГаз» (КМГ), международное СП «Тенгизшевройл» (ТШО), консорциум «Карачаганак Петролеум Оперэйтинг» (КПО).
Контроль и проверки будет проводить Специализированный отдел по работе с недропользователями (СОРН) в составе Налогового комитета Министерства финансов Казахстана, созданный в октябре с.г.
Для проведения проверок станут привлекаться и международные консалтинговые компании. В частности, Аджип ККО уже с осени прошлого года проверяется иностранной консалтинговой компанией в связи с переносом сроков добычи первой нефти и удорожанием стоимости Опытно-промышленной разработки Кашагана.
Ранее схожие функции выполнял Межрегиональный налоговый комитет в составе того же органа с центральным офисом в Атырау. Он сохранил статус и полномочия, но теперь будет применять их в отношении других недропользователей, приближающихся количественно к цифре 200.
Такая перегруппировка сил казахстанских налоговиков означает, что власти готовятся к серьезной кампании в отношении инвесторов. Усиление надзора подразумевает сбор информации для начала переговоров. На них правительство постарается убедить недропользователей, что однократный пересмотр прежних условий контрактов будет для тех лучшим выбором, нежели повышенное и недружелюбное внимание властей к текущей деятельности операторов.
Так что, скорее всего, в 2007 г. инвесторов ждет увеличение масштабов государственных претензий, исков и судебных разбирательств.
Воздействие на больное место
Усиление контроля над закупками и продажами недропользователей получит законодательную поддержку благодаря внесению поправок в действующий Закон «О государственном контроле при применении трансфертных цен». Они позволят казахстанским налоговикам эффективнее контролировать деятельность именно крупных недропользователей.
Налогоплательщики уже готовятся к неприятностям и пробуют убедить чиновников проверять торговые сделки на предмет применения трансфертных цен только между официально аффилированными сторонами. Казахстанские эксперты и инспекторы убеждены, что в нерыночный сговор могут войти и формально не связанные между собой компании.
Проверки таких сделок по импорту оборудования недропользователями в Западно-Казахстанской и Атырауской области, где добывается основная нефть, показали, что в некоторых случаях, цены превышают рыночные в десять раз. Эта практика позволяет операторам увеличивать объем возмещаемых затрат, вместе с ней долю в разделе продукции, и, напротив, уменьшать базу налогообложения.
С другой стороны, налоговики подозревают, что сверхприбыль поставщиков затем делится с операторами-покупателями. Основания для подозрений есть, но доказать это крайне непросто.
Однако внимание Астаны к трансфертным ценам шире, чем контроль над выручкой и тратами нефтяных инвесторов. Интерес государства к торговым операциям нефтяных предприятий обусловлен тем, что сбыт сейчас является единственной сферой контрактов 1990-х г.г., в которой у операторов нет преференций с гарантиями неизменности.
Закон против контракта
Нефтяные контракты, заключенные в те годы, предоставили недропользователям значительные индивидуальные налоговые льготы, защищенные от последствий всех изменений в законодательстве.
Участниками таких сделок являются, в основном, иностранные компании, инвестиции которых правительство завлекало в тот период любыми способами.
Поэтому между налоговыми режимами этих проектов и действующим сейчас Налоговым кодексом существуют большие противоречия.
Казахстанские финансисты обвиняют иностранных операторов в двойных стандартах. То есть некоторые недропользователи дисциплинированно перестают платить отмененные старые налоги или переходят на новые ставки, измененные законом в сторону уменьшения. В то же время они игнорируют введенные платежи со ссылкой на гарантии неизменности и отказываются принимать повышение ставок для существовавших ранее.
Но фундаментальная проблема взаимоотношений сборщиков и плательщиков в том, что налоговики то и дело пытаются добиться от недропользователей соблюдения действующего Кодекса. Они проверяют режим уплаты, выявляют недоимки, предъявляют инвесторам иски размером в сотни миллионов долларов.
Основные доначисления налогов возникают потому, что недропользователи и налоговики по-разному толкуют правила отнесения тех или иных работ и услуг к поисковым, разведочным, оценочным и операций по обустройству месторождения.
Соответственно, не совпадают оценки размера на добавленную стоимость (НДС) этих работ. При обязательстве уплатить НДС за нерезидента-поставщика недропользователи не всегда делают это. Маленькие хитрости больших инвесторов позволяют многкратно увеличивать свой доход. И главное, не нарушая явно «правила игры».
Досмотр по-новому
Иностранные компании пока что эффективно отбивают атаки налоговиков. Они оспаривают доначисления в суде, основываясь на условиях своих контрактов, и на туманность некоторых формулировок Закона «О налогах». И, в среднем, добиваются уменьшения суммы претензий в 20 раз.
Последние такого рода проверки некоторых крупных недропользователей были проведены Межрегиональным налоговым комитетом относительно недавно. А в ближайшее время казахстанские суды вновь начнут выносить решения, уменьшающие суммы налоговых претензий в пользу инвесторов.
Поэтому в текущем году налоговики попробуют двинуться к старой цели по новому пути. Специальный отдел по недропользователям начнет проверку на прочность позиций инвесторов, в основном, с анализа экспорта. И не только с точки зрения обоснованности цены продажи, но и соответствия действительности поставок сырья другой компании для использования в технологических процессах производства или достижения требуемого качества экспортируемой нефти при смешивании.
Такая схема позволяет экспортерам и их партнерам не исполнять обязательства по уплате рентного налога.
Официальные казахстанские лица заявляют, что никоим образом не хотят нарушать принцип стабильности условий контрактов прежних лет, а хотят только восстановить баланс экономических интересов, ущемленных, по их мнению, инвесторами. Но если недропользователи будут постоянно и планомерно нарушать налоговое законодательство, то спецотдел грозит передавать накопленные материалы проверок в правительство и просить приостановить или даже отозвать их лицензии.
Если такая тенденция усилится, то это несомненно собьет цены на нефтяные активы в Казахстане, приобретенные инвесторами по контрактам 1990-х гг. Сейчас новые собственники, такие как китайские нефтяные компании и российская «Лукойл», покупая их на вторичном рынке, платят не только за ресурсы, но и за налоговые льготы. Льготы и преференции вместо источника дополнительной прибыли могут стать источником «головной боли» и дополнительных политических рисков для инвесторов.
В этом случае легко спрогнозировать, что инвестиции начать перетекать с вторичного на первичный рынок нефтегазовых ресурсов. Это, в свою очередь, приведет некоторому снижению налогооблагаемой базы.
Ответ иностранных инвесторов будет скрытым, но в Астане его не смогут не прочувствовать.

Фото с сайта http://www.gzt.ru