Автомобиль как средство убийства? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Автомобиль как средство убийства?

Автомобиль как средство убийства?

Почему блага цивилизации имеют свойство превращаться в зло для нее же, ворос специального, философского исследования. Нам интереснее, как снизить ущерб от различных изобретений научно-технического прогресса для здоровья и жизней людей и природы, как сделать так, что человек и автомобиль мирно существовали рядом друг с другом.

  • 18 Сентября 2001
  • 1733
Фото - Caravan.kz

Дым отечества несладок
Какие бы меры ни предпринимали власти для безопасности движения транспорта и улучшения экологической ситуации, ничто не защищает граждан от последствий автомобилизации. Экологи подсчитали, что самый большой вред наносит окружающей среде и человеку именно транспорт, а не промышленные предприятия.
Самое страшное, что концентрированные выбросы вредных веществ от автомобилей задерживаются на уровне метра от земли. То есть на той самой высоте, на которой находятся дети. Врачи неофициально рассказывают, что у многих детей до десяти лет, умерших от болезней или аварий, при вскрытии обнаруживали легкие в таком состоянии, какое бывает только у курильщиков с многолетним стажем.
Особенно остро стоит эта проблема в южной столице, где количество автотранспорта, по некоторым данным, с учетом транзитного и заезжего, доходит до трехсот тысяч единиц. Сколько из них давно завершивших свой ресурс, никто не подсчитывал. Но хорошо известно, что подержанные машины составляют большинство на наших дорогах, поскольку новые казахстанцам не по карману. А старые, кроме опасности попасть в аварийную ситуацию, еще и катастрофически дымят и коптят.
Чисто внешне борьба с этим злом идет. Работают посты экологической полиции, выписываются штрафы ( а чаще — берутся взятки), но в мегаполисе за всеми не уследишь, к тому же требования очень мягкие.
Другой причиной возрастающих выбросов является некачественный бензин. Как известно, для доведения его до нормального «заправщики» используют присадки, а среди них бывает даже ракетное топливо, с которым можно работать только в противогазах. Сейчас некоторый порядок пытаются навести, несколько проштрафившихся АЗС уже закрыли и демонтировали. Но до полного порядка далеко, и бензин с добавками по-прежнему портит атмосферу и вредит двигателям.
Дизелят по-черному
В последнее десятилетие на казахстанских дорогах все больше иномарок, работающих на дизельном топливе. Их количество достигает от десяти до двадцати процентов от всех иностранных машин, коих число в республике уже больше, чем автомобилей российского производства. Солярка имеет ряд плюсов, и потому все больше водители предпочитают машины на этом виде топлива. Если к иномаркам прибавить еще количество пассажирских автобусов и дорожной техники, тоже заправляющихся соляркой, то получается, что до трети от всего автомобильного транспорта работают на солярке.
Копоти от этого топлива куда больше, чем от бензина. На автомобили необходимо ставить нейтрализаторы. В первую очередь транспортные власти Алматы требуют их установку на пассажирских автобусах. «Икарусы», например, выбрасывают до 98 процентов сажи. Черный дым, систематически попадая в легкие человека, может вызывать астму, рак легких и другие заболевания.
Несколько лет производством нейтрализаторов занимается одна алматинская фирма, выигрывая в тендере на государственный закуп нейтрализаторов для автотранспортных предприятий. Однако, по словам руководителей автобусных парков, приспособления несовершенны. С их применением расход топлива увеличивается, «летят» двигатели, а дыма меньше не становится, наоборот, он попадает и в салон автобуса. Водители лишаются пассажиров, а значит и прибыли.
Между тем изобретатель Алмас Талькенов, вместе Муратом Укшебаевым разработавший другое устройство — оптимизатор дизельного топлива, не допускается к конкурсу. Его организаторы ссылаются на то, что он называется не нейтрализатором, а оптимизатором. Кстати, прокуратура южной столицы указала на нарушения в проведении тендера, но никаких последствий это не имело.
Устройство казахстанцев получило одобрение российских ученых, оно установлено уже почти на полусотне машин в Казахстане. Кроме того, доказало свою полезность в северных регионах республики, где в морозы дизельное топливо замерзает и машины стоят сутками на заснеженных трассах, а бывает, что водители и пассажиры замерзают насмерть. С применением оптимизаторов эта проблема снимается.
Но нет пророка в своем отечестве, и изобретение, как это уже не раз у нас было, может «укатить» за границу. А мы так и будем жить в задымленных городах.
Мышеловка для авто
Дорожная полиция и транспортные чиновники озабочены и другими проблемами, связанными с автомобилями как одним из источников загрязнения воздуха и угрозы здоровья людей. Очень многие водители организуют стихийные стоянки у магазинов, ресторанов, кафе, барахолок и просто на проезжей части улиц в центре города. Пробки, возникающие у таких мест, опять же усиливают выбросы вредных веществ. И, конечно, всякий раз увеличивается риск дорожно-транспортного происшествия.
Во многих крупных городах это стало головной болью. В Москве взялись за искоренение зла очень решительно. Сначала завели специальные машины, которые краном подцепляли стоящий в неположенным месте автомобили и увозили на отдельную стоянку. После штрафа владелец задумывался, можно ли припарковываться где попало. Но вскоре прокуратура наложила на такие меры запрет, подсчитав их нарушением прав человека.
Тогда пошли по иному пути. Сейчас в столице России используют специальные приспособления, так называемые блокираторы, которые блокируют колеса стоящих в неположенном месте машин. Возвращаясь к своему автомобилю, водитель обнаруживает, что уехать без вызова специалистов не может, а на стекле машины видит квитанцию об оплате штрафа. Заплатив в ближайшем отделении банка небольшую сумму, водитель по телеыону вызывает бригаду ставящих «капканы», и они освобождают его любимицу из плена. Говорят, дисциплины среди москвичей теперь стало больше.
Алматинцы решили перенять опыт соседей. В скором времени такие бригады появятся и в южной столице. Кроме несомненной выгоды и простоты операций, есть еще немаловажная при нашем менталитете деталь. Взятку в такой ситуации уже не дашь. Во-первых, будет работать целая бригада, во-вторых, оплата производиться только через банк. Планируется организовать производство блокираторов в самой южной столице, что экономичнее и поможет создать новые рабочие места.
Большим плюсом стали ремонт дорог и строительство дорожных развязок, позволяющих разгрузить наиболее загруженные трассы. Одна из таких недавно была завершена у алматинского аэропорта. И все же остается впечатление, что в крупных городах республики нет системы такой работы, все проводится случайно, от случая к случаю, напоминая то самое латание дорожных дыр, которое мы привыкли видеть ежегодно весной и осенью.