Современные материалисты находят другое объяснение, основанное на теории вероятности и законах больших чисел.
Так или иначе, цивилизацию и каждого человека на протяжении всего срока их существования, подстерегают различные трагедии и беды. Одна из них — инвалидность.
Авария или болезнь, бессмысленная игра генов — и вот здоровый, полный сил человек, становится инвалидом. Словно цветущую ветку надламывает безразличный ветер. Как жить такой надломленной ветке, что делать, в чем искать смысл своего существования?
Инвалиды во всех странах — это особая, самая уязвимая часть населения. Поскольку у них ограничены жизненные функции, они острее всех ощущают на себе все проявления несправедливости, неравенства и дискриминации — практически во всех областях жизни.
В относительно богатых, благополучных странах, отношение к инвалидам со стороны общества и государства отличается гуманностью и вниманием. В странах бедных или только развивающихся, находящихся на переходном этапе, инвалиды испытывают давление и стресс от неблагоприятных обстоятельств куда больнее и острее.
Сегодня проблемы социальной поддержки и защиты инвалидов в Казахстане имеют все возрастающую актуальность. Связано это еще и с демографической ситуацией: население страны в целом стареет, приобретая в старости все чаще стойкие расстройства здоровья, ведущие к инвалидности. С другой стороны, неблагополучная экологическая и социальная обстановка во многих регионах страны является причиной появления на свет все большего числа детей, с рождения обреченных на инвалидность.
В тяжелых условиях, когда страна только подымала свою экономику (до 2002 года), численность инвалидов стабильно росла. И только с 2003 года наступила определенная стабилизация.
Сегодня в Казахстане зарегистрировано почти 389 тысяч инвалидов. Из них почти 47,5 тысячи — детей-инвалидов. Ежегодно, на протяжении последних пяти лет численность инвалидов в стране ежегодно росла на 46-49 тысяч человек в год — это только те люди, которым инвалидность устанавливалась впервые.
Следует отметить, что показатель первичного выхода на инвалидность, в расчете на 10 тысяч населения, составил в прошлом году 30,6 человек, что меньше чем три-пять лет назад. Это положительная тенденция, но все-таки число инвалидов в стране достаточно велико.
Однако, наряду со снижением темпов увеличения инвалидности, значительно снижено и число реабилитированных — то есть тех людей, жизненные функции и возможности которых восстановлены в ходе лечения и других реабилитационных мероприятий.
В 2000 году таких было, в расчете на 10 тысяч населения, 27 человек. В прошлом году этот показатель составил всего 18,6 человека.
Отчего казахстанские граждане становятся инвалидами? Структура заболеваний по первичному выходу на инвалидность среди взрослого населения не меняется, в сущности, последние пять-шесть лет. На первом месте среди причин стоят болезни системы кровообращения — 22,8%; на втором — злокачественные опухоли — 17,9%. Третье место занимают различные травмы — 11,8%, четвертое — различные психические расстройства — 8,9%.
Дети-инвалиды становятся таковыми из-за врожденных аномалий развития — 26,4%, на втором месте стоят болезни нервной системы — 20%, на третьем — психические расстройства — 17,3%. Четвертое место занимают болезни зрения — 5,6%.
Ученые, медики считают, что сложившийся в стране уровень и структура инвалидности связан с ростом общей заболеваемости населения, ухудшением работы медицинских учреждений, низким уровнем проводимых реабилитационных мероприятий, недостатками в организации охраны труда и техники безопасности на производстве. Кроме того, большую негативную роль сыграло общее снижение жизненного уровня населения, лишение его многих социальных гарантий.
Три «кита», на которых стояла раньше государственная система реабилитации и возвращения к активной жизни инвалидов — хорошая и бесплатная медицина, социальные льготы и преференции, а также система профессиональной подготовки и обеспечения работой инвалидов — все они «уплыли» в неизвестном направлении…
Рост инвалидности среди населения, наряду с многочисленным и многообразными социальными негативными последствиями, заставляет общество нести и значительные материальные потери.
Расходы на оказание различной помощи инвалидам в 2002 году, по сравнению с 1999 годом, возросли в три раза и составили почти 342 млн. тенге. И продолжают расти высокими темпами.
Установление инвалидности и многие другие функции социальной защиты инвалидов в Казахстане осуществляет медико-социальная экспертиза (МСЭ), входящая в систему органов социальной защиты.
Имеется специальное структурное подразделение при Министерстве труда и социальной защиты РК, а также 130 отделов МСЭ в регионах.
Задачи МСЭ — определение размера инвалидности человека, а также определение уровня мер его социальной защиты, включая реабилитацию. Экспертиза оценивает ограничения жизнедеятельности, которые наложила на человека болезнь или травма, определяет, насколько стойким является расстройство различных функций организма, какие меры нужно предпринять для их восстановления.
Однако сегодня деятельность МСЭ связана с большими трудностями. Медики и социальные работники, которые трудятся в этой системе, жалуются на большие пробелы в нормативном, правовом, методологическом и методическом обеспечении их работы. Сегодня у них нет даже общепринятой на законодательном уровне концепции инвалидности. А ведь именно от нее зависит не только вопрос об определении инвалидности того или иного лица, но и весь комплекс мер и средств, которые могут возместить человеку утраченные функции организма.
В мировой практике (естественно — благополучных государств) эти вопросы решаются по-разному. Но в одном они сегодня едины — инвалидность является не только дефектом здоровья, она входит составной частью в общую структуру общества, и общество обязано изменяться, чтобы всевозможными средствами компенсировать обездоленным людям их трагические потери. Пандусы на всех тротуарах и в местах общего пользования для инвалидов, специальные подножки на общественном транспорте, общественные туалеты для инвалидов, гарантированные им удобные рабочие места, высокие пенсии и система страхования, целая индустрия товаров для них — все это только некоторые элементы созданной на Западе крепкой системы социальных гарантий для инвалидов.
У нас же о такой системе пока приходится только мечтать. Сегодня у МЭС в Казахстане нет четко разработанной, на основе мирового опыта, классификации и критериев определения различных групп инвалидности, а также опыта применения функциональных классов в медико-социальной экспертизе.
Используемое сегодня при работе МСЭ положение «Классификации и критерии определения инвалидности» давно устарело, к тому же методики таких определений не стандартизированы, что делает невозможным получение сравнимых результатов.
Это ведет зачастую к проявлению субъективизма в оценке того или иного заболевания и к многочисленным конфликтам. Нужно разработать, как это принято в мире, простые и эффективные определители, доступные и понятные самому широкому людей, в том числе и самим инвалидам.
И закрепить их законодательно.
Остро необходимо быстрее создать современные модели МСЭ, разработать и принять Правила составления и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Большие проблемы существуют в МСЭ и по части кадров. Хотя численность работников в них по республике превышает 650-670 человек, найти хорошего врача — эксперта или реабилитолога — проблема.
Причина — очень низкий уровень оплаты труда. Врачей такого профиля в медицинских институтах страны не готовят, а курс основ врачебной экспертизы в программе вузов занимает всего несколько часов.
Не говоря уже об условиях работы — у служб МСЭ зачастую нет транспорта, компьютеров, не хватает даже обычного инвентаря. Конечно, в таких условиях МСЭ постоянно чувствует острый дефицит кадров.
А все это, в конечном итоге, сказывается на инвалидах, вынужденных долгие часы и дни проводит в томительных процедурах освидетельствования и переосвидетельствования. Ежегодно через органы МСЭ проходят более 50 тысяч больных. 10 -11% из них получают отказ в установлении инвалидности, что порождает массу жалоб, долгие разбирательства.
Но иного результата трудно и ожидать, пока службы МЭС работают, руководствуясь, в сущности, врачебной интуицией, да устаревшими нормативами. Да к тому же — в таких неприглядных материальных и финансовых условиях.