Грамотные нереформаторы.
Глава государства, кстати, сам достаточно сильно запутал членов нынешнего Кабинета министров.
Выступая перед ними в узком кругу, он наказал им стать «не правительством реформаторов, а правительством грамотных менеджеров». Подобное определение почти сразу отсекает фактически весь состав нового Кабмина от работы. Потому что к «грамотным менеджерам» в нынешнем составе правительства можно с определенными оговорками причислить только «Первую четверку»: премьера Тасмагамбетова, и его замов — г-д Павлова, Масимова и Мухамеджанова. Другие же члены правительственной команды, в лучшем случае потянут на «профессиональных реформаторов». И ничего, кроме реформ, они делать не умеют.
Еще большую сумятицу в мысли правительственного топ-менеджмента внес глава государства , когда потребовал от него стать «правительством здравого смысла и конкретной работы». Понятное дело, сейчас модно все западное, — поэтому-то, спичрайтеры президента и подготовили шефу такое филосовски значимое, и, в тоже время, туманное определение для нынешнего правительства. A-la mr. Bush-jr. Именно американский президент любит такие внешне глубокомысленные фразы. Правда, кроме внешнего глубокомыслия в этих фразах, как правило ничего больше нет. В смысле конструктивного. Достаточно вспомнить его последнее военно-филологическое изобретение: «Axis of Evil» — Ось Зла. В эту Axis г-н Буш-младший занес Иран, Ирак и Северную Корею. Чем тут же вызвал критику со всех сторон: от России, от Западной Европы, от мусульманского мира, и даже от Мадлен Олбрайт — предыдущего госсекретаря США.
Но, вернемся к нашему правительству «здравого смысла и конкретной работы. Ведь, что официально ему вменяется в задачи?
1.Более глубокая переработка сырья и продолжение политики импортозамещения (как раз об этом — чуть ниже);
2.Развитие инфраструктуры (коммуникационной, транспортной, финансовой);
3.Реформа социальной защиты населения и непроизводственной сферы (вот вам и поручение для правительства «нереформаторов»!);
4.Экономическая интеграция со странами ЕвраАзЭС (а это, как минимум, реформа законодательства);
5.Дальнейшее развитие аграрного сектора экономики.
Как видим, так называемых «реформаторских» задач перед нынешним правительством стоит все еще предостаточно. И «грамотным менеджерам» придется сильно попотеть дабы и экономикой грамотно порулить и еще реформы в стране дореформить. Вот такая двуединая задача. Задача, замечу, очень подходящая для «технического» правительства.
Три сестрицы под окном отвечали за отца
На кого же в нынешнем Кабмине выпадает основная тяжесть в дореформировании страны? Как ни банально это прозвучит, но — на трех вице-премьеров правительства. Согласно постановлению, подписанному премьер-министром, все три его заместителя прямо заведены на решение реформаторских задач. «Первый среди вторых» — г-н Масимов кроме всего прочего, ответственен: за развитие (читайте- реформирование) инфраструктуры производственной сферы экономики, и координацию взаимоотношений со странами СНГ. «Средний среди вторых» — г-н Павлов курирует совершенствование (читайте — реформирование) межбюджетных отношений, и координирует деятельность Госбанка развития Казахстана. «Младший среди вторых» — г-н Мухамеджанов обязан координировать деятельность госорганов по вопросам развития (читайте — реформирования) социальной сферы, и также решатьвопросы децентрализации государственных функций.
Таким образом, премьер-министр Тасмагамбетов сегодня сам не отвечает за ход реформ. За это отвечают его замы. Причем, «политически» в более невыгодном свете положении оказались господа Павлов и Мухамеджанов. Им придется возиться с межбюджетными реформами и децентрализацией госфункций. А это — лакомый кусочек и для оппозиционного ДВК и для сдвинувшегося к центру «Ак жол`а». Правда, учитывая давние дружеские отношения между господами Павловым и Джандосовым, можно предположить, что новоявленные социал-демократы — «ак жол`овцы» не станут сильно теребить правительство по экономической составляющей децентрализации. Что же касается, г-на Масимова, то его круг обязанностей кажется невыгодным для него, как раз, с «экономической» точки зрения. Безболезненно реформировать инфраструктуру производственного сектора экономики не удавалось никому и ни в одной стране. Тем более, у нас, где в промышленности и инфраструктурных отраслях — олигарх сидит на олигархе и олигархом еще и погоняет. Что дает возможность, с сожалением констатировать: громкие скандалы и взаимные обвинения в коррупции, — вот, ближайшее будущее подведомственной г-ну Масимову сферы экономики.
Скрещивание прошло удачно
Здесь нельзя не отметить, что весь нынешний коллектив правительства, аккуратно отсечен от действительно международной политики. Кроме одного его члена, — Касымжомарта Токаева. Отсидев положенный срок в кресле премьера, этот опытный, еще советской закалки дипломат, получил от президента сразу два поста: министра иностранных дел и госсекретарая. Вернее, наоборот. Согласно Конституции республики — это не запрещено. Что дало ему возможность напрямую общаться с главой государства, а также дает право «вызывать на ковер» любого из вице-премьеров. Воспользуется ли этим правом г-н Токаев, а, если воспользуется, — то как? — это те еще вопросы для политологов.
Пока же г-н Токаев демонстрирует вежливую отстраненность от дел внутреннего правительства, и с удовольствием съездил в Нью-Йорк, Вашингтон и Женеву. Говорят, что общение на английском языке с участниками очередного Давосского форума и встречи с политруководством США и разнообразных международных организаций, — все это, весьма благотворно повлияли на бывшего премьера-минимстра.
Нет, я не агнец! И гиря мне ни к чему
После всего сказанного, напрашивается вывод: премьер-министр Имангали Тасмагамбетов не является «политическим агнцем на заклание». И возглавляемое им «техническое» правительство не станет стопудовой гирей, увлекающей его политическую карьеру на дно. За стратегические вопросы и «добивание» реформ отвечают его заместители. За международный имидж страны полностью ответственен министр иностранных дел тире госсекретарь. И все четверо, эти подчиненные г-на Тасмагамбетова могут собираться, вместе без участия оного. Причем, совершенно по закону и в соответствии со всеми бюрократическими уложениями. Но, с них-то, в конце концов, и спрос будет. А премьер Тасмагамбетов останется «над схваткой». И при любом раскладе (а я повторю свое предположение, высказанное в одном их прошлых обзоров: нынешний состав правительства собран на полгода), при любой драматургии событий, — он будет ни при чем.
Полуфинал, Финал, Выборы?
Такое положение дел устаивает не только нового премьер-министра, но и президента страны, который на днях демонстративно предложил г-ну Тасмагамбетову, хоть на мгновение, но посидеть в кресле «Первого». Этот кадр обошел все телеканалы страны. И было хорошо видно, что нынешний премьер сделал это с нескрываемым благоговейным ужасом. Но для того это и делал глава государства, чтобы вся Астана зашлась от предположений и версий.
Но, Восток — навсегда останется делом тонким. Поэтому, некоторые, менее нервные наблюдатели высказывают такое предположение: нынешняя ситуация в правительстве — своеобразный «полуфинал» следующей президентской гонки в стране. Его участники: г-н Токаев, с легкой руки демократов-отставников, возведенный в ранг «консерватора»; и г-н Тасмагамбетов, прозванный правительственной молвой «самым жестким либералом в республике». Оставлю эти определения на совести их авторов, но отмечу, что оба политических ярлыка почти не отвечают реальному положению дел. Бывший премьер консервативен лишь в отношении собственной порядочности. Ее он блюдет строго. Нынешний же глава правительства известен не только своей любовью к искусству, но и очень жестким стилем руководства. Если он четко видит цель, — «сломает через колено» любого чиновника., но добьется ее выполнения.
Говорить же о шансах «полуфиналистов» неинтересно. Потому что неизвестно: проводятся ли вообще подобные «соревнования»? Тем более, что статус «полуфинала» предполагает еще и обязательное наличие «финала», в котором нынешних виртуальных соперников должен ждать другой противник. В общем, чем дальше в лес, тем больше охотников. В условиях же временной отдаленности очередных президентских выборов в республике, рассуждения на тему «полуфиналов» становятся некорректными, и, более того, опасными.
Публичность — признак мастерства
Ну, а, если вернуться к реальной жизни, касающейся и простых граждан страны, то нельзя не отметить: наверное, первым публичным мероприятием, которое осветило своими заботами новое правительство, стало республиканское совещание по проблемам импортозамещения, состоявшееся на днях в Алматы. Напомню, что импортозамещение, наряду с окончанием строительства финансовой системы страны, являлись официальными приоритетами в деятельности прошлого правительства. Именно то правительство и организовало данное совещание. Но провести его уже не успело.
Судя по тому, что в Алматы приехали представители 23 иностранных компаний и более 400 отечественных, к этому мероприятию бизнесмены отнеслись серьезно. Государство тоже подтвердило стойкий интерес к импортозамещению, и прислало на совещание весь «генералитет» министерства экономики и даже одного вице-премьера правительства.
А речь там шла вот, о чем…
Министр экономики Мажит Есенбаев, только примеряющий себе этот пост, говорил о положительной динамике, которая существует в ходе реализации политики импортозамещения. Говорил он также и о миллионах долларов, вроде бы полученных казахстанскими предприятиями, которые успешно трудились на ниве конкуренции с западными аналогами. В 2000 году эту цифра равнялась 177 миллионам долларов; в 2001 г. — уже 430 миллионам. Но господин Есенбаев не был бы бывшим министром финансов, если бы не обратил внимание собравшихся на то, что продукция местных производителей все еще дороже, чем у иностранных конкурентов. Ну, а про качество казахстанской продукции, так, вообще, гутарить сложно.
В кулуарах же совещания его участники все удивлялись, когда же представители государственной машины начнут вещать о помощи желающим «импортозаместить» всю республику. Ну, там, льготы по налогам предоставить, банковское кредитование облегчить, контроль за инвесторами укрепить и т.д. Но правительственные чиновники все продолжали говорить загадочные слова про главную в этом вопросе задачу для государства: «объединить и скоординировать». То есть, вовсю цвел административный энтузиазм. Но с самокритикой. Так, все тот же министр экономики сам публично удивился от того факта, что обмундирование для нужд наших золотопогонников мы достаем из-за границы.
Военная обновка и упрямые нефтяники
Это, конечно, не очень хорошо, когда член правительства признается в том, что даже обмундирование мы вынуждены завозить из-за рубежа. С другой стороны, господин Есенбаев на посту министра экономики, курирующей импортозамещение, — без году неделя. И еще не во всем, наверное, разобрался. Особенно в том, кому из чиновников силовых ведомств выгодно завозить заграничное обмундирование. С другой стороны, зная его непреклонный и жесткий стиль руководства, можно предположить, что скоро и в Минэкономике (как и до этого в Минфине) наступит порядок. Ну, а, сами итоги республиканского совещания не могли не порадовать нового министра.
В денежном выражении они составили 650 миллионов долларов. Именно на эту сумму иностранцы собрались покупать у нас нужную себе продукцию. Правда, иностранные нефтедобытчики так все и не хотят покупать у нас необходимое оборудование. Хоть об стенку головой бейся. Не то, говорят иностранцы, у вас качество. Поэтому, в конце данного совещания правительство поставило хорошую задачу при сомнительной цели. Вице-премьером республики Каримом Масимовым было заявлено, что краеугольным камнем политики импортозамещения станет достижение необходимых стандартов качества. Правительственные бонзы также заявили о том, что вероятнее всего в дальнейшем государственной политикой импортозамещения займется Союз промышленников. О реальной же поддержке отечественного производителя со стороны исполнительной и законодательной ветвей власти никто так и не заикнулся.
На самом деле, переложить проблему импортозамещения с больной головы на еще более больную, т.е. с министерства экономики — на союз промышленников, пока точно не удастся. Хотя бы, потому что президент страны, не смотря ни на что, очень любит госпрограмму импортозамещения. И задачу: развивать производство конкурентных с зарубежными товаров, — он для правительства И. Тасмагамбетова не снимал.
Замещаешь — хорошо! Помогать — не будем.
Не снимают эту задачу и в регионах. Так, например, в одной из самых удачливых в вопросе имортозамещения областях, — Восточно-Казахстанской, на недавнем заседании облакимата руководитель региона г-н Метте горько посетовал на то, что не все руководители предприятий еще поняли, что политика импортозамещения — это не краткосрочная кампания, а целенаправленная работа по развитию казахстанской экономики. И это было сказано, при том что в 2001 году почти 25 процентов от всех контрактов по импортозамещению в республике было реализовано именно в Восточно-Казахстанской области. А, к примеру, Усть-Каменогорский арматурный и Георгиевский ремонтно-механический заводы поставили своей продукции компании «Казахойл» на $3 млн.
Но, видимо, областной аким знает, что говорит. Потому что тот же арматурный завод сегодня находится фактически в патовой ситуации. Получив инвестора, и начав работать, он сегодня, из-за неразберихи в государственном контроле за инвесторами, оказался в предынфарктном состоянии.
Инвестор этот из России — московская «Энергопромышленная компания». Она выиграла тендер в 1997 году и пообещала вложить в усть-каменогорских арматурщиков около 6 миллионов долларов. Но в завод, по словам его руководства, не было вложено ни цента. Ко всему прочему оказалось, что эта российская компания уже ликвидирована в августе 2001г. Но ее представители продолжают качать свои права на заводе, и навязывать свои условия работы для завода. Интересно также и то, что все документы по этому конфликтному делу о «Виртуальном инвесторе» были собраны и отправлены казахстанской стороной в генпрокуратуру республики и правительство. Но…, ждем-с. Государство же, которое вчера провело тендер так, что его выиграли неизвестно кто, сегодня — молча взирает на муки отечественного производителя «самотеком» выполняющего наказы программы импортозамещения.
Вот такая грустная история. Грустная от свой типичности. С высоких трибун произносятся речи о необходимости поднимать с колен отечественного производителя. В бюрократических кабинетах иностранцам, как детям малым, объясняют, зачем тем надо покупать казахстанское, а не зарубежное оборудование. А до самих казахстанских производителей, у правительственных органов, — руки уже никак не доходят. И помочь им, например, в правовых проблемах государство на сегодняшний день не в состоянии. Вы, мол, давайте производите, а потом разберемся.
Все эти моменты прямо указывают на явную «недоговоренность» нынешней программы импортозамещения, и серьезные ее недоработки в области законодательной защиты и материального стимулирования казахстанских производителей. Попытки же перевести все проблемы импортозамещения в сферу стандартизации продукции, говорят о том, что в нынешнем правительстве преобладает т.н. «технократический» подход к решению экономических проблем страны. Но голыми стандартами производителя невозможно стимулировать.
Отсюда можно сделать вывод: на третьем году существования в нашей стране программы импортозамещения, главным ее недостатком все так же остается желание государства проводить экономические реформы командно-административными методами. Но на сегодня командный ресурс почти уже иссяк. И все попытки и дальше «командовать» данной программой без прямого стимулирования и правовой защиты отечественных производителей, приведет только лишь к профанации, в общем-то, здравой государственной идеи.
Год лошади
Он, наконец-то, официально наступил. С чем я вас всех и поздравляю!