Вагоны наложенным платежом - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вагоны наложенным платежом

Вагоны наложенным платежом

Окончание, начало см.здесь

  • 7 Июля 2008
  • 2475
Фото - Caravan.kz

Лишний раз “прохаживаться” на тему непрозрачности проводимых в стране тендеров – дело неблагодарное.
Складывается впечатление, что зачастую они необходимы для того, чтобы на одной площадке собрать друзей, знакомых и старых приятелей с тем, чтобы, в конечном счете, оказать друг другу небольшую, но услугу.
Тендеры по закупу китайских вагонов также не лишены вышеописанных черт.

Не стала панацеей от конфликта сторон и созданная в ходе разбирательств межведомственная комиссия. Ее заключение лишь подлило масла в огонь. Об этих и других обстоятельствах конфликта вокруг китайских вагонов редакции рассказывает начальник главного управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте — главный государственный санитарный врач на транспорте РК Кенжебек Шайсултанов.
— Кенжебек Шайсултанович, в свое время была создана межведомственная комиссия, которая провела экспертизу вагонов. Казалось, споры стихнут после того, как будет обнародовано ее заключение, но этого так и не случилось. С чем это связано?
— Межведомственная комиссия установила факт наличия вредных химических веществ, но представители Министерства транспорта и коммуникаций и поставщика вагонов начали диктовать гигиенические требования по оценке безопасности здоровья населения, практически выходя за пределы своей профессиональной компетенции.
Мы требуем, чтобы наши оппоненты не нарушали подпункты 2, 3, 10 и 12 статьи 19 Закона РК «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», строго выполняли требования санитарных правил и гигиенических нормативов, а также акты должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечили безопасность выполняемых работ, оказываемых услуг и продукции при ее производстве, транспортировке, хранении и реализации населению, получили на вагоны санитарный паспорт.
В противном случае мы обязаны приостановить хозяйственную и иную деятельность компаний. Кроме всего прочего они должны строго соблюдать пункт 2 статьи 8 Закона РК «О частном предпринимательстве», согласно которому все обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц и обеспечивать соответствие производимой продукции (работ, услуг) требованиям отечественного законодательства.
— В споре по китайским вагонам ваши оппоненты подключили и финансовую полицию, пытаясь надавить на вас и ваших коллег. Чем все закончилось?
— Да, финансовую полицию подключили должностные лица АО «ЛК «Астана-Финанс», где просили возбудить на меня и других моих колег уголовные дела за превышение служебных полномочий. Но получили отказ по причине отсутствия состава преступления. Надо еще раз подчеркнуть, что предъявляемые нами требования не выходят за рамки возложенных на нас функциональных обязаностей.
Складывается впечатление, что АО «ЛК «Астана-Финанс» тянет время, разослав во все мыслимые и немыслимые инстанции жалобы на санитарных врачей. Или создает ажиотаж вокруг спора с одной лишь целью — не устранять допущенные в ходе завоза в нашу страну китайских вагонов нарушения.
— Каково нынешнее состояние вагонов производства КНР?— Завод-изготовитель пока не реагирует на наши запросы. Правда, им есть над чем подумать. Кроме вредных веществ внутри вагонов, совсем недавно возникли проблемы из области конструктивных решений, примененных при сборке вагонов. В частности, трещины в кронштейнах, о перспективах которых нам судить сложно, но, думаю, специалисты свое слово должны сказать. Тем более это относится к компетенции должностных лиц уполномоченных органов в области транспортного контроля и транспортной прокуратуры.
Они просто обязаны принять меры согласно действующему законодательству.
— Что можете сказать по поводу заявления поставщика о том, что вагоны были приняты комиссией, в состав которых вошли специалисты санитарной службы?
— Да, такое заявление со стороны поставщика — АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс» — о приемке в эксплуатацию вагонов двух составов производства КНР было сделано. В реальности оно не соответствует действительности, так как никакого акта приемки вагонов в природе не существует, соответственно, не было никакого подписания со стороны санитарных служб.
Полагаем, что из Протокола рабочей комиссии от 23 февраля 2007 года путем фальсификации, заказчиком вагонов КНР — АО «Пасажирские перевозки», — теперь, как установили органы суда Астаны, и поставщиком вагонов — АО «НК «Казахстан темір жолы» (скорее всего, имеется в виду аффилированность АО «ЛК «Астана-Финанс» с КТЖприм.авт), был подделан «Акт приемки в эксплуатацию от 13 марта 2007 года».
В настоящее время органами финансовой полиции Астаны по нашему заявлению ведутся следственные мероприятия на предмет подделки документов.
Безусловно, вся ответственность ложится на АО «Пассажирские перевозки», который является заказчиком вагонов, приобретшим на государственные средства пассажирские вагоны производства КНР через победителя в конкурсе поставщика в лице АО «НК«Казахстан темір жолы».
Кроме того, 95 вагонов из 152 приобретенных в КНР, курсируют более одного года по маршрутам «Алматы-Атырау» и «Актобе-Алматы» без комиссионного акта о приемке их в эксплуатацию.
Ни один из 95 эксплуатируемых вагонов не имеет санитарного паспорта установленного образца, документа, подтверждающего его соответствие действующим требованиям по безопасности для здоровья пассажиров, что может, в итоге, привести к непредвиденным чрезвычайным ситуациям.
Кроме всего прочего, вагоны отправляются по маршрутам без участия специалистов санитарно-карантинного контроля в составе комиссий по осмотру готовности их в рейс за два часа до отправления поезда.
В данном случае, со стороны КТЖ и АО «Пассажирские перевозки» грубо игнорируется ряд нормативно-законодательных актов страны по вопросам охраны жизни и здоровья населения страны.
— Кенжебек Шайсултанович, согласны ли Вы с постановлением надзорной коллегии суда Актюбинской области, где после годового разбирательства на всех уровнях были отменены все решения судов в пользу СЭС, а дело направлено на новое рассмотрение в суд Астаны?
— Нет, не согласен. Постановление надзорной коллегии суда Актюбинской области вынесено с рядом грубых нарушений Гражданско-процессуального законодательства РК. В связи с этим нами подана надзорная жалоба в Верховный суд Республики Казахстан.
— Была ли изначально возможность избежать проблем с поставками китайских вагонов?
— Думаю, да. Но при одном обязательном условии — соблюдении законности и гражданской ответственности со стороны заказчика и поставщика вагонов производства КНР.
Ведь главным управлением госсанэпиднадзора на транспорте в июне 2006 года, замечу, еще за 6 месяцев до проведения первого тендера, было рассмотрено представленное на санитарно-эпидемиологическую экспертизу технико-экономическое обоснование проекта «Обновление пассажирского вагонного парка Республики Казахстан» и технические условия для приобретаемых вагонов китайского производства фирмы Xinyiang Yixua Commercial & Trading CQ, LTD, и выдано отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение.
Это обусловлено тем, что в предпроектной и проектной документации не были представлены данные по токсикологическим испытаниям материалов, используемых при сборке пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов, экспертные заключения органов экологии и биоресурсов, заключение уполномоченного органа, Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены, отсутствовали расчеты уровней физических параметров, внутренней планировки и оборудования.
Странно, что на повторное рассмотрение уже доработанные проектные документы на вагоны производства КНР в наш адрес не поступали.
Однако, несмотря на отрицательное заключение, АО «НК «Казахстан темір жолы» в ноябре 2006 года провел конкурс на закуп вагонов производства КНР и определил их поставщика в лице АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс».
— Какова судьба предъявленных ТОО «Аналитик-АФ» сертификатов соответствия на китайские вагоны?
— Материалы нами переданы в центральную транспортную прокуратуру и финансовую полицию на предсмет определения их законности и легитимности. В результате представленный сертификат от ТОО «Аналитик-АФ» был аннулирован и отозван в установленном порядке. Виновные должностные лица должны быть отстранены от работы. К тому же, «сертификат соответствия» был выдан без лабораторных испытаний на все 152 вагона, когда как на тот период в стране находилась лишь треть всех вагонов.
— Где сегодня находится 6-й, 7-й и 8-й составы, запрещенные к ввозу в Казахстан?
— 9 октября прошлого года состоялось расширенное совещание министров транспорта и коммуникаций и здравоохранения РК, в ходе которого протокольным решением определено проведение лабораторно-инструментальных исследований пассажирских вагонов производства КНР 6, 7 и 8 составов, запрещенных к ввозу в страну.
Для чего приказом АО «НК «Казахстан темір жолы» и была создана межведомственная комиссия. Согласно протоколам лабораторных исследований №357-365 от 14 декабря 2007 года, во всех пробах воздуха, отобранных в купейных, плацкартных и «СВ»-вагонах обнаружены вредные химические вещества второго класса опасности — формальдегид и фенол, превышающие ПДК максимально разовую концентрацию по формальдегиду от 1,1 до 4,5 раза, по фенолу — от 1,2 до 5,3 раза.
Недавно была попытка ввести китайские вагоны в эксплуатацию по маршруту «Астана-Урумчи» без комиссионной приемки и согласования с уполномоченными государственными органами в области госсанэпиднадзора на транспорте. Однако наша служба воспротивилась этому, и потому вагоны находятся на консервации под Алматы. Хотя их должны были вернуть производителю.
— Из достоверных источников нам стало известно о том, что поставленные в Казахстан вагоны изначально были изготовлены по заказу Таджикистана. После отказа этой страны от приемки вагонов из-за низкого качества выполненных работ, они были закуплены АО «ЛК «Астана-Финанс» для «замены устаревшего вагонного парка».
— По имеющейся у нас информации вагоны на самом деле предназначались для Таджикистана. После того, как таджики отказались от их покупки, они были закуплены нашей страной. А между тем, КТЖ, АО «Пассажирские перевозки» и АО «ЛК «Астана-Финанс», несмотря на вышеизложенные факты, вводят в заблуждение общественность, оказывают давление на своих оппонентов несанкционированными методами еще до вступления решений судебных органов в законную силу.
Напоследок хочется верить, что все мы живем в правовом демократическом государстве, где никто не должен защищать интересы недобросовестных поставщиков некачественных товаров или услуг.
— Кенжебек Шайсултанович, простите за прямой, и, быть может, некорректный вопрос. В Казахстане, если какое-то ведомство чем-то недовольно или пытается принципиально отстаивать свою позицию, первая мысль, приходящая на ум: значит, с этим ведомством просто “не поделились”…
— Думаю, слухи о том, что «не отстегнули долю санэпиднадзору» специально запустили наши оппоненты, чтобы создать негативное общественное мнение, и, тем самым, отвести внимание людей от самой проблемы. Я лишь могу квалифицировать такого рода слухи как ложь и клевету.
Считаю, что на этот вопрос должны будут со временем ответить наши судебные органы, когда разберутся по китайским вагонам.
— Спасибо за интервью. Редакция же со своей стороны остается открытой и для другой стороны конфликта.

Фото Василия Турченко с сайта http://www.home.ru