Одним из политических итогов встречи стало выражение благодарности американской стороны в адрес казахстанского руководства «за поддержку антитеррористической коалиции». На пресс-конференции после встречи министров, Дональд Рамсфелд заявил: «Казахстан является важной страной и активным сторонником усилий коалиции по ведению глобальной войны с терроризмом. Я поблагодарил министра обороны Казахстана за значительный вклад его страны в глобальную войну с терроризмом и операцию «Прочная свобода», а также за гуманитарную помощь, оказанную ею Афганистану».
«Мы рассчитываем, — отметил Д. Рамсфельд, — на продолжение сотрудничества по обеспечению того, чтобы Афганистан вновь не стал приютом для террористов». Информацию по итогам переговоров глав оборонных ведомств двух стран распространила информационная служба посольства США в Казахстане.
Д. Рамсфелд признал, что программа НАТО «Партнерство во имя мира» приносит «большую пользу, как Казахстану, так и НАТО», и, в этой связи, предложил руководству республики рассмотреть вопрос о дальнейшем участии страны в данной программе. Предложение было воспринято казахстанской делегацией с энтузиазмом и пониманием. Как подчеркнул министр Алтынбаев: «Мы пытаемся приблизить наши вооруженные силы к западным стандартам…Вооруженные силы Казахстана постепенно превращаются в профессиональные вооруженные силы, комплектуемые на добровольной основе. И в этом отношении мы также могли бы использовать опыт США».
Представитель ястребиного крыла вашингтонской администрации был по-голубиному дипломатичен, когда подчеркнул: «Я заверил министра в приверженности президента Буша долгосрочным отношениям с Казахстаном и всем регионом Центральной Азии», напомнив, что Казахстан стал первой страной, которая поддержала «инициативу США в отношении афганской проблемы».
Аналогичный подход американцы демонстрируют и к другим «важным партнерам» по антитеррористической коалиции из бывшего постсоветского пространства: к Кыргызстану, Таджикистану, Узбекистану и т.д. В частности, в своем письме Гейдару Алиеву по поводу 11-ой годовщины независимости Азербайджана, Дж. Буш опять-таки широко использовал это, любимое американцами, словосочетание «важный партнер», приветствуя отправку азербайджанского «контингента» в Афганистан в составе турецких сил для выполнения антитеррористического долга. Как заявил сам президент Г. Алиев: «Мы принимаем активное участие в антитеррористической коалиции и будем продолжать в том же духе». В пятницу 15 ноября азербайджанский парламент большинством голосов (91 -«за» и 1- «против») одобрил это решение. Как откровенно высказался перед депутатами спикер Муртуз Алескеров: «Эта инициатива принадлежит президенту Азербайджана, и ввиду того, что необходимость этой важной миссии очевидна, я предлагаю проголосовать «за» без предварительных обсуждений». Можно было бы добавить: «и без лишних рассуждений». Как бы то ни было, 19 ноября в Афганистан отправилась часть регулярной армии республики в составе 28 солдат, 1 офицера и 1 прапорщика. По информации пресс-службы парламента, признано «целесообразным», чтобы азербайджанские солдаты находились непосредственно в составе турецких воинских частей, поскольку «Турция и Азербайджан имеют родственные этнические и культурные корни». При этом, предполагается, что расходы по финансированию участия азербайджанского взвода в миротворческой операции в Афганистане будет нести турецкая сторона.
Сегодня, на первый взгляд, создается впечатление, что афганская проблема решается последовательно и довольно успешно, и этот процесс происходит в рамках коллективной деятельности, определяемой коалицией стран, поставивших перед собой задачу избавить Афганистан от талибов и восстановить его экономику. Однако, реальная ситуация свидетельствует об обратном: международная помощь стране не только не эффективна и плохо скоординирована, но и напрямую зависит от сталкивающихся интересов государств-доноров.
Не добившись от «мирового сообщества» практического решения вопроса о получении в этом году 1,8 миллиардов долларов из обещанных в начале года в Токио четырех с половиной миллиардов (в течение пяти лет), афганское руководство, через своего министра иностранных дел Абдуллу Абдуллу, во вторник 12 ноября на экономическом форуме в Сеуле попросило еще десять. Эту просьбу министр обосновал так: «Сейчас мы находимся как раз на той стадии, когда нам нужно приложить особые усилия для восстановления». Страны-спонсоры не спешат выполнять свои обязательства, хотя отдельные попытки в этой области уже делаются. Помимо помощи со стороны США, ввиду понятных причин являющихся лидером по объему вкладываемых в Афганистан средств, реальную гуманитарную и техническую помощь оказывают наиболее развитые из 22 стран, чьи военные подразделения находятся сейчас в стране. Пытается не отставать и Россия, интересы которой в регионе можно назвать не только «разносторонними», но и историческими. Однако эта помошь все же далека от той, которую обещали союзники в январе этого года, воодушевленные американским призывом к «безграничной свободе»: из упомянутых выше $1,8 млрд., на этот год было выделено примерно около $600 млн.
Наиболее прагматично поступил Пекин, объявивший на неделе, что китайское руководство намерено списать долги Афганистану за период с 1960-х гг. по настоящее время. Справедливо полагая, что нереально рассчитывать не только в близкой, но и в дальней перспективе на возврат этих долгов, китайцы решили сделать свой гуманитарный вклад в Афганистан, без особых потерь для собственного кармана. «Этой мерой правительство КНР рассчитывает помочь правительству Хамида Карзая справиться с кризисом, вызванным последствиями правления режима «Талибан» и проведением американской антитеррористической кампании»,- сообщил агентству Reuters представитель афганского посольства в Китае Киамуддин Раи Барлас. По его словам: «Китай решил пойти на решительный шаг для того, чтобы помочь Афганистану, который сейчас находится не в том состоянии, чтобы можно было возвращать долги».
Судя по заявлениям официальных лиц тех или иных государств, помощь Афганистану будет предоставляться обширная и разноплановая, правда, не известно — когда и в каком конкретно объеме.
Например, Узбекистан и Южная Корея две недели назад проявили свою двустороннюю инициативу в этом вопросе. Как передало УзА, в ходе визита делегации Южной Кореи в Узбекистан, «стороны обсудили вопросы расширения сотрудничества между двумя странами, реализации совместных проектов, в частности, в сфере восстановления экономики Афганистана». По итогам переговоров между Министерством иностранных дел Узбекистана в лице первого заместителя министра иностранных дел, специального представителя Президента Узбекистана в Афганистане Садыка Сафаева и Министерством коммерции, промышленности и энергетики Республики Корея во главе с министром Шин Кук Хваном, было подписано соглашение о совместном восстановлении экономики Афганистана.
В конце октября в Афганистане побывала делегация украинских дипломатов, возглавляемая полномочным представителем Украины на Ближнем и Среднем Востоке Виктором Нагайчуком и послом Украины в Узбекистане и Афганистане Анатолием Касьяненко. Главной целью визита стало определение перспектив украино-афганского экономического сотрудничества. После этой поездки В. Нагайчук отметил: «Мы понимаем, что предпочтение будет предоставляться компаниям из стран-доноров. Но афганская сторона четко дала понять, что, учитывая масштаб необходимых работ в государстве, Украина может найти свою нишу. Афганское правительство имеет возможность распоряжаться средствами и расходовать их по своему усмотрению».
Как в Узбекистане, так и на Украине, в официальных кругах довольно сильны скептические мнения по поводу полноценного участия этих стран в восстановлении афганской экономики, и эти мнения имеют под собой реальную почву: например украинская делегация привезла по итогам своего визита пакет предложений на сумму всего в $10 млн.
Непоследовательные, а потому и неэффективные меры по оказанию помощи Афганистану предпринимают и крупные страны — доноры. Как пишет Эрих Вайзнер в «Maerkische Allgemeine» (ФРГ): «У временного правительства есть проекты, которые могли бы оказать практическую пользу максимальному числу афганцев. Но именно здесь зачастую проявляется контрпродуктивный характер деятельности гуманитарных организаций, которые не оказывают поддержки в том, чтобы афганцы могли помогать себе сами: с того момента, как стали раздавать бесплатно муку, цены на пшеницу опустились до самого низкого уровня за последние десятилетия. Для любого афганца это не может быть выгодной альтернативой выращиванию мака».
Директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал-полковник Константин Тоцкий сообщил в беседе с журналистами 14 ноября, что во время встречи с главой МВД Афганистана, афганский чиновник просил российское правительство «помочь семенами пшеницы». Как отметил тогда Тадж Мохаммад Заде, несмотря на многочисленные обращения афганского руководства к странам-донорам с просьбой предоставить дехканам семена пшеницы, «им в ответ везут лишь муку», что, несомненно, негативно отражается на желаниях и возможностях земледельцев заниматься легальным сельским хозяйством. По предположению К. Тоцкого, коалиционные силы не заинтересованы в уничтожении плантаций опиумного мака, из которого производится героин. Свое мнение директор ФПС подкрепляет информацией о том, что у командования антитеррористической операцией изначально были координаты посевов опиумного мака, заводов по производству героина, однако они до сих пор не уничтожены.
Другой важнейшей сферой, где, при сложившихся обстоятельствах, оказание помощи Афганистану в равной степени затруднительно и жизненно необходимо, является военно-техническая область. Полное противоречий, стремление США и России оказать поддержку стране в формировании ее вооруженных сил способствует усилению напряженности в правящих кругах Афганистана, в частности, между окружением проамериканского президента Хамида Карзая и сторонниками министра обороны Мохаммада Казима Фахима, тяготеющего к Москве. Положение дел осложняется тем, что Х. Карзай сегодня воспринимается многими специалистами фактически как «мэр Кабула», а реальная власть в переходном правительстве продолжает оставаться у этнических таджиков из бывшего Северного альянса, объединившихся вокруг М. Фахима.
Казахстан, как известно, не может рассчитывать на реальное участие в формировании афганской армии, более того, у республики ограничены возможности и в сфере оказания гуманитарной помощи. В этой связи, вклад Казахстана в процесс восстановления Афганистана был бы действительно ощутимым лишь в рамках рыночных отношений. В прошлом месяце, на заседании Совета министров иностранных дел стран-членов Организации экономического сотрудничества, в которую входят, в числе других государств, Казахстан и Афганистан, министр К. Токаев подчеркнул, что «Казахстан считает целесообразным сконцентрировать внимание на приоритетных секторах сотрудничества в рамках ОЭС», а, именно, на: транспорте, коммуникациях, торговле и сельском хозяйстве. Тогда же, министр заявил, что Казахстан мог бы поставлять в Афганистан на коммерческой основе до 1 млн. тонн зерна. 20 ноября СМИ распространили информацию о том, что правительство Афганистана подписало распоряжение о строительстве железной дороги в Казахстан через Китай, с целью «более дешевой перевозки гуманитарного продовольствия и иных товаров, которые будут доставляться странами-донорами Афганистана в Алматы».