Может ли голос миллионов быть слабым? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Может ли голос миллионов быть слабым?

Может ли голос миллионов быть слабым?

Серьезное заявление сделали родители учащихся южной столицы: на предстоящих выборах папы и мамы готовы отдать свои голоса за тех депутатов и те партии, которые в своих предвыборных программах возьмут курс на разумные реформы в образовании.

  • 22 Июня 2004
  • 1017
Фото - Caravan.kz

Международный институт современной политики и Ассоциация Школьных Общественных Организаций собрали родителей, учителей и директоров школ за круглым столом, чтобы обсудить проблему участия родительской общественности в решении проблем образования.
Представители Мажилиса, городского департамента образования и управления финансов, официально приглашенные на мероприятие, оставили его без внимания. Между тем у родителей накопилось много вопросов, которые они намерены задать в ближайшем будущем всем тем же депутатам мажилиса, чиновникам от образования и финансистам.
Как верно заметили эксперты образовательного центра, присутствовавшие на круглом столе, деятельность родительской общественности разворачивается параллельно сразу на двух уровнях. Первый — это родители в школе. Их роль в жизни общественных родительских фондов и участие в решении школьных проблем. Второй уровень — родители в системе образования. Их участие в реформировании системы в целом.
Этот аспект пока слабо развит в работе родительских организаций, но у взрослых уже имеется твердая почва под ногами в виде Ассоциации Школьных Общественных Организаций, которая может взять на себя роль координационного центра. Родители хотят принимать участие в образовательном процессе. Как это сделать? Какие формы партнерства со школой и Министерством возможны? Ответы на эти вопросы как раз и могла бы подготовить Ассоциация. Присутствовавшие на круглом столе подтвердили, что полномочия Ассоциации позволяют ей многое. Однако прежде чем родители будут названы официальными заказчиками образования в стране, представители родительских фондов хотели определиться — что же они будут заказывать и существует ли в стране механизм заказа снизу, от родителей.
Буря в стакане

В ходе выступлений стало известно, что родители могут мнить себя хоть четвертой властью в обществе, однако на деле родительское мнение мало кого интересует и зачастую игнорируется.
Только что страна провела единое национальное тестирование, родители считают, что это один из самых жестоких экспериментов, которые были за историю независимого государства, за который надо ответить Министерству образования и науки РК! ЕНТ вошло в жизнь без согласования с родителями. Однако же, вошло…
Завтра начнется еще один эксперимент по переводу школ на двенадцатилетнее образование. И снова у родителей никто не спрашивает: хорошо это или плохо, готовы школы к такому переходу или их нужно подготовить, никого не интересуют замечания родительской общественности по поводу отсутствия материальной базы для шестилеток и уровень подготовленности учителей для самых маленьких учеников.
«При этом, — говорят директора общественных школьных фондов разных школ, — набор в школы шестилеток уже начался. Когда начнется учебный год, вот увидите, все проблемы, связанные с шестилетками, лягут на плечи родителей, и будут решаться исключительно за счет родительских фондов. Государство же, провозгласив новацию, даже не соизволило посоветоваться или попросить у родителей о помощи».
Но, если государство вполне устраивают такие отношения, то родители несколько смущены своим положением. В конце концов, они давным-давно взяли на себя материальную помощь школе, поэтому игнорировать их, наверное, все-таки нельзя! А вдруг родители возьмут да и перестанут помогать храмам науки? Или, к примеру, встанут в позу и начнут требовать бесплатного образования согласно Конституции?! Что тогда? Некоторые учителя считают, что ничего тогда не случится. А родители уверены, что школы развалятся: учителя уйдут из таких школ, родители заберут из них своих детей.
Все потому, что в образовательных учреждениях «заброшенного типа» не будет досок, стульев, мела, света и воды. Все это сегодня школы имеют, пользуясь финподдержкой родителей. А раз так, с родителями надо считаться.
Как оформить свой заказ?
Вот только вопрос: насколько сами родители готовы перейти на другие, более высокие отношения? Разбираются ли они в законодательной базе страны, имеющей прямое отношение к образованию, подкованы ли в госстандартах?! Как выяснилось, родители вполне «созрели» для партнерства на другом уровне, однако точно еще не знают, на каких требованиях сосредоточить свои силы.
Что сегодня реально можно заказать? Реалии таковы, что родители не могут своему ребенку даже выбрать школу, его не примут в гимназию, которая расположена не по микроучастку только на том основании, что школа и без того переполнена. Перевести ребенка из слабой группы по изучению казахского языка в сильную тоже не представляется возможным, классный руководитель обязательно скажет, что другого учителя в школе нет, поэтому этого не уволят, а наполнить группу ему надо! Выбрать учебники: казахстанские или российские — тоже невозможно. Выбрать иностранный язык для изучения — тоже нельзя. Ребенок будет изучать тот язык, который преподается в школе. Вот и весь выбор. Может ли быть по-другому?
На круглом столе было озвучено много проблем, которые на сегодня фондам приходиться решать, а также поднимались вопросы, в которых родители хотели бы поучаствовать. Например, они хотели бы держать совет с Министерством по поводу качества учебников, введения новых образовательных программ, выбора учителя и классного руководителя, смене директора школы, дополнительных часах на обучение того или иного предмета. Однако как держать совет, в какой форме вести диалог с чиновниками, писать в Министерство письма?
Тысячи проголосуют за образование
На круглом столе было решено создать под эгидой АШОО инициативную группу родителей, в которую вошли бы представители 27 школ Казахстана уже объединенные в рамках работы в Ассоциации.
За каждым представителем будут стоять тысячи родителей учеников. Инициативная группа должна будет стать центром общественного мнения, изучением которого надо бы заняться уже в ближайшее время.
У родителей должна быть своя трибуна, с которой они могли бы высказаться. Ожидается, что активные родители будут звонить на горячие линии, делать предложения, делиться мнениями.
Все родительские «спичи» будут копиться в Ассоциации, там же обрабатываться и в качестве коллективного мнения взрослых переправляться в Министерство. Родители рассчитывают, что их голос будет услышан в кабинетах высоких инстанций. Кроме того, вице-президент АШОО Инна Ивановна Косова говорит, что при акиматах существуют постоянно действующие комиссии по бюджету.
Родители должны представлять в них определенный голос, тогда бюджет школы станет прозрачным, и более того — папы и мамы смогут влиять на его формирование. Вице-президент не исключает, что на сегодня родители не владеют полной информацией, поэтому может казаться, что школьные проблемы закрываются по остаточному принципу.
Когда родители примут участие в обсуждении местного бюджета, они либо смогут отстаивать интересы школ, либо уважительно отнесутся к решению других городских проблем. Но в любом случае, взрослым не хватает реальной информации!
И еще. Участники круглого стола решили, что пора бы родителям всех школ страны всерьез задуматься, за кого они будут голосовать на предстоящих выборах. Если родители заявят, что они отдадут свои голоса той из политических партий, в которой будет наиболее ярко представлен образовательный блок, то с одной стороны они подтолкнут политиков обратить внимание и на образование в стране, и на родителей, как на реальную избирательную силу.
Шолпан Байболова, генеральный директор Международного института современной политики считает, что родителям давно пора объединяться, и их институт готов помочь им это сделать…