И это притом, что данным участком работы занимается широкий ряд госорганов: городская администрация, МВД, КНБ, МИД, прокуратура, налоговый комитет, Минтруда, таможня, Агентство по миграции и демографии и прочие.
Список очень длинный. Не хотелось бы говорить, что «у семи нянек дитя без глазу». Но так показывает практика. Эта проблема не сегодняшнего дня и даже не вчерашнего.
Проблемам нелегальных миграционных потоков был посвящен круглый стол в алматинской городской администрации. Для полноты картинки хотелось бы отметить, что на совещание собрались представители из посольств Узбекистана и Таджикистана. К сожалению, секретарь из китайского посольства прислал вместо себя сотрудницу более низкого ранга, которая сослалась на то, что не уполномочена давать каких-либо разъяснений. Благодаря чему не удалось услышать ответов по поставленным вопросам, почему Китай экспортирует в дружественный Казахстан своих предпринимателей, рабсилу, и как в Поднебесной намерены бороться с этим «злом».
Лариса Васильева, начальник комитета экономики алматинского акимата приняла очень даже активное участие в прениях, наверное, потому что разрешение на ведение предпринимательской деятельности иностранцев в Алматы выдает именно комитет по экономике.
Присутствовали и представители правозащитных организаций, руководство Ассоциации рынков Казахстана. Организационную помощь оказал департамент малого бизнеса алматинского акимата. В общем, представительный вышел кворум.
Хотя общественники и сетовали на то что, на собрание пришли не первые руководители, хотя вопрос обсуждался наисерьезнейший.
Нелегальная миграция вроде бы мучает власти, с одной стороны. А, с другой, органы правопорядка, как показывает практика, не могут реально решить ее. А может быть, и не хотят?!
Миграционную полицию обвинили в том, что она занимается поборами с иностранцевнелегалов, причем на постоянной основе, превратив это в коррупционный источник доходов. На данной встрече представитель миграционной полиции сказал, что прилагаются все усилия для внутренней борьбы со взяточниками в собственных рядах.
Вероятно, начальство строгое для пущей важности, иначе в противном случае, подобного рода круглые столы не отнимали бы время у без того занятых государственных мужей. Общественники также отметили, что сотрудником миграционной полиции сегодня может представиться любой полицейский, пользуясь тем, что иностранцы не очень хорошо знают свои права.
Как свидетельствовали общественники, люди в камуфляже очень тщательно отслеживают пребывание иностранцев. Регулярно, каждое утро и вечер они прочесывают местность: базары, рынки, места их проживания. Получается, что наша доблестная полиция еще как контролирует ситуацию!
Бывали случаи, когда вечером на территорию какого-нибудь рынка приезжали люди в полицейской форме и буквально оцепляли площадь, издалека показывая «красные корочки». В такой сутолоке иностранному гражданину трудно разобраться какого рода полиция приехала: криминальная, миграционная или ветеринарная. В общем, всех иностранных граждан собирали в охапку и увозили. И коль скоро это был не массовый расстрел, значит, их отпускали после убедительных разговоров. При помощи чего иностранные коммивояжеры уговаривали казахстанских полисменов, сами понимаете.
На круглом столе обозначились четкие позиции. Администрация Ассоциации рынков и иностранные посольства, конечно же, были на стороне своих, потому что они являются их клиентами и источником доходов. Правоохранительные органы, к примеру, та же налоговая инспекция настроена против. Последние говорят, что иностранные гастарбайтеры — это потенциальные нарушители или преступники. Налоговики говорят, что китайцы вывозят черный нал из страны, который, естественно, никак не облагается налогами. А полицейские утверждают, что иностранные торговцы — это криминальная среда.
Для сравнения налоговики привели в пример граждан из Европы, Америки, России, Израиля. Они являются очень дисциплинированными и законопослушными — проходят все необходимые законодательные процедуры и уплачивают все налоги, сборы и пошлины. Среди иностранных граждан проводили соответствующую разъяснительную и пропагандистскую работу. Опять же законопослушными явились «европейцы». «Азиаты» же упорно не желают соблюдать законодательство.
Честно говоря, так и напрашивается вопрос: кто не позволяет государственным органам создать эффективный механизм? Здесь, как говорится, ищи проблему в себе. Или, быть может, создание подобного механизма снова противоречит ведомственному интересу госорганов? Налоговики говорят, что налоговую политику планирует не налоговый комитет, а министерство финансов, которому и подчиняются «мытари». Налоговики отмечают, что минфин — это одна сфера, а налоговые сборы — иная. Короче говоря, одни не понимают других. Как это всегда бывает, одни планируют, другие исполняют, а ответственных не найдешь.
Общественники поставили вопрос о том, на каком основании иностранные коммерсанты осуществляют свою деятельность в Казахстане? Насколько известно, для этих целей предусмотрены разрешения и лицензии. Распространена практика, когда иностранцы работают именно по лицензии. Однако чтобы получить лицензию, необходимо зарегистрировать юридическое лицо.
Здесь также есть масса комбинаций. Иногда для легкости предприятие регистрируют на местного гражданина. Иногда адресом, который указывается в учредительных документах, оказываются развалины замка Морисвиль, либо физическое отсутствие такового. Потом налоговые органы начинают сбиваться с ног в поиске «нехорошей квартиры» по какому-нибудь кривоколенному переулку.
Чиновники подозревают, что иностранцы идут на хитрость, открывая предприятия на имя гражданина Казахстана. А порядок таков, что местный гражданин может открыть хоть пять, хоть десяток предприятий. Никто не может отказать ему в этом священном праве. Проблема заключается в том, что, как правило, учредительные документы толком до конца не проверяются. Как это уже указывалось, предприятие открывается для проведения какой-либо одной операции — для провоза тех же нелегалов.
Общественники отмечают, что не все иностранцы из того же Китая такие бесчестные. Некоторые готовы работать по закону. Но для этого требуется легализация. Ведь как только они приходят в пункт миграционной полиции, так тут же подвергаются различным нападкам, наказаниям и т.д. Получается, что сами правоохранительные органы и отпугивают своих потенциальных подопечных.
Не всегда чистыми на руку оказываются и туристические компании. Доставив шоп-туристов в Казахстан, дальше они бросают их на произвол судьбы.
Нелегальные гастарбайтеры являются не только источником доходов для местных, не очень чистых на руку сотрудников правоохранительных органов, но также образуют брешь в государственном бюджете.
Одни только китайские бизнесмены и барахольные торговцы ежегодно вывозят из Алматы около 700 млн. долларов, которые никак не облагаются налогами. Это уже успели подсчитать официально. В прошлом году вывезли примерно туже сумму. Коль скоро денежные потоки увеличиваются, то, и вывозимый капитал также может увеличиться. И это только потери РК на китайцах. Наверное, примерно такая же сумма может сложиться благодаря вывозу капитала таджиками, узбеками, киргизами, корейцами и прочими иностранцами.
Кроме того, нелегальщина создает проблемы налоговым органам и минюсту. По данным, приведенным налоговиками, только за один 2003 год китайские предприниматели открыли порядка 2015 предприятий. Из них, реально действующими оказались около 250. Остальные являются брошенными. Это говорит о том, что их создавали для проведения какой-либо одной операции.
Кроме потерь в госбюджете, нелегальные иностранцы несут в себе угрозу экспорта различных распространенных и не очень заболеваний, наподобие СПИДа, вирусов, грибков и прочих «букетов».
На встрече было отмечено, что казахстанцы вообще не очень хорошо относятся к иностранной рабсиле — испытывают нечто подобное ксенофобии. Это чувство складывается благодаря тому, что они отнимают рабочие места у местных граждан. Однажды это настроение передалось и в правительство. А там уже достигло своего апогея, — оно захотело вообще закрыть официальный вход для иностранных гастарбайтеров и предпринимателей. Однако, как заявляют чиновники из алматинского акимата, правительство удалось убедить не делать этого.
Во-первых, республика вступает в ВТО. Здесь без импорта иностранной рабсилы никак не обойтись. Придется соблюдать международные стандарты, перед которыми все равны. Во-вторых, как отметили участники, бывает так, что импортные работники делают дело качественней местных производителей. И, вообще, в общении неприхотливы. «И на перекуры они ходят намного меньше!».
В-третьих, заниматься предпринимательской деятельностью, в соответствии с казахстанской Конституцией, имеют право как местные граждане, так и иностранные.
В алматинском акимате придерживаются мнения, что иностранная рабочая сила все же нужна. Связано это, в том числе, и с дефицитом рабочих кадров среди казахстанцев. А иностранные предприниматели приносят с собой и положительное. Да и потом, в плодово-овощной сектор мало кто из наших соотечественников мечтает идти работать. А таджики или узбеки могут составить конкуренцию по цене. Можно сказать, что они просто демпингуют.
Как заявляют отраслевики, сегодня на полях или стройках трудятся преимущественно иностранцы. По мнению Ларисы Васильевой, казахстанские работники очень дорогие и не очень качественные, не согласные, к тому же на любую работу. Видимо, у них есть выбор. «Звучит не очень патриотично, зато правда!». Один из плюсов в присутствии иностранных предпринимателей заключается в создании рабочих мест. Тот же китаец, открывая контейнер, иногда привлекает и местных граждан.
На сегодняшний день квота на иностранную рабочую силу в Алматы составляет 1600 человек в год. Понятно, что в южной столице находится намного больше иностранцев. По данным акимата, только китайских граждан в Алматы проживает порядка 54 тысяч. Но это официальная статистика. На самом деле количество превосходит официальные данные в несколько раз.
Как сказала Лариса Васильева, квота в 1600 человек основана на подсчете иностранных учредителей предприятий. Так на Алматы приходится около 1500 таких учредителей. В правительстве эту квоту срезали сразу втрое. Только при помощи нечеловеческих усилий и изворотливой дипломатии удалось отстоять лимит на 1600 человек. По признанию акиматовских чиновников, хорошо было бы увеличить эту цифру еще.
Акиматовский комитет по экономике обвинили в том, что он выдает иностранцам лицензии на занятие предпринимательством только за взятки. Одна лицензия или разрешение «стоит» до $1000. Лариса Васильева парировала обвинения тем, что за взятки приобретают лицензии предприниматели, которые не хотят легализовать свой бизнес, или сдавать анализы на наличие СПИДа. Всем добропорядочным налогоплательщикам лицензия выдается бесплатно.
Общественники предлагают легализовать всех приезжающих в Казахстан иностранцев — их очень много, и границу на таможне они прошли вроде бы легально. На департамент экономики возражает. Эти иностранцы приехали по разным визам и с разными целями. А в конечном итоге оказывается, что цель была одна. Следовательно, изначально цель визита была указана ложно с их стороны, к тому же «липовые» намерения только сбивают статистику.
Данное заседание круглого стола было рабочим. Здесь пока не принимались никакие решения, участники только ставили и обсуждали задачи. Второе заседание было решено назначить на осень. Очевидно, что казахстанское законодательство, регулирующее пребывание иностранной рабочей силы и предпринимателей, пока слабо отрегулировано и структуризировано, что приводит ко многим проблемам и потерям.
Понятно также и другое: сегодня еще пока нет той системы, которая хоть как-то могла бы поставить данный «состав» «на правильные рельсы».
Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru