Типичная картина — берется за, казалось бы, пропащее дело толковый и инициативный человек, и уже через несколько лет дело превращается в крепко стоящее предприятие, с благополучной финансовой основой, не малой социальной значимостью и весомым престижем.
В сфере частного предпринимательства подобный успех обеспечивает своему создателю прочный авторитет и благосостояние. В не менее важных и значительных структурах бюджетной и государственной сферы, где кадры играют также ведущую роль, профессионализм и принципиальный подход к делу оказывается далеко не главными качествами работника в глазах его вышестоящих руководителей.
Примерно такая ситуация складывается сейчас с несколькими директорами ведущих южно-казахстанских музеев, которые, несмотря на явные успехи своих заведений, оказались чем-то неугодными областному начальству.
Еще лет десять назад, когда вся культура, в том числе и музейное дело, финансировались по остаточному принципу, кроме многочисленных проблем и головных болей должность директора музеев в ЮКО ничего хорошего не сулила. Тогда-то, как-то сами собой в музейном деле остались настоящие, преданные науки и истории профессионалы. Им удалось не только сохранить уникальные музейные фонды, но и многократно приумножить количество экспонатов, наладить полноценную экспозиционную, выставочную и историко-археологическую работу музейных центров. И сейчас, когда доходы и пожертвования в иных музеях становятся сопоставимы с бюджетом районов, в которых этим музеи располагаются, место музейного директора становится очень лакомым кусочком для власть предержащих.
6 лет назад директором Отырарского государственного археологического музея-заповедника был назначен Мухтар Кожа — археолог, кандидат исторических наук, заслуженный деятель культуры РК, до того момента уже десять лет проработавший в музее-заповеднике.
Не понаслышке знакомый с проблемами Отырарского музейного комплекса, новый директор установил принципиальный порядок и дисциплину в работе заповедника. В Отырарском заповеднике располагается один из самых значительных памятников тюрко-суфийской истории и зодчества — мавзолей Арыстанбаб, где по преданию захоронена супруга легендарного Ходжа Ахмеда Яссави. Ежегодно сюда приезжают и приходят тысячи паломников и туристов не только из Казахстана, но и из дальнего зарубежья.
Возможно, для городского человека не совсем понятно, что такое подобная святыня в сельской местности. Однако директору предстояло выдержать натиск местного «менталитета». Высокопоставленных чиновников, непременно желающих хоронить своих умерших родственников в стенах исторического мавзолея. Бесконечные попытки бизнесменов оттяпать кусочек выгодной земли от территории заповедника, поближе к мавзолею, для создания коммерческих точек — гостиниц, кафе, а то и просто автостоянок. Уникальные экспонаты и раритеты из фондов заповедника нередко преподносились как подарки заезжим почетным гостям, а то и запросто перекочевывали в качестве украшений в дома местной элиты. Всему этому поставил решительный заслон Мухтар Кожа. Отдельной, почти криминальной темой стал установленный жесткий контроль пожертвований, ежедневно поступающих в мавзолей Арыстанбаб.
Для сбора пожертвований от прихожан и посетителей, в зале мавзолея установлены специальные урны. До директорства Мухтара Кожи, никаких документальных отчетов о количестве поступивших средств в мавзолее не велось. Однако даже тогда, семь лет назад, пожертвования в Арыстанбаб насчитывали порядка миллиона тенге в год. Как говорит сам Мухтар Кожа, раньше всеми пожертвованными деньгами распоряжался районный акимат. Практически, для чиновников это были совершенно не подотчетные, но очень значительные финансовые фонды.
Новый директор сразу же ввел коллегиальный порядок изъятия денег из жертвенных урн — в конце каждого рабочего дня, специальная комиссия, в составе сотрудников музея, районного акимата и РОВД, проводили подсчет поступивших средств. Примечательно, но факт, в первый же месяц такого нововведения сумма оприходованных пожертвований увеличилась примерно в два-три раза. И теперь все деньги переходили в распоряжение дирекции музея и направлялись на нужды исключительно самого заповедника. Это, по мнению Мухтара Кожи, и вызвало негодование местной верхушки.
Дело дошло до того, что дом директора подожгли неизвестные, параллельно направив ему записки с угрозами: «Не уедешь — убьем».
Кстати, дело о поджоге так и спустили на тормозах в местном РОВД, хотя один из поджигателей был пойман, и даже стал давать показания.
Однако угрозы и шантаж не смутили принципиального директора. Тогда в ход пошли анонимки и многочисленные жалобы в вышестоящие органы и Министерство культуры. Практически все шесть лет директорствования Мухтара Кожи, заповедник постоянно проверяют различные контрольно-ревизионные органы, причем иной раз по совершенно нелепым и надуманным основаниям. Однако никаких нарушений в финансово-хозяйственной деятельности Отырарского заповедного комплекса так ни разу обнаружено не было.
Между тем, за прошедшие шесть лет деятельности коллектива, возглавляемого Мухтаром Кожой, музей-заповедник достиг не малых успехов. Постоянная популяризация и благоустройство музейного комплекса привели к тому, что количество посетителей постоянно увеличивается. Скажем, в прошлом году Отырарский заповедник принял уже около ста тысяч посетителей в год, тогда как в 1998 году это число едва доходило до 20 тысяч посетителей. Соответственно, возросли в пять раз доходы и пожертвования.
Проведен капитальный ремонт и реставрация ряда архитектурных сооружений на территории музейного комплекса, проведено отопление в главном экспозиционном зале музея, отремонтированы минареты и крыши мавзолея. За счет средств спонсоров, привлеченных Мухтаром Кожа, фондохранилище музея были оборудованы специальной противопожарной и охранной сигнализацией. Появилось два новых экспозиционных зала — «Аль-Фараби» и «Зал подарков Президента Н. Назарбаева». Значительно увеличен штат обслуживающего персонала, в том числе и охранников-объездчиков, благодаря которым практически прекращена деятельность «черных археологов» на территории музея-заповедника.
В немалой степени благодаря инициативе Мухтара Кожа, уже в течение трех лет в Отырарском заповеднике ведутся работы совместно с ЮНЕСКО «Сохранение и консервация древнего городища Отырар». Ведется значительная научно-исследовательская и археологическая работа.
И тем не менее, приказом Министерства культуры РК, Мухтара Кожа освобождается от должности директора Отырарского заповедника.
-Я твердо убежден, что мое увольнение произошло с подачи местных властей, — говорит Мухтар Кожа, — сейчас на мое место готовится человек, угодный районному акиму. Который не помешает районной верхушке попросту прикарманивать пожертвования Арыстанбаба. Я, конечно, найду себе работу, но мне больно видеть, как государственное дело начинает служить для личных интересов кучки «слуг народа».