Бензиновый рай - пропуск в обе стороны - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+20 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бензиновый рай - пропуск в обе стороны

Бензиновый рай - пропуск в обе стороны

В пору экономических трудностей резонно задаться вопросом: а остались ли еще в экономике страны отрасли и сектора экономики, для которых пресловутый кризис - вроде дуновения легкого ветерка?

  • 19 Июня 2009
  • 1718
Фото - Caravan.kz

Которые и сегодня чувствуют себя вполне уверенно и даже процветают? Словом, живут по принципу: «Кому война, а кому — мать родна»?
И первой на ум приходит торговля бензином, поскольку как бы ни снижались мировые цены на нефть — в Казахстане цены на бензин и дизтопливо стоят, как скала, снижаясь периодически на жалкие несколько тенге…
Позволительно поинтересоваться — почему? Ведь в большинстве стран цены на бензин следуют экономической логике: чем ниже цена на сырье, чем ниже спрос — тем меньше цена конечного товара, в данном случае — бензина. У нас же получается ровно наоборот. Вместе со специалистами компании Mercury Service Company, которые провели тщательный анализ итогов работы рынка нефтепродуктов в Казахстане в прошлом, 2008 году, мы попытались разобраться в необычном экономическом «феномене».
Итак, потребление бензина и дизтоплива в стране, несмотря на кризис, растет. В 2007 году потребление основных нефтепродуктов в Казахстане составляло 9,9 млн. тонн, а в 2008 году оно возросло до 10,5 млн. тонн. При этом наибольший рост наблюдался в потреблении дизтоплива — 4 млн. 123 тыс. тонны в 2008 году против 3,5 млн. тонн в 2007 году. Причем рост идет в основном за счет импорта: в 2008 году из России было импортировано 2420 тыс. тонн нефтепродуктов.
Вообще, более 58% нефтепродуктов и нефти в нашей стране покрываются за счет импорта. И импортируются как раз высокооктановые сорта бензинов.
Одновременно экспорт казахстанских нефтепродуктов в 2008 году составил 4590 тыс. тонн, что меньше на 590 тыс. тонн, чем в 2007 году. Снижение экспорта произошло за счет снижения экспорта бензинов и дизтоплива в результате введенного в ноябре прошлого года запрета на вывоз нефтепродуктов. А экспортировал Казахстан в основном мазут и газойль, бензин и дизтопливо оставались для внутреннего потребления.
Ежегодное увеличение бензинов российского производства на внутренний рынок Казахстана в 2008 году составило 36%.
70% от общего импорта — это бензин высокооктановых марок, потребители которых — розничная сеть АЗС. Такая зависимость от российского импорта напрямую влияет на политику ценообразования на АЗС, учитывая отпускные цены, пошлины, налоговые издержки импортера.
Сеть АЗС в Казахстане сегодня — это 4,5 тыс. автозаправочных станций. В данной структуре участников рынка ТД КМГ принадлежат 4% доли, «Гелиос» — 6%, частной компании «Нар Ойл» — 4%.
Остальные 76% — а это 3427 автозаправочных станций — распределяются между мелкими частниками, работающими во всех городах и весях страны
. Очевидно, что превосходство «частников» в данном случае подавляющее и вполне можно говорить о создании в этом сегменте экономики реальной конкурентной среды.
В экономической теории рынка есть незыблемый закон: чем больше конкуренции — тем ниже цены для потребителя. Но в случае с казахстанскими АЗС он почему-то не срабатывает. Особенно хорошо это видно на динамике оптовых и розничных цен в 2008 году. Оптовые цены оперативно и четко реагируют на изменения рынка, а розничные цены, наоборот — стоят, как вкопанные.
Например, осенью 2008 года разница между оптовой и розничной стоимостью автобензина марки Аи80 в сетевых компаниях составляла порядка 35-40 тенге за литр. С учетом розничной цены (68-86 тенге за литр), владельцы АЗС получали фантастический доход — от 300 до 400 долларов за каждую проданную тонну бензина! Схожая ситуация и с высокооктановыми бензинами, например, марки АИ92-93.
Так как, по подсчетам специалистов Mercury Service Company расходная часть АЗС составляет всего 6-7 тенге, можно констатировать, что владельцы заправок получали и получают фантастические доходы, которых нет ни в России, ни в США. Это самая настоящая сверхприбыль, которую получают, несмотря ни на какой кризис и любые экономические катаклизмы, заставляя казахстанского потребителя платить гораздо больше, чем платят за такой же товар в других странах.
Правда, правительство, увидев, наконец, эту тревожную тенденцию, поумерило апатиты владельцев АЗС и в ноябре прошлого года снизило цены административными мерами. Это несколько остудило горячку алчности, иначе рост стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке мог бы продолжаться до сих пор.
Сегодня цены на бензин и дизтопливо на казахстанских АЗС замерли, колебания за месяц оставляют не более 1-2 тенге за литр. Однако они все еще слишком высоки. Почему же столь развитый конкурентный рынок нефтепродуктов на показывает тенденции к снижению? По мнению аналитиков Mercury Service Company, это происходит потому, что конкурентность здесь — только видимость. Огромное количество владельцев АЗС не оказывают на нее никакого влияния, они, по сути, просто посредники, которые ориентируются на крупных игроков. Те же покупают и перерабатывают дорогую российскую нефть и формируют цену на своих заправках, исходя из своих затрат. А для множества частных АЗС, которые работают по принципу: «купил по оптовой — перепродал по розничной в два раза выше», эти возросшие цены на крупных сетевых заправках — просто манна небесная. Поскольку потребителю, который хотел бы поискать подешевле, идти некуда — цены везде высокие.
А потому и политика огромной «стаи» частных АЗС — «сиди тихо, не высовывайся, следуй общим правилам». Аналитики этого рынка уверенно говорят, что цены на бензин могли быть гораздо ниже, но в каждом регионе страны есть ценовой сговор, картель между участниками бензинового рынка. Все владельцы АЗС зорко следят друг за другом, координируют свою политику с председателями ассоциаций, и все получается как бы «по-рыночному», само собой.
А ведь все это не что иное, как спекуляция, которая в трудное время для экономики должна пресекаться государством. Однако наши властные органы пока молчат, реагируют на ситуацию вяло, позволяя одним участникам рынка снимать высокодоходные «сливки» с этого сектора экономики — в ущерб всем другим.
Выход специалисты Mercury Service Company видят в расширении сети крупных, вертикально интегрированных с производителями бензина АЗС, которые будут формировать цену на бензин за счет реальных затрат, а не по ценовому сговору. Пока такие компании будут занимать всего 24% доли рынка, а доля каждой из них колебаться в пределах 4-5%, спекулянтов не остановить, они будут продолжать свою политику получения наивысшей прибыли. Количество АЗС и участников рынка здесь никогда не перейдет в качество, и конкуренция на нем так и останется фантомом, не имеющим реального наполнения.
Нельзя сказать, что в правительстве не видят проблемы. Но создание новых сетей АЗС требует времени и денег, а вопрос надо решать быстро. Здесь не обойтись без административного вмешательства и странно, что правительство до сих пор не прибегло к этому весьма эффективному в кризисных условиях средству.
Сейчас, по данным экспертов, Минэнерго разрабатывает новые правила распределения нефтепродуктов. Это сразу отсечет посредников — спекулянтов, которых, если они не станут резко снижать долю прибыли, просто вытеснят с рынка. Они или примут новые условия игры, или просто закроются, а скорее всего — перейдут в собственность крупных игроков рынка. Жестоко? По моему — вполне справедливо. Вот тогда придется вспомнить старую поговорку: «Жадность фраера погубит». Или другую: «Любишь кататься — люби и саночки возить».
Бензиновый рай, как и всякое состояние чего бы то ни было, случается в определенных временных рамках — рано или поздно из него попросят…

Фото с сайта http://avtorevizor.ru