Профессора Бахытжан Нсанбаев и Сайдуллы Каримов разработали новую концепцию системы высшего образования, которая, по мнению авторов, может навсегда и в корне похоронить взяточничество среди профессорско-преподавательского состава в ВУЗах, поднять качество образования, да к тому же сократить добрую половину министерских работников.
Рыба гниет с головы, — считают Б. Нсанбаев и С. Каримов, и взяточничество в ВУЗах основано на том, что при существующей системе Государственной Аттестационной комиссии у профессорско-преподавательского состава любого института есть возможности «вручить» диплом о высшем образовании каждому, даже самому непробиваемому тупице.
Большинство членов ГАКа — те же профессора, которые все пять-шесть лет «учили» иного недоросля. Гарантом объективности и принципиальности выступает только председатель комиссии, который назначается Минобразом «со стороны». Однако кандидатура председателя ГАКа, как правило, предлагается самим учебным заведением, где предстоят экзамены. И персона эта не меняется годами, становясь уже традиционной для данного ВУЗа.
Не секрет, говорят Б. Нсанбаев и С Каримов, что во время работы комиссии, председатель ГАКа живет на полном, и очень недурственном обеспечении принимающей стороны. Так что его объективность по большому счету вызывает большие сомнения.
В минобразе тоже это понимают, поэтому практически все учебные заведения в течение учебного года подвергаются многочисленным текущим проверкам, ревизиям, аттестациям и т.п. именно по линии качества образования. Увы, с абсолютно предсказуемым результатом, который лишь увеличивает «черные таксу и тарифы» коррумпированности всех вузовских работников.
Что бы обеспечить объективность итоговой аттестации выпускника, следует полностью отстранить участие в этом представителей заинтересованного ВУЗа, — считают авторы новой концепции оценки выпускников. Эти функции возьмет на себя так называемая Независимая Государственная Аттестационная комиссия — НГАК, в состав которой войдут ученые, профессионалы-практики по данной специальности, представители сторонних ВУЗов и специалисты еще одной новой структуры — «Республиканского центра по выпуску специалистов» (РЦВС), подробнее о котором будет сказано ниже.
Работать НГАК должно на нейтральной территории — на базе средних учебных заведений, определяемых методом случайной выборки. Финансирование НГАК осуществляется за счет отчислений ВУЗов, представляющих к выпуску студентов данной специальности, в размере прямо пропорциональном количеству аттестуемых выпускников.
Порядок итоговой аттестации может быть разработан более детально, но по идеи Б. Нсанбаева и С. Каримова аттестация должна включать справку о выполнении студентом его учебного плана, независимую рецензию рецензента, выбранного через РЦВС, которому, кстати дипломная работа выпускника передается без указания авторства разработчика (возможно даже по электронной почте) что бы исключить т. н. «человеческий фактор». Затем проводится тестирование по теории специальности на компьютере, где опять-таки шифруется как имя тестируемого, так и полученные им оценки. И наконец проводится итоговый комплексный государственный экзамен, включающий защиту диплома. По каждому из пунктов в персональную базу данных выпускника в зашифрованном виде вносится оценка. И только на основании всех этих оценок выводится общий результат подготовки. На основании которого РЦВС принимает решение о выдаче диплома государственного образца, либо об отказе в таковом.
При таком системе итоговой аттестации, считают авторы концепции, получить диплом сможет только действительно специалист, отвечающий требованиям высшего образования.
Еще интереснее обстоят дела с рейтингом ВУЗов, который получается на основе данных по аттестации выпускников. Сразу же после выпускных экзаменов появляется реальная картина уровня подготовки в том или ином институте, университете, академии. Возможно, иным абитуриентам и не понравятся новые требования. Но уж наверняка никто из студентов, абитуриентов и их родителей, не пожелают учиться пять-шесть лет, официально платить за учебу, давать взятки за текущие экзамены с тем, что бы в конце концов остаться без диплома. Произойдет естественный отбор самих ВУЗов или по крайней мере максимально усилится самоконтроль внутри учебного заведения.
Среди экономических эффектов от подобного нововведения, кроме роста в качестве подготовки молодых специалистов, Б. Нсанбаев и С. Каримов видят отсутствие необходимости в проведении дорогостоящих форм контроля за качеством образования, которые сейчас практикуются Министерством образования. Такой механизм выгоден и самим ВУЗам, так как он позволит исключить многочисленные проверки, дестабилизирующие учебный процесс, и требующие не меньше затрат, чем оплата услуг НГАК или РЦВС.
Ну и теперь о Республиканском центре по выпуску специалистов. По сути, он выполняет роль Министерства образования в высшем специальном образовании: разрабатывает и утверждает программы аттестации по специальностям, график и форму аттестации, состав НГАК, сметы расходов и другие условия проведения итоговых госэкзаменов в ВУЗах. Это своего рода специальное крыло Минобраза, курирующее высшее образование.
Свою концепцию Бахытжан Нсанбаев и Сайдуллы Каримов в ближайшее время собираются предложить на рассмотрение в министерство образования, для чего добиваются аудиенции у министра.