Музейная резкость - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+19 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Музейная резкость

Музейная резкость

В довольно грустной тональности прошла в Алматы международная научная конференция "Художественный музей и его роль в контексте современной культуры".

  • 3 Декабря 2002
  • 1052
Фото - Caravan.kz

А контекст такой: примерно в это же время в казахстанском парламенте один из избранников народа чуть ли не в крике заходился, требуя объяснить, зачем ему, избраннику, нужен какой-то там орган (ударение — на последний слог, поскольку речь о музыкальном инструменте), и кому он вообще нужен. Пункт повестки дня о выделении средств на покупку оного и съемки исторического фильма «Кочевники» вызвал настоящее словесное побоище. Другой депутат раздраженно скаламбурил: «Этот орган доведет еще нас до оргазма!» Оставим в стороне способ достижения данного физиологического состояния, которое, видимо, можно испытать прямо в процессе прений, в рабочем парламентском кресле. Показательно другое: традиционно пренебрежительное отношение к культуре, как к чему-то второстепенному. Мол, нам надо с бедностью и теневым бизнесом бороться, серьезных проблем — выше крыши, а вы тут с филармониями, библиотеками, театрами своими. Понятно, конечно, денег на все в стране не хватает и вряд ли когда-нибудь хватит. Поручение президента о повышении минимальной пенсии и выдаче премий роженицам исполнять надо? Обязательно. А бюджет — он хоть и тришкин кафтан, но все ж не резиновый. Какие музыкальные и киношные выкрутасы могут быть в такой ситуации? И хотя деньги решили все-таки дать — играйте, шут с вами — но с великим скрипом, буквально от сердца народноизбраннического отрывая.
Музеи наши при таком раскладе и пикнуть боятся. Фонд главного хранилища духовных ценностей страны, государственного музея искусств имени Кастеева — более 21 тысячи экспонатов — не пополнялся произведениями международного значения последние 5 лет. Впрочем, недавно энтузиасты музейного дела решили обратиться в правительство с предложением о принятии положения «О мерах сохранения культурного достояния Республики Казахстан». По их мнению, на культурном фронте впору объявлять чрезвычайное положение и бить тревогу: в музеях нашей страны ситуация близка к катастрофической, из-за банальных перебоев с теплом и электричеством серьезно нарушены условия хранения. Уникальные свидетельства истории могут быть утрачены навсегда. Меж тем, это — целая наука, довольно мудреная, требующая и знаний, и соответствующего оборудования. Пока же в музеях и библиотеках нет элементарных огне- и водоупорных контейнеров, необходимых на случай затоплений и пожаров, которые, как известно, в последнее время в стране участились (по данным АЧС, ежесуточно в Казахстане регистрируется порядка 60 пожаров). Техническое оснащение давным-давно устарело. Формулируя название своего сигнала о бедствии к власти, хранители древности как бы заведомо признают бесперспективность своего будущего: дай бог спасти хотя бы то, что накоплено за многие годы в экспозициях и запасниках. То есть культурное достояние, которым дорожит любая уважающая себя страна. Наивные интеллигенты!
Международность конференции — мы да киргизы. Французы и прочие капиталистические ценители древности не приехали — видимо, с луврами у них все в порядке. На днях, кстати, Эйфелева башня с невероятной помпой отмечала появление юбилейного посетителя под номером со множеством нолей. Говорят, в этот день всех запускали наверх бесплатно и угощали всяческими разносолами. А всего-то, если разобраться, обыкновенная железная каланча, довольно низенькая по современным меркам. Но превратить инженерное сооружение в объект паломничества туристов со всего света — это надо уметь. Во всем мире государственные музеи — важная составляющая инфраструктуры международного туризма, за счет которого многие страны очень неплохо пополняют бюджет, а некоторые — так и вовсе существуют. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового продукта, до 30 процентов торговли услугами и порядка 7 процентов мировых капиталовложений. По прогнозам экспертов Всемирной туристической организации, у этой отрасли — отличные перспективы, туризм развивается, становится все более модным, вырастая в объеме примерно на 5 процентов в год. Туристы — народ контрастный: кто-то любит горячий песок, кто-то — прохладу музейных залов, а кто-то — и то, и другое. Одни млеют от абстракционистских наворотов, другим жизнь не в жизнь без фотографии средь восковых фигур. Казахстан в увлекательной борьбе разных стран за человека, готового тратить денежки в поисках чего-нибудь интересного, конкурировать с мировыми монстрами туризма, увы, не способен.
О необходимости придания Казахстану имиджа популярной для туристов страны у нас говорится давно, время от времени и правительство многозначительно замечает, что надо бы, надо бы…Но задачу эту разговорами да постановлениями в одночасье не решить. Имидж — штука сложная, требует времени, умения, настойчивости и, конечно, денежных затрат. Нам необходима не только активная реклама привлекательных «наживок» для потенциальных любителей природы и старинных рукописей, но и гарантированное государственное финансовое обеспечение ее. Это издание каталогов, буклетов на высоком полиграфическом уровне, публикации в известных зарубежных журналах, создание заманчивых сайтов. Мир не скупится на такие вещи, поскольку практика туризма доказала многократную окупаемость и огромную силу обыкновенного рекламного буклетика, изданного грамотно, красиво и вовремя. Мы же на то, чтобы «себя показать», заложили в годовой бюджет около 200 тысяч тенге. Для системной информационной кампании сумма, мягко говоря, никакая. Может быть, на помощь готовы придти собственные меценаты? К сожалению, это движение среди состоятельных людей у нас вовсе отсутствует по простой причине: нет налоговых льгот на благотворительность. А такого бизнесмена, который совершенно бескорыстно тряхнул бы мошной ради поддержания музейного дела в отечестве, да так, чтоб на весь мир наше культурное достояние прославить, видно, не родила еще земля казахстанская. А иностранцы предпочитают вкладывать средства в экономику — с1993 года прямые инвестиции составили около 16 миллиардов тенге, причем 80 процентов пошли, естественно, в нефтегазовую и горнодобывающую отрасли. И это закономерно — о своей духовной сфере каждое государство обязано заботится самостоятельно. Вот и президент наш недавно заявил: «Я считаю, что сейчас культура должна приобрести второе дыхание. Нельзя работникам культуры ходить с протянутой рукой». Но пока что зарплата данных работников остается одной из самых низких по стране. Меж тем в проекте бюджета-2003 было предусмотрено всего 6 млрд тенге на науку, образование, медицину и культуру — оптом. Парламентарии при обсуждении проекта тоже решили пойти оптовым путем и, объединив культуру со спортом, туризмом и информационным пространством, добавили на их развитие 1 млрд 743 млн тенге. Из этих денег 500 млн предусмотрено на празднование Года Казахстана в Москве — тоже культурное событие.
…Честно признаюсь, музеев не люблю. «Пыль веков», перед которой положено восторженно трепетать, наводит на меня тоскливую чесотку и приступы клаустрофобии. Нагромождение в ограниченном пространстве большого числа произведений искусства или предметов старины кажется мне противоестественным. С детства помню ужас перед бесконечностью Эрмитажа, Третьяковки: все это надо обязательно посмотреть? Уверена, что на земном шаре — множество моих единомышленников, но в то же время есть и миллионы чувствующих иначе, готовых ехать за тридевять земель, чтобы увидеть какую-нибудь фарфоровую статуэтку. Жаль, но в списке музеев для отрады туристской души вряд ли появятся наши.
Мы никак не поймем, что и на культуре можно, грубо говоря, делать деньги, и немалые. Знай, торопимся промышленный продукт побыстрее загнать. Но даже самая неисчерпаемая нефть когда-нибудь может закончиться. И останемся мы без прошлого, без будущего, с депутатами, которым, извините за резкость, что Орган, что оргАн.