Не оттого ли постепенно утрачивается необыкновенная уникальность Петропавловска? Хотим мы того или нет, но строя современный город, закатывая асфальтом улицы и площади, возводя ультрасовременные многоэтажки, мы рано или поздно теряем свои памятники культуры и истории.
Один из них — петропавловский ПКиО. Почему именно он? Наверное, потому, что этот природно-городской массив гораздо больше, чем любой разрушенный старинный дом или скверик. И изменения, происходящие, в нем более заметны гораздо большему числу горожан.
«…Нет уже чугунной пушки
Для мальчишеских проказ,
И не встретят Гоголь с Пушкиным
На аллее парка нас.
Одиноко стало в парке
Без скульптур старинных тех.
К сожалению, на свалку
Их отправили навек!», — пишет мой земляк, поэт В. Шестериков. Да, городской парк, которому далеко за сто лет, стал совершенно другим.
Пока никто не может точно сказать, когда же именно он был создан. По одним данным, первые попытки создания городского сада были предприняты в середине XVIII века в подгорной части города, затем пытались устроить место отдыха горожан в другом месте — ближе к базарной площади, но все безрезультатно. То ли место выбиралось неудачно, то ли саженцы оказывались чересчур слабыми, но парк не рос.
Третья попытка стала более удачной. Указом председателя казачьего собрания господина Морева в 1861 году на 50 га выделенной земли в центре тогдашнего Петропавловска был заложен нынешний наш любимый парк.
Надо заметить, что деньги на полтора десятка тысяч кустарников собирались труппой русского драматического театра за постановку спектакля Н.В.Гоголя «Ревизор».
Вскоре парк стал самым крупным в Сибири. Он хорошел, обзаводился аттракционами. На скамеечках в тенистых аллеях отдыхали горожане, вдыхая чистый воздух. А как приятно было пройти по главной из них осенним туманным утром: «унылая пора, очей очарованье…»
Но каково же было удивления многих горожан, когда, однажды придя в городской парк, они не увидели на своих местах скульптуры классиков русской литературы — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского… Народу объявили — началась реконструкция парка.
А те самые скульптуры в современные преобразования ну никак не вписываются. Нет, не хочется обидеть тех, кто ратует за модность и актуальность оформления парка. Никто не против омоложения насаждений, красивых современных фонарей. Но все же…
Евгений Евтушенко в 1998 году побывал в нашем городе и даже успел прогуляться по городскому парку. У него была прекрасная возможность сравнить Петропавловск 1947-го и 1998-го годов.
Вот что он написал в своих воспоминаниях: «…Через 50 с лишним лет я посетил его (имеется в виду Петропавловск — прим. авт.) Как пахнуло дорогими для меня воспоминаниями. Снова приветливо меня встретили гипсовые скульптуры наших классиков — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова. И знаете, мне думается, делал их талантливый мастер. Я побывал во многих городах мира, бывал во многих знаменитых и роскошных парках, но почему-то запомнилась мне эта аллея классиков в Петропавловском городском саду. И еще врезалась в память необычайно отчетливо фигура девушки с веслом. Я снова так хотел с ней встретиться, но, увы, нашел только гипсовую девушку со снопом, тоже мою старую знакомую, но не вызвавшую такого чувства, как та стройная, спортивная, которой я посвятил строку: «И девушка меня касается веслом…».
Теперь нет ни того, ни другого. А почему никто не подумал о варианте продолжения аллеи классиков, например, скульптурами казахских поэтов и писателей? Или создания где-нибудь «музея прошлого», куда можно было бы собрать снятые с постаментов приметы истории и культуры? Ведь стоят же в одном из отдаленных уголков парка бронзовые Ленин и Куйбышев? Но участь бетонных классиков была печальной…
— Городской Парк культуры и отдыха Петропавловска имеет статус памятника истории местного значения, — говорит один из посетителей парка, — поэтому его надо было и перестраивать как-то по-особому, ну как здания исторические, которые должны соответствовать историческим данным о них. Пусть в них хоть ночные бары открывают, а внешний вид — как историей прописано.
Так и получается, атмосфера старого парка утеряна навсегда. Омоложение насаждений ведется, но пока деревья станут большими, вековые тополя и клены с нелепыми кронами-шапочками и тени не дадут, и пыли городской особо не задержит. Постепенно забывается и название — ПКиО. А жаль… Теперь это место больше походит на парк взрослых развлечений. Ведь для детей здесь остались только аттракционы и мороженое, да яркие игрушки с шарами, продаваемые рядом с кафе и закусочными.
Но самое интересное, что большинство горожан сожалеет о том, что парк становится похожим на большую пивнушку. А ведь сюда по-прежнему идут с детьми, которые видят не только яркие аттракционы, но дядей и теть, прогуливающихся по парку с бутылочкой пива в руках. А в летних кафе нередко мат прорывается сквозь громкую современную музыку, льющуюся из мощных колонок.
Глупо отрицать тот факт, что пиво здесь и раньше было, но патрули и тогда и сейчас строго отслеживают подвыпивших отдыхающих, среди которых не редкость и совсем молодые, а иногда и несовершеннолетние.
Парк — лишь один пункт из списка обреченных на полную перестройку памятников и исторических ценностей. И когда ты ничего не можешь сделать для того, чтобы изменить ситуацию, становится грустно…
Остается лишь надеяться на то, что парк останется парком КУЛЬТУРЫ и отдыха, пусть даже в совершенно другом, новом обличье.
Конечно, любой вправе не согласиться с мнением автора, но поверьте, мне очень жаль, что уже много десятилетий тихо, без шума мы уничтожаем свою историю. Вспомнить хотя бы Вознесенский собор, который гордо возвышался на месте нынешнего русского драматического театра им. Погодина.
Не вернуть и разрушенных мечетей. Не уберегли петропавловцы и единственную в СССР вращающуюся клумбу, созданную В. Осиповым. Чудом уцелели стены старинных мельниц (им повезло больше, чем некоторым историческим зданиям).
Мало кто из горожан знает о том, что совсем недавно был снесен Дом Смолина, тот самый, в котором останавливался цесаревич Николай, побывавший в нашем городе проездом из Японии в столицу государства российского.
Теперь уже не покажешь школьникам место, где в начале двадцатого века находился штаб Пятой армии Тухачевского, а потом работал чешский писатель Ярослав Гашек.
Хотелось бы верить, что на этом список потерянных памятников будет закрыт. Ведь как ни крути, современная молодежь имеет весьма смутное представление об истории родного края.
Почему бы не сделать так, как поступают в Европе? Посмотрите как тщательно там берегут все памятники. Наверное, понимают, что любой памятник — это звено той самой цепи времен, которой ни в коем случае нельзя прерываться.
Фото с сайта www.mypiter.kz