В настоящее время идет обработка данных, по результатам которых будут написаны методические пособия для школьных психологов, но уже сейчас понятно, что одним психологическим воздействием с нездоровьем детей не справиться.
Обществу нужна серьезная программа, включающая в себя изменения образовательного процесса и существенные социальные подвижки для каждой отдельно взятой семьи. Только тогда психологическая помощь будет действенной. К сожалению, похоже, что Центр не собирается замахиваться на большие перемены и делать «пугающие» заявления. Он ограничится итогами и выводами для… психологов.
Итак, четыре пилотные школы Алматы: №№ 22, 27, 68 и 145 (вернее их ученики с первого по 11-й классы) прошли психологическое тестирование. Каждая параллель учеников диагностировалась особым методом, так как у каждого возраста была своя ключевая проблема, на выявление которой и было направлено исследование.
В первом классе у учеников, новичков учебного заведения, проверяли способность адаптироваться к школе. Выяснилось, что чуть ли не с первых дней обучения ребятня испытывает трудности с приспособлением к новым условиям жизни, что несомненно вырабатывает стресс и мешает учиться. Таких детей набралось немало (по разным школам количество было разное, но если взять наименьший и наибольший показатели, то проблемы с адаптацией испытывают от 16 до 35 % детей). Еще 31- 83% привыкают к школе без особых психологических проблем. Для получения данных детям был предложен тест «Школа зверей». Это проективная методика, которая не требовала от маленьких учеников большой внутренней работы. Они рисовали зверей, среди которых, конечно же был и он сам — кодовый зверек. И если это был зайчик, мышка, черепашка, муравей — в общем, зверь, который чего-то боится, нуждается в дополнительной защите и принятии со стороны лесного сообщества, психологи делали свои неутешительные выводы.
Вторые классы проверяли на школьную мотивацию. Говоря человеческим языком, психологам важно было узнать, насколько ко второму году обучения у детей сформирован интерес к учебе. Учителя знают, что именно этот интерес является тем самым пусковым механизмом, который помогает детям быть усидчивыми и любознательными весь учебный год, а не только тогда, когда мама «накрутила хвост». 43-75 % детей показали наличие у себя этой самой мотивации. Остальные, если вернуться к первому классу и посмотреть количество неадаптивных детей, как раз и начнут формировать проблемную прослойку, которая не хочет ходить в школу и не может нормально учиться.
Третьеклассников диагностировали на наличие школьной дезадаптации. Прижился к школе — не прижился, комфортно в классе — не комфортно. Некоторые классы показали отсутствие таких учеников, что само по себе похвально для системы образования и говорит о некой психологической стойкости детей. Но в общей массе 30% учеников заявили, что они чувствуют себя «выпавшими» из школьных коллективов, как на уровне межличностных отношений со сверстниками, так и по уровню усвоения школьной информации.
Ученикам четвертых классов был предложен тест «Человек под дождем», который выявлял «эго» человека, его способности преодолевать неприятности и умение противостоять им, а также раскрывал возможности внутренних резервов и особенности защитных механизмов. Оказалось, что от 20 до 70 % испытывают беспомощность перед трудностями. В состоянии тревожности пребывают 22-46 % детей. При таких данных впору спросить: откуда взяться психологическому здоровью на выходе из школы, если уже в четвертом классе ученики живут в постоянной тревоге, переживая состояние незащищенности. Но больше всего взрослых потряс тот факт, что 62% детей, оказывается, живут с ожиданием неприятностей!
Это очень тревожный сигнал. К сожалению, психологическое исследование не ставило перед собой цели выяснить — откуда «дует» ветер: то ли установку на ожидание плохого закладывает семья, то ли школа стабильно нервирует незрелые организмы, то ли срабатывает еще какой-то фактор. Но сам по себе показатель очень серьезный и тревожный.
Пятиклассникам было предложено разобраться с полисемейными отношениями, с помощью чего психологи выявляли ошибки родительского воспитания. Классически все отношения делятся на четыре полюса: активные, пассивные, мягкие и жесткие. Исходя из этих правил, отношения могут быть потворствующие, ребенок может воспитываться в культе болезни или как кумир семьи, или в условиях жестких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности и так далее. Из всех этих сложностей психологам стало ясно, что от 15 до 22 процентов детей имеют с родителям гармоничные отношения. При этом в этих случаях именно дети хорошо относятся к родителям и понимают их. Как далеко ушли от детей родители? Увы. Только 14-35 % пап и мам могут сказать то же самое: что они хорошо относятся к своим детям и понимают их.
Я разговаривала с психологами и спрашивала, что они намерены делать после получения этих результатов? Ведь вызвать семьи на коррекции семейных отношений школьные психологи не могут. Им дай бог разобраться с чисто школьными проблемами! На что специалисты говорили, что они будут ставить в известность семьи о таком положении дел, то есть будут поднимать трудные темы. Насколько это результативно? Ни на сколько. Но, как говорят школьные психологи, об этом больше нельзя молчать: нужна психологическая грамотность населения, особенно родителей, иначе мы получим искалеченных детей.
У учеников шестых классов проверяли силу и тип нервной системы. Для тех, то не знает, нервная система бывает пяти типов: сильная, средне-сильная, средне-ровная, средне-слабая и слабая. Если оставить в покое тех, кто показал средний уровень нервной системы и особо не беспокоиться за них, то может быть как раз можно будет разобраться с теми, у кого этот уровень слабый?
23-64% детей склонны нервничать, принимать жизнь близко к сердцу и реагировать на все раздражители во внешнем мире отрицательно.
С семиклассниками изучали очень интересную тему: уровень тревожности, связанный именно со школой. Исследование показало, что 76% детей боится проверки знаний, 52-96% учеников имеют низкую сопротивляемость стрессу, 41-62% имеют проблемы и страхи в отношениях с учителями. После чего оторопь берет — как эти дети умудряются каждый день ходить в школу и учиться?! Ответ на этот вопрос знают врачи: дети учатся ценой собственного здоровья. У них нет выбора, и они отдают свои сердца, желудки, печенки и нервы на обучение, выходя из школы на 70% инвалидами.
У учеников восьмых классов проверяли уровень агрессивности. Не секрет, что именно на этот возраст приходится один из возрастных кризисов, и именно в этих классах учителя отмечают наиболее сложное преподавание. Дети становятся неуправляемыми. Школьная общественность долго гадала, почему детки выпрягаются, откуда такое количество драк, вымогательств, грубости и хамства? Первичный ответ на эти вопросы найден: 61% детей испытывает агрессию, 48% — враждебность, 78 % хотят драться, кусаться, биться, убиваться — то есть пребывают в физической агрессии. Начиненные такими эмоциями, дети напоминают бомбочки, которые, увы, взрываются в школе. Но что их начиняет и именно этим? Психологи говорят, что нельзя долго жить в стрессовом состоянии. Может быть восемь лет учебы, проведенные в страхах и сомнениях, наложенные на возрастные особенности четырнадцати лет, как раз и дают такую гремучую смесь?
У девятиклассников проверяли уровень интеллекта (пора бы уже начинать думать в этом-то возрасте!). 71% проверенных продемонстрировали высокий уровень, 13% — низкий. Девятиклассники изучали свою самооценку. Результаты были потрясающие. Видимо, к десятому классу бунт восьмиклассников заканчивается, и в конфликтной зоне застревают самые агрессивно настроенные или неадаптивные. Таких набирается только 19 %. Остальные смогли сумели сами как-то приспособиться и развиваться , причем правильно развиваться, пестуя в себе деловитость, психологический такт и просто адекватность.
Учеников «на выданье» одиннадцатиклассников тестировали на профуспешность. Знание своей профориентации значительно облегчает профессиональный выбор. Так 20% детей имеют реалистический тип личности, 27% — интеллектуальный, 25% — социальный, 44% — предприимчивый, 32% — артисты, да и только!
В перспективе психологи говорят, что руководствуясь полученными данными, они разделят детей экспериментальных школ на три группы, по степени сложности, и будут с ними работать. Не исключено, что имеющиеся психологические службы в других школах, возьмут апробированные методики диагностики на вооружение и проштудируют своих учеников. Но такие прогнозы не входят в обязанности центра. Он свою работу выполнил. Говорят в Америке, в отельных школах детям на входе в учебные заведения дают успокоительные пилюли. Без них учителя отказываются заходить в классы, потому что боятся учеников.
Нас могут ожидать такие же печальные перспективы.