До сих пор технология прохождения грузов через границу выглядела следующим образом. Находящиеся на транспортных пунктах пропуска уполномоченные органы осуществляют контроль на ограниченном участке и довольно длительное время, что нередко порождает скопление автотранспорта и людей на пограничном участке.
Практически все службы отмечают недостатки действующей системы контроля. Среди них и дублирование отдельных операций между различными службами; неоднократная, хотя по сути, формальная проверка документов, что ведет к задержке грузов; «размытая» ответственность государственных структур за общее состояние дел в пунктах пропуска.
А также отсутствие полноценного контроля и координации со стороны центральных аппаратов каждого из контролирующих органов в реальном режиме времени. Последнее, немаловажное обстоятельство — объединение пассажирского и транспортных потоков, что, в общем-то, является нарушением ряда норм и правил пассажирских грузоперевозок.
Чтобы нагляднее представить себе «скученность» на пунктах пропуска, достаточно перечислить количество служб, ныне действующих на приграничных постах.
Это — пограничная служба, ветеринарный надзор, инспекция транспортного контроля, фитосанитарная служба, санэпидемиологи, не говоря уже непосредственно о таможенном комитете.
Поэтому с целью упрощения процедур контроля в приграничных пунктах пропуска, таможенники внесли на рассмотрение правительства ряд предложений.
Среди них так называемый интегрированный контроль — основанный на принципе «одной остановки», «одного окна» и связанный с сокращением количества служб, задействованных на пропускном пункте, передаче их функций в ведение таможенников.
Как отмечают сами таможенники, чтобы внедрить подобную технологию, необходимы изменения в законодательстве РК, а также обустройство и размещение сотрудников «смещенных» министерств и ведомств в Центре оперативного управления (ЦОУ) Комитета таможенного контроля для осуществления мониторинга всех грузопотоков, проходящих по периметру границы.
Следует отметить, что в мае этого года правительство уже утвердило план мероприятий по снятию административных барьеров для бизнеса, ускорению и упрощению прохождения товаров и автотранспорта через таможенную границу. Тем не менее перспективы использования ЦОУ являются, по мнению таможенников, одним из ключевых моментов в повышении эффективности и оптимизации работы таможенников и других служб.
Однако создание межведомственной системы мониторинга на базе таможенного ЦОУ предусматривает наличие нескольких технически сложных и дорогостоящих компонентов.
В частности — создание так называемых «электронных пунктов пропуска», расширение каналов связи, техническое дооснащение областных департаментов ТК, доработка существующего программного обеспечения, расширение функций ЦОУ.
Среди преимуществ — подобная интеграция информационных систем заинтересованных государственных органов вполне укладывается в реализацию более общей государственной программы «электронного правительства».
Планируется максимально автоматизировать все этапы прохождения контроля, а также исключить заполнение таможенных документов (контроль доставки) на границе, путем использования непосредственно товаросопроводительных документов. Это позволит как увеличить пропускную способность пунктов, так и исключить услуги посредников (таможенных брокеров). А значит уменьшить финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности.
Все документы в электронном виде будут с пунктов пропуска передаваться непосредственно в ЦОУ. Предполагается, что ЦОУ КТК начнет отслеживать транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, с помощью средств спутниковой навигации.
Кроме того, КТК предложил правительству РК рассмотреть возможность за счет средств бизнес-структур организовать в приграничной зоне строительство единых таможенных терминалов для предоставления логистических услуг в отношении импортируемых товаров. В последнее время таможенной службой Казахстана успешно апробированы на границе такие новые виды таможенного оформления и контроля как «сейфпакеты», «одноэтапная» процедура оформления документов, совместный (одновременный) контроль с таможенными службами других государств, (в частности России).
Осуществление этих проектов и предложений для Казахстана так или иначе станет обязательным и неизбежным, — считают специалисты таможенного комитета. По итогам исследований прошлого года, проведенных Всемирным банком совместно с проектом Агентства по международному развитию США (ЮСАИД) по улучшению бизнес среды, Казахстан занял одно из последних мест из 178 рассматриваемых стран по легкости ведения международной торговли. И немаловажную роль в этом сыграло количество документов, необходимых при таможенном оформлении, и длительность сроков рассмотрения заявлений бизнесменов в государственных структурах.
Если мы не хотим и впредь быть «позади планеты всей», таможне просто необходимо дать добро для ее инициатив и предложений.
Фото с сайта http://www.liter.kz