"У нашего радио пока нет будущего..." - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+24 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"У нашего радио пока нет будущего..."

"У нашего радио пока нет будущего..."

От редакции: Представители этой профессии уже побывали в нашей рубрике на заре ее открытия, потому как, если не им, то кому тогда заниматься трепом в самом высшем и продуктивном смысле этого слова - на публику, без запинок, остроумно и изо дня в день?

  • 3 Июня 2009
  • 2577
Фото - Caravan.kz

Сегодня мы повторяемся, но на ином витке — в другом времени, и если хотите, измерении — тоже.
От автора:Матерые радийщики нынче массово «исходят» с родных станций и начинают новые проекты. То ли дань кризису, то ли печальной «моде» руководства (и без того скупые учредители сейчас стали особенно экономными)… О новом бизнесе, судьбе и будущем казахстанского радио мы говорили со звездами «Радио NS» и, что особенно мне греет душу, эффектными мужчинами с приятными голосами — Наилем Ахмеджановым и Евгением Жагалтаевым.
Я.Н.: Кризис перекроил карту всех мировых СМИ, все течет и изменяется настолько быстро, что и не сразу сообразишь, где мы. Где сейчас находится казахстанское радио? В каком измерении — в прошлом ли, настоящем…? И вообще, куда мы идем?
Н.А.:Я не всегда могу понять стратегию той или иной радиостанции. Если еще каких-то пять-семь лет назад главной задачей было охватить как можно больше городов и максимально расширить по всей республике сеть своего вещания, то сейчас все, кто хотел, уже достигли всеказахстанского охвата радиоаудитории. Сейчас на первый план вышли другие задачи…
Я.Н.: Не закрыться в кризис, например…
Е.Ж.: Кризис сказался практически на всех сферах экономики. Рекламный рынок сократился на 30 процентов, относительно тех лет, когда экономика была в расцвете.
Н.А.:Радиостанции, кстати, не критично просели в кризис.
Я.Н.: А как же те озвученные цифры о сокращении рекламных бюджетов радио на 60 процентов?
Н.А.:По сравнению с печатными СМИ, ТВ и рынком наружной рекламы у радио меньшее падение. Реклама на радио все-таки более оперативная и порой менее затратная: телевизионный ролик сделать гораздо дороже — нужно больше людей и оборудования, чем записать радиоролик. А вообще, радиобизнес — достаточно интересный бизнес, сами владельцы станций признают: это деньги буквально из воздуха. Нет складских помещений, не надо что-то растамаживать, перевозить, сторожить. Да и можно особо не вкладываться в наполнение — поставил хорошую музыку и все! Наверное, именно поэтому одну радиостанцию уже практически не отличить от другой.
Я.Н.: А может, просто нет вам замены? Извините, но поколению наших радиозвезд за 35 сейчас, а смены-то не наблюдается…
Е.Ж.: Любой радио эфир имеет свои законы, это и цикличность, и пластичность в том числе. Иными словами радио должно, обязано постоянно меняться, фокус- и креатив-группы должны работать в постоянном поиске новых людей и идей… Иначе есть риск «застояться», потерять радиослушателей. Меняется время, меняются подходы и стандарты, меняются люди и подача, остаются только профессионализм и качество. Иначе нельзя.
Что касается современных радиоведущих, то большинство мне не нравится напрочь! То есть народу вещает много, но запомнить-то и некого, нет имен, увы… Это и от непрофессионализма топ-менеджмента, и от нашей ментальности (ну как не пристроить племянника), и много еще от чего, но, пожалуй, главная причина — отсутствие осязаемой школы подготовки людей к теле- и радиоэфиру. Поэтому, кстати, мы в свое время и организовали «курсы теле-радио ведущих», где преподается актерское мастерство, техника речи, культура радио и телевизионной речи, основы общения с аудиторией, практическая журналистика. Словом то, что необходимо знать человеку, работающему на современном радио и телевидении. Это интенсивные тренинги, занятия ведут лучшие специалисты своего дела в республике, и после окончании выдаются сертификаты и рекомендательные письма. Некоторые из наших выпускников уже пробуют себя на различных каналах и станциях. Совсем скоро будет новый набор, внимательнее слушайте радио «NS»!
Н.А.:Было бы радио — смена найдется! Мы не делали радио в буквальном смысле, мы были «говорящими прокладками» между песнями. Да, мы что-то творили, да мы придумывали интересные ходы, пытались завести слушателя. Но тогда аудитория была другой, и ей самой это было надо. Сейчас, когда радио потеряло свою идентификацию, люди слушают все и всех без разбора. Слушатель останавливается на той или иной волне ровно до того момента, пока не услышит болтовню или рекламу. Технический прогресс сыграл злую шутку с радио. Раньше людям было просто лениво ловить новую волну, поворачивая колесико настройки. Сейчас же ты просто нажимаешь на электронные кнопки и находишь то, что тебе интересно в данный момент — без помех и шума. Люди наелись радио, утолили свой музыкальный голод. Я помню время, когда на «Радио NS» было всего 100 компакт-дисков. А сейчас в моем домашнем компьютере больше 15 гигабайт музыки. И этого материала хватит, чтобы две радиостанции круглосуточно вещали без повтора целый месяц. Это в 90-е нигде кроме как на радио нельзя было услышать любимую песню, а сейчас все есть в Интернете — качай и слушай.
Я.Н.: Здесь я позволю себе лирическое отступление касательно Интернета и радио, я тоже не радийщик, но слушаю европейское радио в сети. Мне кажется, радио все-таки не умирает, а трансформируется и уходит в онлайн, как и некогда печатные (а ныне все чаще — электронные) газеты. Нам к этому еще предстоит прийти, а вот за рубежом музыкальное радио живет и процветает, и его создатели поняли, как обеспечить себе уникальный контент.
Скажем, известный диджей Армин ван Бюрен в честь юбилея собственной радиопрограммы организовал специальную трансляцию своего шоу из разных городов Европы. Эти сеты еще не вышли на дисках, не попали в сеть, а радио уже несло их тысячам поклонников, как можно сейчас говорить, в реальном времени. Прямая трансляция выступлений шла по 8 часов в сутки без перерыва, собрала миллионы слушателей и дублировалась на канал ван Бюрена на You Tube (тоже с многомиллионной аудиторией).
Подобных радиостанций в той же Европе очень много. Рекламные перебивки там очень короткие, какие-то секунды. И ни новостей, ни бесконечных разговоров-приветов маме-лотерей. Существует и платный «премиум аккаунт» — никакой рекламы вообще и вдвое больший битрейт. Часто интернет-радио предоставляет возможность выбрать из 15-20 каналов разной тематики — для любителей drum’n’base, транса, гоа… Плюс эксклюзивные диджейские программы, скажем, каждый четверг два часа подряд играет тот же ван Бюрен, каждую среду — Ферри Корстен, все диджей с мировыми именами. Но вернемся к беседе… Каким будет наше радио завтра?
Е.Ж.: В течение нескольких лет, когда я был генеральным продюсером «Радио NS», меня очень волновало многое, относящееся к радиорынку по долгу службы. Но теперь у меня другие интересы и другой уровень отношений с внешним миром, у меня нет свободного времени на анализ сложившейся ситуации в этой отрасли, да и никто особо не интересуется, вот разве что вы спросили… Сейчас все по-другому, энтузиазма нет практически никакого, и практически ни у кого, но это уже не моя проблема, а новых лидеров… Время покажет, смогут ли… Так что каким будет радио эфир завтра, я вам сказать не могу, потому что недалек тот день, когда я исчезну из вашего поля зрения как артист…
Н.А.:У нашего радио пока нет будущего. За последние 10 лет не появилось ни одной новой радиочастоты. Не увеличилось количество радиостанций. Нет конкурентной борьбы за слушателя и за его музыкальные пристрастия. Нет сегментирования по музыкальной аудитории. Просыпаешься утром, включаешь по старой привычке радио — а послушать нечего. Да, я знаю многих наших радиоведущих. Многих уважаю, люблю чей-то голос, но слушать при этом не могу. Мне чаще неинтересно то, о чем сейчас говорят, особенно, когда ведущий опускается до уровня слушателя…
Я.Н.: Наиль, между прочим, вы сейчас говорите как преподаватель факультета журналистики такой хорошей советской закалки. Мэтры учат так: «Надо поднимать аудиторию на ступень выше, а не опускаться ниже».
Н.А.: Я по образованию журналист-газетчик, меня радийным премудростям никто не обучал. На радио из военной газеты пришел в звании старшего лейтенанта. Просто «попал в струю», и мне было, что сказать людям. На сегодняшний момент я сказал своему слушателю все, что хотел. Это не значит — сделал все, что хотел. Просто многое уже не укладывается в нынешние радиоканоны…
Раньше нас подстегивали ретранслируемые радиостанции, вещающие из Москвы. Нам хотелось создать свой продукт и доказать, что мы тут не хуже и можем делать прекрасные радиопроекты. И очень часто на самом деле были даже лучше, потому что учитывали ментальность нашего слушателя. Была борьба, был творческий поиск и интересные находки. Сейчас большинство хозяев радиостанций далеки от радиоиндустрии. Их устраивает нынешнее положение дел, нынешний бизнес и его доходность. Идет вялая борьба за рейтинг, который к тому же можно просто купить. Поэтому пока трудно говорить о качественном творческом рывке вперед.
Я.Н.: А почему, как вы считаете, у нас до сих пор нет радио в духе «Эха Москвы»?
Н.А.:Вообще информационный канал — достаточно непростое и хлопотное дело. Не уверен, что такое радио вообще сейчас кому-то нужно в Казахстане. «Эхо» может говорить о вещах, которые у нас сказать либо не дадут, либо не решатся. Наши чиновники в своем большинстве закрыты и неразговорчивы. У нас неполитизированное общество, людям не интересна политика. Это и плохо, и хорошо. Для меня лично это точно лучше, чем митингующая Грузии или неугомонная Украина. У нас 3-4 минутный новостной блок один раз в час многие слушатели переключают, что говорить об информационном вещании в течение всего дня. К тому же и информационных поводов для круглосуточного вещания у нас маловато…
Еще один вопрос — языковой. Сейчас начали в соответствии с законом «О языках» ужесточать требования к вещанию: 50 процентов на государственном казахском и 50 — на русском. Закон принят и его надо выполнять — тут не поспоришь. Сам уже два месяца хожу на курсы казахского языка, надеюсь, что татарские корни помогут овладеть им в совершенстве. Но я часто путешествую по миру и слушаю радио. И должен вам сказать, что наше радио — это нонсенс! Нигде в мире нет двуязычного радио! Даже в двуязычной Канаде станции вещают либо на английском, либо на французском языке. В Бельгии нет фламандско-французского вещания. Нигде в мире вы не встретите билбордов на двух языках. Вещать на казахском и русском одновременно очень непросто. Непросто тем, кто вещает и тем, кто это слушает. И мы в этом впереди планеты всей. Вот только к чему это приведет — пока сказать трудно.
Я.Н.: В итоге все «радиопассионарии» ушли в бизнес…
Н.А.: Для меня радио — всегда было чем-то вроде хобби. Я всегда параллельно эфиру работал либо в газете, либо в табачной компании «Галлахер Казахстан», либо в event-индустрии. И при этом я всегда хотел иметь свой бизнес (Наиль Ахмеджанов — директор агентства по размещению наружной рекламы «One+One»прим.авт.). Всегда хотел быть не «работовзятелем», а работодателем. Сейчас наше агентство успешно противостоит кризису. В Алматы объемы наружной рекламы упали больше чем на 50 процентов. Нас же кризис почти не коснулся, потому что мы активно работаем с представителями малого и среднего бизнеса, которые арендуют по 2-3 стороны. По объемам продаж мы остались на уровне прошлого года. С рынка в первую очередь ушли крупные компании, они увели основные бюджеты у рекламных компаний. Да и скидки они, как правило, требуют огромные — как оптовики. А с небольшой фирмой можно договориться о 10-15 процентах скидки, этого, как правило, достаточно.
Е.Ж.: Шоу-бизнес как таковой сегодня меня интересует мало, я уже давно бизнесмен в классическом понимании этого слова. У меня есть собственные предприятия по производству документального кино, есть рекламный бизнес, где мы производим и размещаем рекламные продукты в масс-медиа. На очереди то, чем я сейчас занят с предельным вниманием, и о чем пока я не хотел бы говорить во всеуслышание, считайте меня суеверным.
Я.Н.: Кстати… Евгений, вы давно и прочно ассоциируетесь у народа со старожилом радиоэфира радиошоу «Козаностра», а теперь мы видим вас еще и на ТВ с одноименным проектом. Как вы психологически справляетесь со сравнением с небезызвестным «Камеди клабом»?
— «Давно и прочно» — это действительно так, потому что в этом сезоне радиошоу KOSANOSTRA в ежедневном эфире национальной сети радиовещания радио NS уже восьмой год. За это время менялось многое, мои соведущие, формат, но неизменным было время выхода и Евгений Жагалтаев как автор и продюсер проекта. Сегодня «KOSANOSTRA» уже не рассказывает анекдоты, а разговаривает со страной на волнующие ее темы. Просто нельзя быть опосредованным в такое время, нельзя быть оторванным от народа и его проблем. И, как следствие, резко вырос рейтинг. Он и раньше был очень высоким, поэтому, собственно, меня и не убирали из эфира столь долгое время.
Что касается телепроекта с одноименным названием. Да, действительно, ко мне пришли молодые, талантливые ребята, один из них писал миниатюры для «Комеди клаб Москва» и Украина, и «показали себя»! В это время как раз назрела идея о создании видеоверсии «KOSANOSTRA». Правда мы задумали ее сначала совершенно не такую, но что случилось, то случилось, и теперь народ видит то, что видит…
Я.Н.: Наиль, а вы не собираетесь увековечить свои мысли по поводу профессии и пройденного творческого пути в книге, например?
Н.А.:В книге? Нет. Пока нет! Я много лет веду свой блог в сети, правда, пока исключительно в закрытом режиме. Пока вряд ли кому-то, кроме моих друзей и родных будут интересны размышления о жизни и работе на радио. Но, как знать, быть может, настанет время, когда написанное найдет своего читателя. Поживем — увидим!
Я.Н.: Что ж, «закруглю» и подытожу. В лихие 90-е было все дико, безбашенно, свежо и наивно, и любой эксперимент воспринимался на ура. Но сейчас уже выросло новое поколение, которое знает, что оно хочет слушать.
Мы перестали быть всеядными и ориентироваться на все подряд, наверное, и нашим газетам-телеканалам-радио пора начать сегментироваться, отсекать лишнее по принципу бритвы Оккама. Во всем мире уже не нужно ничего качать — зашел, нажал на ссылку, и вуаля — самая свежая музыка на любимом радио. У нас же радио, которое позиционирует себя как музыкальное, в итоге дает музыки от силы 50 процентов, остальное — разношерстные, но по сути одинаковые «балаболки», навязчивая реклама, однообразные новости. Для «балаболок» с их играми, кстати, за рубежом существует отдельный формат — чат-радио, где ведущие денно и нощно общаются с народом, разыгрывают призы и изливают в массы «поток сознания».
А вообще, стоит вспомнить, как шло становление радио несколько десятков лет назад, например, в Англии. Было весьма популярным так называемое «пиратское радио» — это когда, усевшись в микроавтобус с техникой, отвязные ведущие ездили по всему городу и выходили в эфир на чужой частоте. Просто катались и шарашили свой контент. Отловить таких мобильных «пиратов» было довольно тяжело. Или в нейтральных водах на кораблике болтались (про это даже кино сняли) — тоже не поймать. Так вот, многие такие «самопальщики» позже выросли в огромные станции.
Те, кто в нашей стране и нынешних условиях хочет таким же образом делать свое интересное радио — дорога в интернет. Где нет частот, где нет цензуры, где можно общаться со своими единомышленниками со всего мира напрямую, где мало зависишь от рекламы — были бы мощности и канал. И где можно спокойно существовать на пожертвования, кстати, есть и такие примеры. Перефразирую Наиля Ахмеджанова: была бы увлеченная смена — и радио будет!