Давно забыт тот порыв на заре суверенитета, когда молодым казалось: горы свернем! Их быстро обломали. Сегодня в секторе малого бизнеса южной столицы заняты около 165 тысяч отважных людей, и, по их собственным наблюдениям, мечтать о притоке свежей юной «крови» не приходится. Степень задействованности здесь молодежи практически нулевая, считает директор департамента малого бизнеса городского акимата Серик Туржанов. Где они — амбициозные, нахальные, сильные, с мозгами-компьютерами, желающие вытащить страну из экономической ямы и в процессе этого не просто быстро хапнуть, а разбогатеть по-настоящему?
Вопрос риторический. Однако еще два года назад в Алматы был создан государственный фонд развития молодежной политики, одна из главных задач которого — развитие творческой инициативы. Но как ее развивать-то, вот в чем закавыка. Как известно, правительство должно было по поручению президента страны, данному на республиканском форуме предпринимателей в сентябре прошлого года, к 1 января нынешнего представить проекты законов и изменения в уже существующие касательно малого и среднего предпринимательства. После контрольного срока минул месяц, на исходе второй, а правительственных движений в этом направлении не замечено.
Вообще у нас по части пресловутой поддержки некрупного бизнеса дальше слов пока как-то не идет. Причем, на первый взгляд, проблему решить довольно просто: нужно лишь внимательно послушать, как заметил президент страны, тех, кто работает. Действительно, кто, как не мелкие бизнесмены, отлично познали на своей шкуре все несовершенство отечественного законодательства и произвол чиновников. Все те предложения, с которыми они время от времени обращаются к правительству, выстраданы до мельчайших нюансов на практике. К примеру, непростые отношения с таможней. По мнению алматинских предпринимателей, обсуждавших недавно влияние таможенной тарифной политики на их жизнь, законодательство в этой сфере абсолютно оторвано от реальности и словно специально создано, чтобы удобнее было вставлять палки в колеса.
Таможенные процедуры должны быть упрощены до предела, ведь сегодня только суперзакаленный патриот, располагающий к тому же немалой суммой на «представительские расходы» в состоянии одолеть все препоны. Мы говорим о засилье импортных продуктов и товаров, и в то же время вяжем собственного производителя по рукам и ногам. Никто никогда не подсчитает, сколько потенциально полезных отечеству фирм бесславно спеклись, не выдержав схватки с системой. Ставки таможенных пошлин на сырье для производства какой-либо актуальной продукции доходят до 25 процентов. А на такую же продукцию — но готовую, иноземную — на 10-15 процентов ниже. Отсюда простой вывод: перепродажей заниматься выгоднее, и государство все делает для того, чтобы такое положение сохранялось. В Алматы на сегодня зарегистрировано 38745 предприятий малого бизнеса, из них реально работают лишь 25747, беспрецедентное для мирового опыта количество которых и занимается примитивной спекуляцией — 52 процента. И только около 10 процентов осмелились налаживать в стране промышленное производство. Если дело так пойдет и дальше, то очень скоро мы при безудержном размножении торговых центров и рынков и анабиозе фабрик и заводов будем вынуждены полностью отдаться китайско-турецкой монополии и покупать «не наше» все — от гвоздика до валенок. Некоторые максималисты, которым особенно обидно за державу, считают, что необходимо вовсе отменить таможенный оброк на ввоз сырья и оборудования, естественно, ценного для развития экономики. Хотя бы на какое-то время, чтобы дать «малому» отдышаться и встать на дрожащие ножки.
Не секрет, что многие предприятия не выдержали налогового и кредитного прессинга. Пресловутая программа кредитования их банками на деле оборачивается непосильным ярмом. Производственникам постоянно необходимы свободные средства для закупки сырья, иначе процесс остановится и о прибыли можно будет забыть. Пользуясь безвыходным положением, банки заламывают до 20 процентов годовых. Ставка, по сути лишающая предприятие не только возможности развиваться, но и более-менее держаться на плаву. По расчетам экономистов, она не должна превышать 12 процентов, только в этом случае можно говорить о жизнеспособности и перспективах какого-либо объекта малого бизнеса. Даже недолгий опыт многих из них доказал: отечественная продукция может не только составить конкуренцию импортной, но и превзойти ее по качеству.
Вспыхивали отдельные названия, радуя сердце потребителя, и очень быстро угасали. Кстати, чтобы пробиться на заваленном суррогатами пространстве, бизнесмену необходимо изрядно потратиться еще и на «раскрутку» своей продукции — таковы законы рынка. Но это относительные мелочи по сравнению, скажем, с социальными налогами. Сегодня работодатель отдает 21 процент прибыли на туманную «социалку» и справедливо считает эти деньги потерянными навсегда и как бы в никуда. Логичнее было бы, по мнению представителей независимой ассоциации предпринимателей, существенно снизить размер и этого, и подоходного налогов. Тогда отпадет необходимость «химичить» с отчетами, ведомостями, зарплатой черным налом. Отчасти решится и проблема безработицы, ведь сейчас просто невыгодно создавать новые рабочие места — задавит непомерный социальный налог. Численность работников — еще одна бюрократическая заморочка. Кто-то когда-то установил планку — 50 человек. А если на благо производства трудится хотя бы один сверх малобизнесной кадровой нормы, налоги возрастают в разорительной прогрессии. Так возникает та самая «тень». Малый бизнес, по словам президента НАП Талгата Акуова, сегодня способен обеспечить 70 процентов бюджета. Эти деньги крутятся нелегально, не показываются в обороте. Причем многие предприниматели устали от этой игры в жмурки и хотели бы работать открыто, цивилизованно, платить налоги в разумных пределах и не платить мзды на каждом шагу. Неутомимая алчность таможенников и налоговиков, их дружная коррумпированность уже хрестоматийно вошли в историю развития суверенного нашего бизнеса. К примеру, за 9 месяцев прошлого года в Казахстане выявлено 4,5 тысячи должностных и экономических преступлений, из них 1251 относится к разряду коррупционных. К тому же, данные — официальные, что подразумевает изрядное количество невыявленных.
У нас есть закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», которого некоторые чиновники просто не знают. Есть всевозможные союзы, фонды и общества. В ноябре 2002 года правительством РК было принято постановление о создании акционерного общества «Казахстанское контрактное агентство», призванного еще более усилить оную поддержку отечественных производителей: к примеру, обеспечивать их госзаказом. Боюсь, этот пункт останется практически невыполнимым: по данным фонда «Транспаренси Казахстан», распределение пирога с лакомым названием госзаказ занимает второе место по степени коррумпированности ответственных лиц после системы госзакупок. Недавно появился и очередной фонд поддержки малого бизнеса, на сей раз с участием иностранцев — под эгидой так называемой Хьюстонской инициативы. Но кредиты он, скорее всего, будет выделять не новичкам, а тем, кто уже имеет достаточно устойчивое положение и намерен расширять производство. И на том спасибо. В родном бюджете-2003 на помощь многострадальному малому бизнесу заложено всего-навсего 160 миллионов тенге. Видимо, по аналогии со словом «малый», хотя именно его 418 тысяч хозяйствующих в республике субъектов за прошлый год выплатили в государственную казну более 70 миллиардов тенге.
Предприниматели подсчитали: в республике действует 56 органов госконтроля и надзора в сфере предпринимательства. И хотя проверочная деятельность приостановлена на девять месяцев, многие бизнесмены отнюдь не в восторге от моратория. Этим, уверены они, коррупцию не изжить: протомившись девять месяцев на голодном пайке, вымогатели оттянутся осенью. Поборы, изнурительные отчеты, тиски налогов и штрафов, похоже, останутся характерными признаками нашего бизнеса надолго — здесь нужны не разовые эксперименты, а целенаправленная тактика. Впрочем, ее стройные принципы чиновники, привычные к составлению бумаг, скорее всего, доложат президенту. И закон новый, возможно, будет принят. И принятые раньше — поправлены в соответствии с указаниями. Но как добиться того, чтобы чиновники на деле руководствовались ими, а не думой о своем кармане?
Это вопрос вопросов в нашей стране, ведь до тех пор, пока государственным людям будет выгодно чинить препятствия малому бизнесу и драть с него за каждый шаг, продвигаться он будет медленно и мучительно. И редко кто удержится на дистанции, тем более — начинающие. На конкурс идей «Молодой бизнес Алматы» было представлено всего-навсего 16 студенческих заявок. Лучшим признан проект «Разработка горного трека по северному Тянь-Шаню». Навскидку назову еще один из удостоенных внимания высокого жюри — «Исторические памятники Казахстана и перспективные исторические маршруты». Названия хорошие, мысли правильные. Но на льготное кредитование всех победивших бизнес-проектов выделено из бюджета 15 символических миллионов тенге. Формулировка «молодежное предпринимательство» звучит в этом контексте почти издевательски. Потенциал есть, предпринимательства же, как такового, нет. Так что идеи останутся на бумаге, там же появится красивая галочка отчета о проделанной работе. А мы снова будем говорить о пассивности современной молодежи и о ее желании «утечь» за кордон вместо того, чтобы послужить отечеству.