Революционная реформа от Нацбанка - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+22 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Революционная реформа от Нацбанка

Революционная реформа от Нацбанка

Как известно, Закон "Об акционерных обществах" и, соответственно, участников акционерного движения в скором времени ждут серьезные перемены. На минувшей неделе депутаты парламента рассматривали законопроект, представленный Национальным банком РК. Документ вызвал множество вопросов, которые больше походили на негодование.

  • 26 Сентября 2002
  • 1032
Фото - Caravan.kz

Парламентарии отказались признавать данный документ в качестве закона в его нынешнем виде и отложили его для доработки. Вопросов, действительно, возникает много, главный из которых — последствия данной реформы.
Самое главное, что вызвало спор среди депутатов — это минимальный размер уставного фонда акционерного общества в 200 тысяч МРП в соответствии с предлагаемым законопроектом. Напомним, что на сегодняшний день, в соответствии с нынешним законодательством, этот предел составляет пять тысяч МРП.
Возможные последствия
Число акционерных обществ в казахстанской экономике, образно выражаясь, может приравняться к числу грибов после дождя. Соответственно, в случае принятия данного законопроекта парламентариями, юридическая форма в виде АО станет, что называется, доступной не для каждого. Акционироваться смогут лишь крупные киты экономики. Более мелкую рыбу, — малый и средний бизнес ждет большая переделка, пережить которую смогут не все. Многие предприятия могут быть подвержены расформированию при перерегистрации.
Последствия данной реформы могут привести к слому огромного пласта субъектов в сфере среднего бизнеса, которые, по большому счету, и участвуют в акционерном движении.
Если, к примеру, коллектив предприятия, которое создавали на протяжении времени, является его же акционером, он же и может начать «растаскивать» его по кускам. Нетрудно представить, сколько предприятий взлетит на воздух.
По мнению экспертов, это может также привести к новому витку передела собственности. Кроме того, вероятно, это связано со стремлением Национального банка более тщательно контролировать сферу бизнеса — его субъектов — АО.
АО без акций
Особенность сегодняшних АО, ЗАО и ОАО заключается в том, что большинство из них не выпускают эмиссии своих ценных бумаг. Соотношение количества АО, которые выпускают акции в сравнении с теми, которые их не имеют, составляет примерно 1:100.
В соответствии с законом, за отказ такого предприятия выпускать акции, положены штрафные санкции. Но видимо, данное положение в законе не работает, иначе, государство получило бы солидную выручку в виде штрафных выплат в дополнение к бюджету. А различные предприятия отказались бы от акционирования.
Официальная позиция самого Национального банка заключается в благом намерении форсировать совершенствование рынка ценных бумаг в Казахстане, который, на сегодняшний день, как минимум, находится на ранней стадии зачаточного состояния.
С одной стороны, акционирование — процесс не простой, а с другой стороны, нацбанковская реформа стремиться частично его упростить. «Постепенно мы уходим от понятия открытых и закрытых АО. Теперь у нас будут просто акционерные общества», — сказала Жаннат Сатубалдина, замдиректора Департамента регулирования рынка ценных бумаг Нацбанка РК.
Членство в гольф-клубе
С точки зрения независимого наблюдателя, сокращение числа акционерных обществ, по крайней мере, выглядит странным. Как известно, главная цель акционерного движения состоит в накоплении, аккумуляции капитала. Это делается при помощи выпуска эмиссии акций. Среднему и малому бизнесу постоянно нужен оборотный капитал, который и приносит выпуск акции.
В случае осуществления данной реформы, акционироваться смогут только, как уже упоминалось выше, субъекты крупного бизнеса. Как известно, крупный бизнес отличается от среднего и малого своими размерами и объемами денежных оборотов. Здесь уже отпадает резкая потребность в аккумуляции капитала при помощи выпуска акций. Размер уставного фонда, требуемый для формирования АО, для среднего бизнеса составляет оборотный капитал, без которого предприятие может утонуть. Для крупного — это не будет являться существенной суммой. Соответственно, у него, в принципе отпадает необходимость в выпуске акций. Скорее всего, это станет данью некоего престижа, наподобие членского билета в гольф-клуб или элитарный клуб избранных.
Сдерживание роста
Если предприятие не развивается, значит, оно тонет — старая как мир истина. Ведя определенный бизнес, предприятие, рано или поздно, должно вырасти из ТОО в АО. Юридическая форма ТОО имеет слишком короткие «штанишки» и ограничивает «ребенка» в росте. Если предприятие растет, то рано или поздно, оно должно вырасти в АО. После нацбанковской реформы у него уже не будет возможности для роста.
По мнению экспертов, данная реформа сокращает государственное стимулирование развития предпринимательства. А методы государственного управления сводятся к принципу лома.
Позитивный момент
Положительным моментом в реформе Закона «Об АО», можно отметить введение положения о конфискации эмиссии акций по решению суда, не имевшей прецедента использования в обороте. Это может предотвратить, к примеру, расплату предприятия?должника с кредиторами дополнительным выпуском эмиссии акций. Имели место такие прецеденты, когда у собственника АО не было желания расплачиваться дензнаками или собственностью, тогда для погашения долга печатали дополнительную эмиссию акций.
Кроме того, возможно, реформа коснется порядка цены размещения акции. Предполагается отменить номинальную стоимость акции компании. Появится свобода эмиссии выпуска акций. Только об этом нужно будет заявить или зарегистрировать. Никто не запретит повышать стоимость акции. В то время как, нынешнее законодательство запрещает это делать.
Поправки отменят обязанность создания ревизионной комиссии. Только внешний аудит будет обязательным для компаний, внутренний же будет обязательным для народных акционерных компаний.
Данная реформа, возможно, отменит необходимость создания резервного капитала. Обязанность формировать такой капитал останется за финансовыми институтами: пенсионными фондами, банками и т.д. В случае принятия поправок, акционерные общества должны будут создавать совет директоров.
Практика показывает, что в некоторых из них, такие советы отсутствуют, а полномочия переданы общему собранию акционеров. Совет директоров будет избираться на общем собрании. Это есть одно из направлений по созданию системы корпоративного управления, один из методов регулирования отношений между собственниками, управленцами и акционерами.
Г-жа Сатубалдина сказала, что в проекте поправок к Закону «Об акционерных обществах», который должен будет изменен в скором времени, предлагается внести положение, в соответствии, с которым, будут приняты типовые формы уставов акционерных обществ. В этом случае, у АО появится свобода выбора в разработке какого-то своего уставного документа, либо же принятии установленного образца.
Необходимость реформы
По мнению многих экспертов и предпринимателей, законодательство, регулирующее деятельность АО устарело и действительно нуждается в реформировании. Но, вот только, видимо, не в однобоком, со стороны одной заинтересованной стороны. Хотелось, что бы в реформе приняло максимально число участников, и, самое главное, экспертов, которых и коснутся плоды этой реформы. За одно это явится гарантией качества нового закона. Что бы уже не пришлось тратить силы и время на переделку уже сделанного.