Казахстан в роли И.Муромца, Д.Никитича и А.Поповича одновременно - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+19 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан в роли И.Муромца, Д.Никитича и А.Поповича одновременно

Казахстан в роли И.Муромца, Д.Никитича и А.Поповича одновременно

К началу октября, все мало-мальски вменяемые политики во всем мире заканчивают верстать свои планы на ближайший год.

  • 4 Октября 2002
  • 887
Фото - Caravan.kz

А самые ретивые, — так уже и пытаются реализовать эти планы на деле. Во всяком случае, именно так, например, выглядят сегодня усилия американских политиков по свержению режима Саддама Хуссейна в Ираке.
Кто мы — ясно. А вот, где?!
А, что же Казахстан? Каковы ныне его планы и амбиции на международной арене?
Что касается принципов многовекторности нашей внешней политики, — то мы заучили их уже назубок. Другое дело, что больших и реальных экономических дивидендов республике это пока не принесло. Все же внутренние успехи нашей страны, в большинстве своем, с внутренними ресурсами и связаны. Но сегодня эти ресурсы подходят к концу: почти все, что можно приватизировать, — приватизировано; все, что можно из углеводородного разведать, разведано; все, что можно было украсть и продать, украдено и продано. А надежды на то, что нашу страну ВСЕ и СРАЗУ полюбят, — улетучились еще в начале нового века, — до празднования 10-летнего юбилея независимости республики.
Правда, сегодня, когда Всемирная антитеррористическая операция совсем уж тесно сплелась с интересами основных мировых потребителей нефтепродуктов, Казахстану просто судьбой уготовано быть стратегическим партнером всех ведущих держав на планете. Но главное здесь и сейчас для страны, — это, не захлебываться в благодарностях нашей территориальной судьбе; а умело и четко воспользоваться предоставившимся возможностями, дабы укрепить свое положение в международном разделении труда, в современном миропорядке. А для этого надо внимательно просчитать сразу несколько внешнеполитических факторов.
Даже, если посмотреть подшивку сообщений информационного агентства Kazakhstan Today за последние дни, видно сколь интенсивна сейчас международная жизнь нашей республики. Вот заголовки только некоторых из них: «В Алматы состоялось третье заседание парламентского сотрудничества Республика Казахстан — Европейский Союз»; «Казахстан и США намерены совместно усилить экспортный контроль и безопасность границ»; «Аргентина заинтересована в развитии сотрудничества с РК в нефтегазовом и сельскохозяйственном секторах»; «В Астане состоялись переговоры по тарифам на товары из Польши»; «В РК пройдет семинар по борьбе с отмыванием денежных средств и пресечением финансирования терроризма» и т.д. Сами видите, Казахстан просто кипит от своего желания быть нужным мировому сообществу.
Надо также отметить, что за рубежом ныне поутих политический интерес к, так называемым, «казахстанским» скандалам. Это касается и обвинений в коррупции, и обвинений в нарушении прав человека. На Западе вдруг вспомнили, что Казахстан — это страна с официально признанной рыночной экономикой, а демократия оценивается не по количеству нарушений против нее, а желанием властей учесть все существующие в обществе точки зрения.
Не случайно же, на днях глава делегации Европарламента Антонио ди Пьетро заявил в Алматы о том, что, он и его коллеги смогли услышать по поводу ряда проблем различные мнения, как со стороны неправительственных организаций, так и со стороны официальных структур. И это, по его мнению, положительный момент, означающий, что в нашей республике активно формируется демократия.
А, вообще-то, если уж говорить о международных стандартах демократии, то очень характерным примером ее понимания стала недавняя попытка журналистов КТК узнать у более, чем десятка послов в Казахстане их мнение по поводу оценки проходящих в нашей стране преобразований. Так вот, большинство дипломатов оказались не готовыми откровенно поговорить об этом перед телекамерой. А в пресс-службе французского посла на просто сообщили, что ему давать такое интервью не интересно.
Может и нам — казахстанцам, тоже теперь именно ТАК отвечать на настойчивые вопросы из-за далеких рубежей?..
Как собрать друзей за одним дастарханом?
С другой стороны, опубликованные за последнее время в местной прессе интервью представителей иностранных посольств, вроде бы, успокаивают. Товарооборот увеличивается, инвестиции прирастают, борьба с терроризмом и за демократию — ширится. Но нельзя забывать о том, что интересы в нашем регионе, к примеру, США и Китая абсолютно противоположны. Я уж, не говорю о России.
Поэтому, уточнение внешнеполитической стратегии на ближайшее будущее, — это, вероятно, самое главное направление деятельности для нынешнего состава власти. И только после этого можно будет предметно рассуждать о том: куда мы будем продавать нашу нефть, а куда — наш же хлеб. Тем более, что количество межгосударственных политических и экономических сообществ, в которых Казахстан состоит сегодня, — уверенно приближается к цифре 100. И, по крайней мере, с десяток из них считаются весьма мощными и действенными международными институтами.
Как закрепимся, так сразу и…!
Подводя итоги сказанному, можно отметить, что пока международные события на евразийском континенте, и вокруг него всячески способствуют тому, чтобы Казахстан и дальше закреплялся в качестве серьезного стратегического партнера мировых держав. И не важно, что там на самом деле про нас думают. Сейчас важно одно — закрепиться.
Потому что только это может стать условием для стабильного развития, как экономики, так и демократических институтов республики. Если же сейчас мы начнем искать себе врага, то обо всем этом надо будет срочно забыть. Ведь, кто ищет, — тот всегда найдет.
О реакции
Реакция бывает разная: гневная, веселая, мудрая, нежная, замедленная, тупая, никакая etc. Еще бывает реакция как форма правящего режима. Про нее в учебниках истории и оппозиционных газетах так и пишут: «Реакционный режим».
Тупой, еще тупее
Тупая реакция чаще всего встречается при попытках общения с чиновниками средней руки или сотрудниками низшей категории из крупных банков или фирм. Лето и начавшаяся осень отчетливо показали, что и у тех, и у других наблюдается полное и окончательное единение на счет собственного места в этой жизни.
Добиться от них чего-либо вразумительного и членораздельного журналисту фактически невозможно (я уж не говорю о согражданах, которые не имеют к СМИ никакого отношения). Они мало что знают; да еще, по рукам и ногам связаны какими-то «внутриконторскими» уложениями. И самое главное — они абсолютно не владеют искусством коммуникации. Любой разговор, особенно с незнакомым человеком, для них — сущая мука. Результатом же этого являются бесконечная череда случаев, скажем так, недоинформированности населения республики по тем или иным аспектам современной жизни. А «крайними» оказываются журналисты, которые и рады бы хоть что-нибудь узнать, — да не у кого.
Раз болит, значит, еще жив
Радостную реакцию я на днях услышал, позвонив своему другу в Павлодар. На вопрос: «Как дела?» — он весело ответил: «Как сажа бела!» И добавил еще несколько изумительных идиоматических выражений. Все они, так или иначе, касались современных реалий нашей жизни. После чего мне даже не надо было переспрашивать друга о причинах его «приподнятого» настроения. И так было понятно, что редактируемая им газета «Вести Павлодара» так и не имеет возможности печататься в родном регионе. В силу чего она вынуждена обретаться только где-то во Всемирной паутине Интернета.
Для Казахстана сегодня, к сожалению, уже привычен тот факт, что если СМИ не нравится власти (не важно какой: центральной или региональной), — его начинают «трамбовать». При этом носители властных полномочий элементарно не врубаются в то, что подобными действиями они только способствуют мультиплицированию протестного электората.
А может быть, увеличение политизированности общества является ныне сверхзадачей власти?
Нет человека, — нет проблемы! А, что: были проблемы?
Никакая реакция случилась в нашей стране по поводу ухода с постов трех советников главы государства. После того как эта информация появилась «в миру», прошло уже чуть ли не 15 дней. Но ни один политолог, ни одна неправительственная организация, ни один придворный пресс-секретарь, ни одно супернезависимое СМИ не задали ни одного вопроса, и не ответили ни на один вопрос, связанный с исчезновением со своих постов трех не самых последних чиновников на казахстанском Олимпе.
Особенно интересно это, учитывая, что двое из троих «отставников» последние годы, как говорится, были «у всех на устах».
Я говорю о господах Токпакбаеве и Буркитбаеве. Про них уже столько написано и сказано, что хотя бы из уважения можно было замолвить о них словечко.
Интересно и то, что о дальнейших карьерных перспективах г-на Т. и г-на Б. наблюдается полная тишина. Но вот о том, что их задвинули в «дальний запас» — тоже никакой информации. Даже слухов.
Интересно, почему?
Себя от ярости страхуя…
Молчаливо-напряженная реакция получилась в последние дни у Туркменистана и Ирана по отношению к подписанию Россией и Азербайджаном Соглашения о разделе Каспийского моря. Видимо, официальные туркменские и иранские лица пока просто копят в себе ярость, чтобы потом выступить с собственными условиями и предложениями по разделу Каспия.
Известно, что юридическое оформление новых отношений между прикаспийскими странами началось с соглашения между Казахстаном и Россией о разделе самого большого озера в мире. Именно тогда впервые был реализован принцип «Дно делим, вода общая». Потом Нурсултан Назарбаев подписал аналогичный документ и в Баку.
После того же, как на днях подписи под соответствующей бумагой поставили президенты Владимир Путин и Гейдар Алиев, система раздела Каспия приобрела уже международный статус. Как-никак, три страны из пяти уже договорились, как дальше жить и работать на Каспийском море. И это уже юридический факт.
А принципиальным противникам подобного раздела: Туркмении и Ирану, — со всем произошедшим придется просто смириться…