Основой дискуссии на мероприятии стала десятитомная научная работа «Древний мир права казахов», осуществленная под руководством известнейшего казахстанского юриста академика Салыка Зиманова.
Сам он выступил на конференции с основным докладом «Казахский суд биев — общекультурная ценность».
— Культ духовности, народная демократия и народовластие были абсолютными ценностями для людей, осуществлявших суд биев. Только честный человек мог быть бием. Бий должен был знать судебные прецеденты и высказывания известных биев. Компоненты их деятельности представляют интерес в любую эпоху, в том числе и в наши дни, — заявил патриарх казахстанского правоведения.
Востребованность этого опыта для современности подтвердил и выступивший на конференции Игорь Рогов, председатель Конституционного Совета Республики Казахстан. Для биев, заметил он, совесть, честь и достоинство, справедливость были высшими качествами. И благодаря этому их жизнь и деятельность «навеки запечатлены в народной памяти, и это является образцом для их современных коллег».
— В деятельности биев на первом месте стояли фундаментальные начала, определяющие основу правосудия в любом цивилизованном обществе. Все они ставили главной целью служение интересам народа, истинность и справедливость. Хочу напомнить, что суд биев был основан на принципах состязательности процесса. Можем ли мы сегодня сказать, что эти принципы полностью реализованы в нашем судопроизводстве? Наверное, нет, — сказал г-н Рогов.
Прочтя труд академика Зиманова, руководитель Конституционного Совета вынес для себя мнение, что одной из самых ярких отличительных черт суда биев было их умение формулировать и убеждать.
У нас же сегодня спрос на судебное красноречие только появляется: «Сейчас с появлением института присяжных заседателей, появляется необходимость нормальным, доступным языком, донести до них… Но все же главным у биев было не поразить кого-то своим красноречием, главное было установление истины. Об этом свидетельствуют многочисленные ереже, дошедшие до наших дней».
Из них видны такие черты исторической судебной системы казахов, как доступность, простота процедур, непосредственность, устность и безотказность в рассмотрении споров. Ориентация на примирение сторон, обоснованность судебных решений в глазах народа предопределили существование данной формы судопроизводства.
— Решения биев всегда беспрекословно и свято исполнялись. У нас, видимо, есть еще большие резервы в этом направлении. Для этого нужно в первую очередь соответствующее отношение со стороны государственных структур в отношении судебных решений, которые для них не всегда являются беспрекословными, — заметил г-н Рогов.
Сравнивая исторический опыт с нынешней практикой, известный юрист предложил дальнейшим исследователям этой темы также обратить внимание на гласность и открытость бийского суда — наблюдать за процессом за ним разрешалось любому. У нас же сегодня здесь проблемы очень большие: «Может ли сегодня любой человек, проходя мимо суда, узнав, что там идет процесс, зайти и послушать его? Нет. В то время как в нашем законодательстве говорится о гласности и открытости судебного процесса. В других странах, например, в Соединенных Штатах, доступ в суд ограничен лишь физическими возможностями помещения и вопросами безопасности».
Г-н Рогов считает, что сегодняшним юристам предстоит глубоко изучить этот опыт и внедрять его. «Может быть, даже отдельные формы и непосредственно, возможно, стоит возродить суд биев на общественных началах».
А Кайрат Мами, Председатель Верховного Суда Республики Казахстан, сделал акцент на ораторском искусстве и нравственной чистоте биев, сказав, что «это надо прививать в сегодняшнем суде».
Рисунок с сайта http://www.expert.ru