Билет в один конец - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Билет в один конец

Билет в один конец

В августе в Караганде почти в два раза может подорожать проезд в общественном транспорте. Предполагается, что стоимость билета в автобусе и маршрутке составит 30-35 тенге (сейчас 20 тенге), а в экспрессах - 50 тенге (против нынешних 25).

  • 27 Июля 2004
  • 2263
Фото - Caravan.kz

В настоящее время Министерство транспорта и коммуникаций разрабатывает специальную методику расчета тарифов на проезд в городском транспорте. Именно на основании этого документа перевозчики и должны будут определять, сколько тенге брать за проезд с каждого пассажира.
А пока такой методики нет, карагандинские перевозчики сами устанавливают стоимость проезда, кивая на соседей, мол, по Казахстану уже давно везде повысилась оплата, и только мы в отстающих.
А тем временем в Шымкенте, например, цены на проезд повысились еще в ноябре 2003 года. Но… в автобусах после подорожания поездка стоит 20 тенге, в маршрутных такси — 30. В Павлодаре проезд в автобусе вообще стал стоить 18 тенге, в маршрутке — 20.
Поделили апельсин
В конце июня состоялся тендер на транспортные маршруты. Было выставлено 48 маршрутов, где в настоящее время эксплуатируются автобусы большой и средней вместимости общим количеством подвижного состава 334 единицы.
В тендере приняли участие все семь карагандинских предприятий-перевозчиков. Трем — ТОО «Экспресс», ТОО «Классик — В» и Саранскому автопарку не удалось получить ни одного маршрута. Перевозками будут заниматься только автопарки №2, №3, №5 и ПК «Арман». Все они предложили свою цену — выше нынешней.
Прошедший тендер — третий по счету. Первый был проведен в 1996 году, тогда же был утвержден тариф — 15 тенге. После тендера 2000 года цены поднялись до 20 тенге.
По мнению мелких перевозчиков, тендер 2004 года нужен не был. Рынок сформировался, цены не росли. Значит, была естественная конкуренция, которая сдерживала рост. Все работало на пассажира, проблемы уехать не было — транспорт ходит с интервалом 3-4 минуты. Перевозчики считают, что кому-то было выгодно создать монополию на пассажирские перевозки и потом диктовать свои цены.
Правда, директор антимонопольного департамента Карагандинской области Ардак Орумбаев потребовал не проводить тендер по пассажирским перевозкам, так как счел данный конкурс фактом недобросовестной конкуренции. По мнению специалистов антимонопольного ведомства, условия тендера ущемляли права автоперевозчиков, оказывающих услуги микроавтобусами «Газель» и ограничивает конкуренцию на рынке пассажирских перевозок.
Однако тендерная комиссия проигнорировала предписание, и конкурс таки состоялся без участия «Газелей». Директор управления транспорта и связи управления ЖКХ при городском акимате Ерлан Тогайбаев сказал: «Впоследствии мы проведем по «Газелям» отдельный конкурс». Поддержал мнение коллеги директор областного КГП «Служба управления пассажирским транспортом» Евгений Кирсанов, который считает, что антимонопольный департамент превышает свои полномочия. Одним из веских аргументов был простой расчет. Чтобы заменить один автобус, нужно запустить 8 машин малой вместимости. А это приведет к катастрофической перегрузке на дорогах и к авариям.
Так что на подходе тендер для 362 «Газелей» 18 городских маршрутов.
«Скока-скока стоит моя свобода передвижения?»
Нынче самые скромные запросы у автопарка №2, его руководство согласно возить горожан за 25 тенге с человека. Такова предполагаемая цена на восьми маршрутах, соединяющих центр с периферийными районами Караганды.
ПК «Арман» предложил увеличить стоимость проезда на выигранных им маршрутах до 30 тенге. О чем и известил своих пассажиров в расклеенных по автобусам и киоскам «Союзпечати» объявлениях.
Экономисты автопарка №5 и местного монополиста, контролирующего 60% городских маршрутов автопарка №3, посчитали, что пассажиров нужно возить по цене 35 тенге на обычных маршрутах и 40-45 тенге — на экспрессах.
Новые договоры будут заключены с перевозчиками 30 июля, до этого времени городские власти должны решить, позволить ли автопаркам увеличить стоимость проезда или же оставить ее на прежнем уровне. Хотя, по мнению начальника отдела транспорта и связи управления ЖКХ при городском акимате Серика Шакирова, тариф все-таки увеличится, правда одно утешает — до 35 тенге он все-таки не дотянет. Предположительно остановится на 25 тенге.
Заместитель акима города Анатолий Эссе сообщил, что власти категорически против повышения, и сейчас экспертная комиссия думает, как разрешить сложившуюся ситуацию. По закону, если расходы по обслуживанию маршрутов превышают доходы, городская администрация должна компенсировать перевозчикам эту разницу. Власти думают где изыскать необходимые средства. По этому поводу 9 мая заместитель акима области Жомарт Таласпеков даже собирал специальное совещание. На бюджетной комиссии городского акимата также обсуждается вопрос о возможности дополнительного субсидирования: с начала года на дотацию маршрутов уже было выделено 75 млн тенге.
Просьбу автопарка №3 удовлетворит или отклонит антимонопольный департамент. Заседавшая на прошлой неделе экспертная комиссия насчитала за одну поездку от 22 до 32 тенге.
Однако, несмотря на потуги чиновников, подорожали проездные билеты — с 1 июля общий проездной билет стоит 1500 тыс тенге (до этого 1000 тенге), для пенсионеров стоимость поднялась с 600 до 800 тенге. Не подорожали только ученические и студенческие билеты (соответственно 200 и 500 тенге). И тут антимонопольный департамент бессилен: он регулирует только автоперевозки. Стоимость проездных скорее регулирует рынок. По большому счету у пассажиров есть право выбора — ездить по проездным или нет.
А начальника зря обидели
После очередной сессии областного маслихата, которая прошла в начале июля, депутаты обратились к акиму области Камалтину Мухамеджанову с предложением рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности начальника областного управления труда и социальной защиты населения Анвара Абилаева, из-за злостного невыполнения возложенных на него обязательств. Яблоком раздора между народными избранниками и государственным служащим стали льготные проездные билеты для пенсионеров, чьи пенсии не превышают установленного показателя в 6600 тенге.
Особенно категорично настроен Владимир Нехорошев, депутат от Темиртауского округа. По его словам, распри с Абилаевым начались еще с прошлого года: маслихат, утверждая региональный бюджет на 2003 год, выделил управлению соцзащиты 186 млн тенге на социальные проездные билеты для уязвимых слоев населения. Но деньги, во-первых, почему-то увидели только карагандинские пенсионеры. До городов-спутников бюджетные средства не дошли. Причина — города не предоставили необходимые списки.
А во-вторых, управление должно было перечислить деньги на счета автотранспортных предприятий и таким образом обеспечить льготный проезд. Но, как отмечает председатель ревизионной комиссии областного маслихата Алмагуль Усерова, ни одного тенге в распоряжение автопредприятий так и не поступило. Между тем, по словам Усеровой, деньги управлением труда и социальной защиты населения были получены в срок. 27 января 2003 года из областного бюджета выделили первый транш, а к 1 июля — оставшуюся сумму.
По словам Алмагуль Усеровой, из-за самовольных действий Анвара Абилаева пострадали свыше 10 тыс пенсионеров. Дело в том, что в 2003 году, когда пенсии были повышены, а вопрос, кто может рассчитывать на льготы, оставался открытым, управление труда и социальной защиты самовольно решило не предоставлять бесплатного проезда тем, кто получает пенсию более 6500 тенге (показатель в 6600 тенге был утвержден маслихатом спустя только полгода). И вышло, что из-за ста тенге 11700 пенсионеров на целые полгода оказались лишенными льготного проезда в общественном транспорте.
Бездействие начальника управления вынудило автопредприятие №3 подать на управление иск об истребовании причитающихся средств. Межрайонный экономический суд, как и следовало ожидать, удовлетворил законное требование автопарка. Судья постановил, что управление соцзащиты обязано уплатить автопарку 33 миллиона тенге и госпошлину 4360 тенге. Юристы управления подавали апелляцию, которую 23 апреля этого года рассматривала коллегия областного суда по гражданским делам. Но вышестоящий суд оставил в силе решение коллег из экономического суда. Вышло так, что в бюджете из-за этих 33 млн образовался дефицит (эту сумму не планировали).
В декабре 2003 года депутаты приняли областной бюджет на этот год. Пунктом №15 среди прочего там значилась компенсация автопаркам за то, что те бесплатно перевозят людей, имеющих на руках социальные проездные билеты. Но управление соцзащиты снова отказалось переводить эти деньги на счет перевозчиков. А по закону автопарк не имеет права начать выдачу социальных проездных, пока не получит компенсации. Тем не менее, на свой страх и риск 10 апреля этого года льготники все-таки начали получать заветные документы. Однако 260 млн осели мертвым грузом на счетах управления.
В областном управлении труда, занятости и социальной защиты населения ситуацию комментируют следующим образом: льготные проездные билеты были выданы в 2000 году. С тех пор изменилось законодательство. Вышел Закон «Об адресной социальной помощи» и Закон «О транспорте», где есть статья, предусматривающая льготный проезд для некоторых категорий населения. Пункт о льготном проезде есть и в республиканском бюджете. Маслихат же выделил деньги не на льготный проезд, а на социальные выплаты, что в корне противоречит законодательству.
Анвар Абилаев обратился в прокуратору с просьбой признать нелегитимными некоторые решения депутатов, а затем парировал нападки избранников народа тем аргументом, что его управление не уполномочено перечислять деньги автобусным паркам — они же не льготники, а хозяйствующие субъекты! Другое дело, если по конкретному адресу раз в пол года перечислять пенсионеру причитающиеся три тысячи тенге, и пусть сам решает, купить ли ему на полученные деньги проездной или просто проесть их.
Депутатов подобный ответ не удовлетворил, поскольку, по их убеждению, Абилаев попросту проигнорировал решение сессии маслихата, где четко указано — куда и как должны быть потрачены выделенные управлению соцзащиты средства. По словам Владимира Нехорошева, начальник управления соцзащиты неоднократно обращался в Министерство финансов, предлагая сделать администратором этой бюджетной программы кого-нибудь другого. Но в Астане просьбу Абилаева не удовлетворили. Равно как не поддержал своего подчиненного и заместитель акима области Ералы Тугжанов. Он заявил депутатам, что ответственным за исполнение этой части бюджета однозначно является начальник управления соцзащиты.
Пресс-секретарь акима области Жанибек Садыканов сообщил, что сейчас в областном управлении труда, занятости и социальной защиты населения работает комиссия.
Фото с сайта «Фотоальбом Караганды»