Проверки-lights для бизнеса - Караван
  • $ 484.37
  • 531.06
+8 °C
Алматы
2024 Год
8 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Проверки-lights для бизнеса

Проверки-lights для бизнеса

К 1 июля 2009 года должны быть приняты поправки в закон "О частном предпринимательстве". Они могут значительно изменить подход к планированию и проведению проверок субъектов частного предпринимательства.

  • 23 Июня 2009
  • 1373
Фото - Caravan.kz

Предложенные изменения и дополнения в 67 других законов и кодексов призваны снизить административную нагрузку на бизнес и повысить эффективность работы государственных органов, когда те занимаются контрольными мероприятиями в бизнес-среде.
В основу поправок легла концепция, разработанная в ноябре прошлого года Министерством Индустрии и Торговли РК совместно с экспертами проекта USAID по улучшению бизнес среды (BEI).
По мнению международных экспертов, подходы, отраженные в концепции, соответствуют позитивному международному опыту в сфере осуществления государственного контроля.
В соответствии с концепцией, изменения были предложены в закон «О частном предпринимательстве» в части, касающейся государственного контроля за частным предпринимательством и в 67 других законов и 8 кодексов, определяющих порядок проведения контроля.
«До сих пор существующий Административный Кодекс предусматривал штрафы по итогам проверок и только ответственность предпринимателей, носил карательный характер. Сейчас изменения и дополнения, вносимые в Административный Кодекс, предусматривают ответственность обеих сторон, нарушения, выявленные при проверке должны быть устранены в определенные сроки и первичная проверка будет предупредительного характера», — комментирует поправки Игорь Гуцан, международный эксперт по улучшению бизнес-среды.
По поручению Президента РК разработанные поправки войдут в силу к 1 июля 2009 года — дате окончания второго моратория на проверки малого и среднего бизнеса (МСБ). Предложенные изменения и в другие законодательные акты уже были приняты Мажилисом и переданы на рассмотрение в Сенат.
Помимо проверок большую проблему составляли другие многочисленные инструменты, используемые государственными органами для осуществления контроля над частным предпринимательством, под видом обследований, осмотров, досмотров и т. д. Было предложено также пересмотреть и данные инструменты, с тем, чтобы обеспечить полное законодательное урегулирование контактов госорганов и их должностных лиц с предпринимателями.
Соответственно теперь под категорию проверок будут подпадать любые посещения предпринимателя представителем уполномоченного органа, либо запрос необходимой информации касающейся объекта проверки.
А сами проверки станут плановыми и внеплановыми. Плановые проверки будут проводиться только в соответствии с планом, который должен быть основан на системе управления рисками. Все субъекты частного предпринимательства делятся на три группы: с высоким, средним и незначительным уровнем риска, для которых , соответственно, определена и периодичность плановых проверок — не более одного раза в год, один раз в три года и в пять лет.
Исключение будет сделано лишь в случае проверок в области санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, которые смогут проверять объекты высокой степени риска один раз в месяц.
В оперативные сроки еще предстоит «рассортировать» субъекты или объекты по категориям риска, с точки зрения каждого отдельного органа. У некоторых уполномоченных органов уже имеется частичная сортировка, но она требует обсуждения и доработки.
«Например, с точки зрения санитарного-эпидемиологического надзора к категории с высокой степенью риска должны быть отнесены промышленные производители пищевой продукции, школьные столовые, а к категории с низкой степенью риска — субъекты, торгующие одеждой. С точки зрения противопожарной безопасности к категории с высокой степенью риска должны быть отнесены кинотеатры, школы, а к категории с низкой степенью риска — киоски, уличные торговцы и т.д. В итоге применение данного подхода поможет не только снизить нагрузку на предпринимателей, но и повысить эффективность работы государственных органов и направить их усилия именно туда где это необходимо больше всего», — считает Игорь Гуцан.
Согласно новым поправкам уполномоченный на осуществление контрольных и (или) надзорных функций государственный орган будет обязан известить в письменном виде частного предпринимателя о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала самой проверки. Кроме того, обязательно указание сроков и предмета проведения проверки.
Основанием для внеплановой проверки может стать легальное обращение граждан, возникновение угрозы жизни, здоровью людей, окружающей среде и имущественным интересам государства, граждан и юридических лиц, заявление самого субъекта частного предпринимательства
Согласно принятым Мажилисом РК изменениям, все проверки должны проходить обязательную регистрацию в Комитете по правовой статистике Генеральной Прокуратуры РК. В предыдущих редакциях закона «О частном предпринимательстве» были ограничения в этой части, так регистрацию о назначении проверок не проходили в рамках оперативно-розыскных мероприятий, по соблюдению налогового, таможенного и финансового законодательства и др.
«Проектом по улучшению бизнес-среды совместно с Форумом предпринимателей Казахстана и Департаментом Развития предпринимательства Министерства Индустрии и Торговли РК проведена большая работа в части анализа проверок субъектов малого предпринимательства государственными контролирующими органами. Так вот «львиная» доля всех проверок приходилась именно на эти контролирующие органы», — говорит Алма Турлыбаева, экономист, консультант проекта BEI (улучшение бизнес-среды в Казахстане).
В поправках также значительно усилены права частных предпринимателей в отношениях с контрольно-надзорными органами. Так, например, предприниматель будет иметь право не допускать к проверке должностных лиц государственных органов, прибывших для проведения проверки в таких случаях как: несоблюдение временных интервалов при плановой проверке по отношению к предшествующей проверке; назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию; превышение либо истечение указанных в акте о назначении проверки сроков, и не соответствующих срокам, установленным законом о ЧП и др.
Сегодня предприниматели жалуются, что при проверках происходит изъятие первичной документации. Тем самым приостанавливается на неопределенный срок деятельность предпринимателя. В поправках предложено — не допускать изъятия и четко в акте проверки определять задачи проверки, чтобы не было той размытости, которая существует сейчас.
Поправки устанавливают четкие сроки проведения проверок в зависимости от объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать тридцати рабочих дней.
«Конечно, при нарушении требований представителями бизнеса и в зависимости от его тяжести, сроки продления проверок будут пересматриваться. Но каждая проверка, даже если она будет повторной, обязательно должна будет пройти регистрацию в органах правовой статистики с обязательным уведомлением проверяемой стороны», — говорит г-жа Турлыбаева.
Еще один важный момент закона — внедрение государственными контролирующими органами для частного предпринимательства проверочного листа, где четко будут расписаны требования к каждой категории бизнеса.
Требования, включенные в проверочный лист, будут основываться на положениях, предусмотренных законами и постановлениями правительства РК, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам граждан, юридических лиц и государства.
При этом требования к частным предпринимателям, содержащиеся в проверочных листах, формируются в соответствии с принципами минимальной достаточности.
«Если допустим у вас магазин — то в проверочном листе СЭС, пожарная служба или другой орган уполномоченный проверять вас должны будут отразить все требования.
С учетом этих требований предприниматель сам заполняет проверочный лист. И если соблюдены все критерии ведения бизнеса, то на основании проверочного листа проверка как таковая не нужна в принципе. Применение проверочных листов поможет предпринимателям провести свой собственный контроль на предмет соблюдения требований законодательства, снизит длительность проверок, в особенности технических — со стороны СЭС, пожарной службы. Также применение проверочных листов должно оградить предпринимателя от коррупции, а государственные органы от неподготовленных сотрудников»
, — уверена Алма Турлыбаева.
Сегодня предприниматели с тревогой ожидают окончания второго моратория, опасаясь волны проверок. Именно этим продиктована необходимость принятия поправок на момент истечения срока моратория — к 1 июля 2009 года, чтобы нивелировать риски, «смягчить удар» предпринимателей и ввести ответственность и бизнеса, и госструктур.
По мнению разработчиков поправок, вообще исключить проверки как таковые нельзя. Должна быть гарантия того, что у каждого из граждан есть право получать качественную продукцию и услуги. Вместе с тем у производителя также должна быть гарантия нормальной и стабильной работы. А это возможно лишь при равной ответственности сторон — государства и частного предпринимательства — перед Законом.

Коллаж с сайта http://www.biznes33.ru