Учебник, который нельзя забыть дома - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Учебник, который нельзя забыть дома

Учебник, который нельзя забыть дома

Второй Международный форум "Информатизация образования Казахстана и стран СНГ", прошедший в южной столице, открыл глаза обществу: оказывается Казахстан - государство, очень даже продвинутое в информационных технологиях!

  • 22 Октября 2002
  • 1534
Фото - Caravan.kz

И электронные учебники, и дистанционное обучение — не зарубежный бред, а реалии наших дней!
Виртуальные книги — это что?
Республиканский центр информатизации образования начал разрабатывать электронные версии учебников еще пять лет назад. Сегодня в стране уже есть 22 компьютерных варианта на русском и казахском языках. Всего же планируется создать и внедрить в начальное звено образования и средне-профессиональное — 311 наименований электронных учебников.
Однако компьютерная книга — это вовсе не те двести страниц, которые уже завтра можно будет почитать дома, сидя у личного компа. Новые учебники — дорогие и пока что сложные в обращении. Учителям надо научиться пользоваться ими, а затем научить тому же самому детей.
Сегодня стоимость одного экземпляра составляет 20 долларов. Школа покупает такой учебник для себя, размножает его и предоставляет возможность ученикам окунуться в виртуальные кладези мудрости и знаний. В электронном учебнике могут быть собраны материалы десяти учебников по данному предмету, включены журнальные статьи и монографии. Для лучшего понимания описываемых процессов в гипертекст учебника введены схемы, иллюстрации, сопровождающиеся текстом диктора, наглядно представлены эксплуатационные характеристики аппаратов, оборудования. Важным преимуществом электронного учебника является возможность демонстрации построения графиков.
Как ни странно, но все вышеперечисленные блага виртуальных книг, вдруг сильно озадачили учителей. Последние засомневались в собственной необходимости. Без шуток, вполне серьезно стали раздаваться предположения о том, что компьютеры придут на смену учителям, равно как и электронные учебники на смену бумажным. Директор республиканского центра информатизации образования Гуль Кумашевна Нургалиева говорит, что подобные опасения беспочвенны: «Компьютеризация школ и переход на электронные учебники сделают компьютер удобным техническим средством, первым помощником учителя и ученика. Все коммуникационные новации внедряются в школы исключительно в интересах учителя. Мы хотим, чтобы учитель был освобожден от рутинной работы, чтобы он не делал кустарно наглядные дидактические пособия, чтобы и ему и ученику работалось интересно, живо. Компьютеры никого не выкинут на улицу. Что же касается конкуренции между старыми и новыми учебниками, то и тут все обойдется без революционных ситуаций. Бумажные учебники еще долго будут верно служить нашим ученикам. Электронные же, несмотря на наличие в них госстандарта знаний, будут использоваться как дополнительная литература. До поры, до времени, конечно. Хотя, в сельских школах, с которых собственно и начался эксперимент с виртуальными книгами, такие книжные версии уже заменили отсутствующие кабинеты и лаборатории по химии и физике, а также восполнили пробел и нехватку учебников нового поколения».
Деньги любят счет, особенно в Интернете
Говорить о преимуществах виртуальной учебной литературы можно долго и без остановки. Остановимся на том, что вся Европа ими уже пользуется, а у нас пока что есть проблемы… с деньгами. Мало того, что в скором будущем каждому учителю предметнику понадобится личный компьютер (и не один), так эта же техника должна будет быть подключена к Интернету! Кто-нибудь посчитал, о каких суммах для школы пойдет речь, самое главное, где эти средства возьмут нищие учебные заведения?
На форуме этот вопрос обсуждался. Говорили о нем и ранее. Выход нашли в сотрудничестве с фирмой «КАТЕЛКО». Она продает Интернет карту за 200 долларов, при которой потребитель может выходит на сервер не оплачивая телефонные услуги. Когда клиент выходит на сервер, он находит специальные тематические срезы. Обучить детей и учителей находить эти срезы — самое главное. Важно, чтобы ученики не были увлечены поиском ненужной информации, не тратили время. Учитель должен знать, какая информация есть на сервере, и направлять ученика.
Кроме того существует несколько путей финансирования производства новых учебников. Первый и основной был и остается — это средства из местного бюджета. Создатели новых технологий надеются, что распространение учебников возьмут на себя департаменты образования. Плюс помощь Министерства образования и науки РК. В этом году оно профинансировало разработку 10 электронных учебников. Состоялся тендер. Победители получили деньги, приступили к работе, а это значит, что через год новые электронные книги поступят в школы бесплатно. Что касается денежной перспективы вообще, то рынок новых технологий будет неустанно расширяться. Со временем школы смогут позволить себе приобрести виртуальные учебники за свой счет. Это будет дешевле и выгоднее. Родители тоже оценят новинку, и будут покупать такие книги.
По аналогии с проблемами, которые возникают в связи с переизданием бумажных учебников, сами собой возникают нехорошие мысли по поводу виртуальных: а вдруг и с ними такая же беда будет? Качество плохое, уровень не тот… Разработчики на это говорят уверенное «нет, не будет». Дело в том, что электронный учебник создается не только педагогом. Один он ничегошеньки не сделает. В процессе создания одного электронного учебника участвует минимум 10 человек: педагог в области предметных знаний, ученый в области предметных знаний, программист, дизайнеры (вопросы визуализации без профессионалов не решаются), несколько операторов. Когда учебник готов, он проходит несколько версий. Работа над первой версией учебника может длиться в течение года. Затем книга проходит вторую и третью версии. Ну а потом в готовый вариант начинает добавляться новейшая информация, учебник постоянно обновляется. Это огромная тяжелая, творческая работа, связанная с режиссурой урока.
Очень даже конкретная виртуальность
Как отследить результативность электронных книг? Насколько обучение по компьютеру эффективно? Специалисты утверждают, что индивидуальная самостоятельная работа по таким книгам, дает огромный эффект, но как и чем его измерить?
Все эти вопросы стояли перед Казахстаном два года назад. Когда в одной из экспериментальных школ в селе Буран Восточно- Казахстанской области, в школе народного учителя Кумаш Нургалиева были запущены электронные учебники. Результаты превзошли все ожидания. Из 25 сельских выпускников школы на гранты и кредиты в вузы поступили 18 человек. В этом году из 38 поступили 25. Ребята из сельской школы! Она находится в четырех километрах от границы с Китаем. Но удаленность от цивилизации не помешала детям получить хорошие знания. Помогли электронные учебники. В школьном музее оборудовали электронный читальный зал. К тому же в распоряжении учеников были не только виртуальные знания, но и возможность напрямую общаться с авторами учебников через дистанционное управление. Дети задавали интересующие их вопросы через компьютерную сеть и получали ответы. Сегодня к процессу перехода на электронные версии учебной литературы подключись три области: в Павлодарской области — 280 школ, в Западно — Казахстанской области — 65 школ, в Восточно — Казахстанской — 55 школ.
ДО — дистанционное обучение
Более чем в восьми городах России 2000 студентов проходят обучение в вузах Санкт-Петербурга с помощью ДО. Прогрессивно! Удобно! Для Казахстана, с его удаленными населенными пунктами еще и актуально!
Дистанционное обучение — это качественно новая форма организации процесса обучения на основе современных информационно — коммуникационных технологий. Учителя, школьники в любое удобное для них время могут «встретиться» и поговорить с учеными, ведущими специалистами в области предметных знаний через Интернет.
Проект ДО — это не электронные учебники. Он начинался в 2001 году в трех сельских школах. Ученики получали через спутниковую связь учебные фильмы, определенный объем информации. В качестве обратной связи задавали интересующие вопросы. У каждого учащегося есть свой адрес. На него присылается ответ. Обратная связь обеспечивается через Интернет в условиях программы «Прометей», разработанной Институтом виртуальных технологий в образовании в городе Москве.
Для организации и расширения ДО в Казахстане создан «Спутниковый канал дистанционного обучения». В данное время во всех областях страны ведется закуп соответствующего оборудования. Так, только в одной Павлодарской области посредством вышеуказанной технологии более 200 школ получат возможность дистанционного обучения.