Великий эксперимент - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Великий эксперимент

Великий эксперимент

Новации в области образования поистине не знают границ. Например, в прошлом году Министерство образования придумало такие правила поступления в вуз, что могло потерять выпускников школ - троечников - как класс абитуриентов. Небезызвестно, что хорошистов и отличников у нас - мизер. Основная масса - середняки с тройками в аттестате. В этом году эксперимент будет продолжаться. Поэтому самое время подумать: что в нем хорошего, а что плохого. Кому светит высшее образование, а кому - нет. И вообще, о каком эксперименте идет речь?

  • 11 Марта 2002
  • 1250
Фото - Caravan.kz

Первое. В прошлом году вступительные экзамены в вузах были заменены на тестирование для всех без исключения. Если помните, раньше у нас этой привилегией пользовались только те, кто претендовал на образовательные гранты и кредиты, на государственную помощь в обучении. Остальные просто сдавали экзамены.
Второе. Не успели выпускники школ прийти в себя от новости о тестировании, абитуриенты четырех регионов Казахстана пережили дубль-шок. Им «повезло» больше всех. В качестве эксперимента им предложили сдать совмещенные экзамены прямо в школе. Выпускные экзамены выглядели тоже как тест, а полученные результаты, приравнивались к вступительным экзаменам в вуз. Одним тестом убивалось сразу два зайца, по крайней мере, организаторы совмещенного экзамена хотели именно этого.
Третье. На вступительных экзаменах в вузах был введен тестовый порог. Что это значит? Если из 120 максимальных баллов абитуриент набирал меньше сорока, он не имел права учиться в вузе даже за собственные деньги. Чиновники от образования таким образом решили побороться за качество молодых кадров. То, что при этом вузы могли остаться без студентов, никого не волновало. Такой абсурд как отсутствие студентов даже не прогнозировался. Однако по результатам тестирования он вполне мог случится, если бы не заартачились вузы, особенно частные. И закон был на их стороне.
В законе об образовании РК было написано, что формирование контингента учащихся относится к компетенции самого учебного заведения. Как на эту территории могло залезть Министерство образования, не понятно. Но несмотря на отсутствие прав и возможностей, оно попыталось это сделать. Министерство образования в приказном порядке вмешивалось не только в жизнь вуза, но и в личное дело абитуриента Кое-кто расценил это финт как диверсию против местных вузов. Ведь если бы эта глупость все-таки случилась и всех, набравших на тестах менее 40 баллов, отсеивали без права обучения в казахстанских институтах, абитуриенты прямым ходом бы отправились в филиалы российских вузов, отнесли бы деньги своих родителей туда. Россия была бы рада.
Сегодня, когда до выпускных экзаменах в школах рукой подать, самое время уточнить, на какой стадии находятся противоречия вузов и чиновников. К чему быть готовыми абитуриентам этого года? На этот вопрос отвечает начальник управления тестирования Шинали Ширалиевич Артыгалин:
«Действительно в прошлом году были введены новые правила приема учащихся в вузы. Тот, кто набирал менее 40 баллов, автоматически не принимался в вуз, потому что его знания расценивались как неудовлетворительные. С одной стороны, Министерство образования правильно сделало, ввело этот ограничительный порог. Посмотрите, что вокруг делается. Вузы переполнены, студенты выкладывают бешенные деньги, а знаний нет, квалифицированных специалистов нет. Получается, что доступ к знаниям за собственные деньги превратил образование в фикцию. Раньше покупали левые дипломы, теперь покупают образовательный процесс. Но ни в первом ни во втором случае никто толком не учится. И поскольку заставить учится взрослых людей невозможно, то вполне реально их просто не пускать вузы, даже за их собственные деньги. Понятное дело, что это не понравилось вузам. Платные студенты — это основной источник существования учебного заведения. Кроме того, в нашем законе об образовании РК действительно есть пункт, который гарантирует вузам свободу в выборе абитуриентов. Но тогда те же вузы должны бы признать, что раз они берут на учебу всех без разбору, и хорошистов и двоечников, то их уровень образования будет средним между этими категориями учащихся. Кстати, министерство образования предлагало вузам публиковать их рейтинг. Но для этого каждое учебное заведение должно было представить в Министерство данные о тех абитуриентах, которых они приняли в вуз. Ни один институт не сделал этого. По закону они имеет право этого не делать, но с точки зрения здравого смысла это неправильно. Тот, кто выбирает учебное заведение, должен знать, куда он идет учиться.
Теперь что касается такой глупости, как сдвоенный экзамен. Министерство образования считает, что эксперимент прошлого года удался! В этом году «заболевание» именуемое двойным экзаменом распространится на 11 регионов страны. А мы считаем, что его нельзя продолжать хотя бы уже по той простой причине, что по данным тестирования около 25 процентов абитуриентов на экзаменах проваливаются. Представьте, что будет с этими 25 процентами, если они провалятся на сдвоенных экзаменах. Ладно, они не поступят в вуз, это не смертельно. Но тогда ведь будет считаться, что они и выпускные экзамены в школе не сдали. Значит, они не получат свои школьные аттестаты. И что тогда? Будут сдавать второй сдвоенных экзамен осенью? А кто будет с ними заниматься? Учителя? А кто будет им платить за это? Никто. Значит, учителя не будут дополнительно заниматься с провалившихся на экзаменах. В итоге, 25 процентов учащихся окажутся в подвешенном состоянии. В прошлом году «засыпавшиеся» получили свои аттестаты только потому, что вопрос не был до конца ясен: что с ними делать. В этом году он тоже еще не решен. Кроме того, нормы выпускных экзаменов у нас не приравнены к вступительным. Нормативы разные. Как можно свалить их в одну кучу в сдвоенном экзамене? Нам не понятно. Чиновники от образования не придают этому особого значения. А если вникнуть, это профанация».
Как сказать, как сказать. Вообще-то эту новинку мы придумали не сами. Казахстан содрал эксперимент у России. Так что против всяких контраргументов, у нововведения есть аргументы. Правда, зарубежные, но все же. Так чем же оправдывает сдвоенный экзамен Россия? Прямой необходимостью отказаться от конкурсного экзамена в вуз. При их условиях он теряет всякий смысл. А условия таковы: сейчас в школе за партами сидит 21 миллион российских школьников. К 2009 году их количество уменьшится до 14 миллионов. Как это отразится на высших учебных заведениях? Плохо. Скорее всего, придется сокращать их количество. Вот их чиновники от образования и решили, что при таком дефиците абитуриентов вряд ли стоит устраивать им дополнительные конкурсы на вступительных экзаменах. И Россия сознательно решила не делать этого.
Казахстан подхватил идею и уже внедрил ее «на ура» так и не вникнув в суть. Зачем? У нас что, дефицит школьников или абитуриентов? Нет и еще раз нет. С этим «добром» у нас пока дефицита нет. Может быть, лет через двадцать все изменится, но пока эксперименты подобного рода беспочвенны и опасны.
Возьмем Запад. Собственно, там тоже не сдают вступительные экзамены. Во Франции, в Германии их просто нет. Почему? Потому что количество мест в вузах значительно превышает количество студентов. Именно поэтому там знания можно получить чуть ли не в экслюзивном порядке. А вот в Америке вступительные экзамены есть. К ним приравнен общенациональный тест, который сдают все без исключения. Для чего это делается? Для того, чтобы оставить право выбора не только за студентами, но и за вузами. Они вправе выбирать себе абитуриентов.
Нашей стране такой порядок приема в вузы без экзаменов пока не выгоден экономически. У нас есть конкурс. И большой конкурс. Значит, надо давать возможность конкурировать. Тем более что государство еще не сняло с себя ответственность за подготовку профессиональных кадров в стране. Ежегодно выделяется 25 тысяч грантов и кредитов. Они должны достаться лучшим из лучших. А вот с середниками и худшими надо что-то решать. Но не «пущать» их в вуз (если меньше сорока баллов наберут) глупо. А учить их вместе с отличниками — бесполезно.