В высших учебных заведениях страны для учащихся вторых (для медиков — третьих) курсов быстро и складно прошли летние сессии. На этот раз они были организованы по системе ПАО — промежуточной аттестации обучающихся.
Для студентов, уже давно привыкших к тестам, это не стало большой новостью, испытанием или трагедией. Однако специалисты утверждают, что в целом ПАО, мягко говоря, была не совсем закона.
Избавились «слабеньких»
Накануне сессии каждый уважающий себя ректор реально знал положение дел в «собственной стране». Чем грозила плохая картина по результатам ПАО для вуза — тоже не представляло большой тайны. Количество студентов, не сдавших тесты, так или иначе, отразилось бы на рейтинге учебного заведения. Поэтому, в целях сохранения чести мундира, все своевременно подчистили свои ряды. При этом, как ни велика была печаль по поводу расставания со слабыми студентами, ряд вузов приняли такое решение. Неуспевающие ученики были отчислены. В результате получилось, что не студенты, а вузы хорошо подготовились к ПАО: подстраховались, подсуетились. И тем самым опрокинули все печальные прогнозы Министерства образования, которое реально планировало получить одну треть провалившихся во время сдачи тестов. Вместо одной трети страна получила только 3,2 процента неучей. В цифрах — 810 студентов не прошли аттестацию. Причем вполне объективно труднее всех оказались для студентов такие предметы, как экономика (больше всего завалившихся), юриспруденция, медицина и педагогика.
Закон в весовой категории
Что еще интересненького выявила ПАО и довольны ли чиновники от образования продемонстрированным уровнем знаний студентов? Первое. Еще в феврале в стране прошло экспериментальное пробное тестирование на базе 21 высшего учебного заведения. Специально для этого было разработано 57 тысяч тестовых заданий, по результатам экспертизы которых была создана База тестовых вопросов. В нее вошло 23026 заданий, в том числе на русском языке — 12324, на казахском — 10702. Из этих вопросов было сформировано 120 вариантов книжек-вопросников. Эксперимент обкатал вопросы, но также стало ясно, что если страна не хочет получить огромную армию отчисленных, но платежеспособных учащихся, вопросы надо либерализовать. В общем, их облегчили, упростили, сделали доступными для «среднего уровня».
Второе. Для чего задумывалось ПАО? В правилах организации и проведения промежуточной аттестации обучающихся записано, что ПАО проводится с целью повышения качества высшего профессионального образования. То есть именно ПАО должно было дать оценку учебных достижений студентов, а также оценить эффективность организации учебного процесса в целом. Дальним прицелом было также проведение с помощью ПАО сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями. Но со слов Рахмана Алшанова, президента Ассоциации вузов РК, проверять знания у студентов каждое учебное заведение уполномочено самостоятельно, в той форме, какой считает нужным. Это право оговорено в законе «Об образовании».
Получается, что несмотря на приказы Министра образования и науки РК господина Кулекеева, промежуточная аттестация могла остаться добрым пожеланием Министерства, но никак не охватить всю страну, как явление обязательно и единственно необходимое?!
Кроме того, согласно тому же закону «Об образовании» текущая проверка знаний (а контроль знаний при переходе с одного курса на другой и есть ничто иное, как промежуточный срез) не должна иметь никаких отрицательных последствий для студентов. В этом пункте никто не может ответить за последствия.
Ошибочка вышла
Министерство образования, когда провозгласило ПАО в стране, надеялось, что ПАО будет принято на уровне закона. Однако этого не случилось. Поэтому промежуточная аттестация в вузах была мягко спущена на тормозах в виде эксперимента. Однако если к осени закон будет принят и подписан, тогда и обнаружатся те самые последствия для студентов, которые будут уже законными. Пока же они незаконны. Осенью ожидается пересдача ПАО теми, кто остался без зачетов. Им разрешено подтвердить свои знания. Однако если в силу вступит закон, студентов не допустят к пересдаче, и они будут отчислены. В общем, так же как и в случае с ЕНТ, система ПАО, предложенная всего лишь как форма проверки знаний, близится к провозглашению универсальной и самой-самой.
Между тем ректоры вузов говорят, что ПАО рано вводить массово. Тестовые задания во время экзамена показали, что в стране отсутствуют единые стандарты образования. Новые стандарты только-только приняли, но они еще не успели отразиться в тестах. Чтобы привести задания в соответствие, необходимо время. Кроме того, в стране нет типовых учебников для высших учебных заведений. И хотя тесты составлялись при участии 23 высших учебных заведений, это не значит, что все они были объективны для всех 177 действующих вузов и филиалов в стране. Также ПАО наглядно показало, что существуют проблемы методического плана, которые необходимо решать в первую очередь.
Ату филиалы, ату?!
И еще. Ни у кого из ректоров вузов не осталось сомнения в том, что надо идти по пути ужесточения и усложнения тестовых заданий. Тесты этого года были хоть и несовершенными, но однозначно «детскими». Однако для этого необходимо повышать уровень преподавания. В противном случае студенты окажутся крайними в сложном процессе борьбы за качество. К тому же уже сейчас ясно, что далеко не все филиалы вузов (по результатам качества знаний у студентов) могут полноценно конкурировать с «головой». Значит надо предпринимать какие-то меры и в отношении филиалов. Не отказываться от них, и ни в коем случае не закрывать. А просто качественно перестроить их работу.
В частности, в настоящее время в сенате парламента рассматривается предложение вузов-членов Ассоциации вузов РК о том, чтобы разрешить филиалам давать знания студентам только первые два года обучения. Затем переводить учащихся в головные вузы. Это значительно сэкономит расходы учебных заведений и повысит уровень преподавания, который в головных вузах всегда и априори выше, чем в филиалах. Кстати о том, что филиалы не дотягивают в работе со студентами заговорили даже работодатели.
Но прежде чем «перекрыть кислород» слабеньким филиалам, надо провести тщательный анализ этих учебных заведений, так как в стране есть и другие, сильные филиалы, которые могут дать фору любой столичной «голове». За ними можно и нужно оставить право преподавания в течение всего образовательного цикла. Если новые правила будут утверждены, то скорее всего, будут пересмотрены договора со студентами, у некоторых филиалов отберут лицензии, за иными оставят право усеченного преподавания.
А в целом подобное реформирование надо будет рассматривать как уверенные шаги к качеству.