Дело - табак-2 - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дело - табак-2

Дело - табак-2

Депутатам, принимающим ограничительные меры в борьбе с табакокурением, нелишне вспомнить Закон Паскаля о взаимосообщающихся сосудах.

  • 25 Мая 2010
  • 2147
Фото - Caravan.kz

Окончание, начало см.здесь.
Любой объем жидкости, наливаемый в один из сосудов, равномерно распределяется по обоим.
Примерно то же самое произойдет и с ограничительными мерами в борьбе с табакокурением. Если все больше ужесточать наказания за курение, то будет расти теневой рынок. Что, кстати, и происходит на Западе. Минимизировать же рост теневого рынка там помогает тотальный контроль за финансовыми потоками, прозрачность бизнеса и жесткое государственное регулирование на внешних границах.
В Казахстане всего этого нет, поэтому эффект будет один — рост теневого сектора и резкое уменьшение поступлений от продажи табачных изделий в розничной сети.
Для тех, кто курит и бросить пока не может, это означает повышение цен на табачные изделия и резкий рост контрабандной торговли.
На сегодняшний день в Казахстане практически нет ограничительных мер в сфере торговли. Это позволяет максимально снизить контрабанду, а бюджету получать необходимые отчисления.
Если же идти по пути повышения цен на табачные изделия, повышать акцизы и налоги, то появится сегмент, который будет постепенно уходить в тень.
Узбекский опыт
История развития табачного рынка в соседнем Узбекистане свидетельствует о порочности такого рода однобокого подхода. Он вызывает не только резкий рост ввоза в страну контрабандной продукции, увода в теневой сектор значительных сумм, недобора государственного бюджета, но и криминализацию бизнеса.
Но давайте обо всем по порядку.
Приход в страну компании «Бритиш-Американ Тобако» (БАТ) должен был произвести качественный фурор в сфере производства табачной продукциив РУ. Правительство исходило из посыла: раз нельзя внезапно запретить курение, а миллионы курильщиков добровольно не отказываются от вредной привычки, необходимо сделать так, чтобы качество сигарет не вызывало сомнений.
Так оно поначалу и было.
Качество табачных изделий заметно выросло. Ведь теперь этим занималась одна из крупнейших в мире табачных компаний.
С самого начала своей работы в Узбекистане БАТ платила высокий акциз, на уровне одной трети от стоимости пачки сигарет. Правда, это ей не мешало вести правильную ценовую политику и за счет емкости и масштабов рынка постепенно снижать цены на производимый продукт.
Проблемы возникли не из-за ошибок табачной компании, а в силу неадекватности узбекских властей. Именно они с начала 2000-х годов стали закрывать страну от внешних товарных потоков. При помощи простейшего инструмента — роста таможенных пошлин.
Причем, власти ставили перед собой вполне благородную цель — ограничить ввоз в страну некачественного китайского ширпотреба. Правда, это не совсем вязалось с общими принципами рыночной экономики и необходимостью узбекской экономики интегрироваться в глобальную экономику. Даже явно ей противоречило. Поэтому результат получился ожидаемый.
Когда в 2005 году правительство пошло на введение высоких таможенных пошлин, последние стали носить запретительный характер. Не может товар зайти в страну, в которой его себестоимость может вырасти как минимум на 30 процентов. Что же касается табачной продукции, то здесь ставки оказались еще выше.
В результате контрабанда, которая стала очевидной уже в начале 2000-х годов, к середине десятилетия стала превалирующей. На одну сигарету, произведенную в Узбекистане, приходилось две сигареты, произведенные за его пределами.
Одновременно снижалась доля поступлений в бюджет от узбекской табачной монополии. Власти стремились решить проблему за счет повышения акцизов и налогов, а это вынуждало БАТ повышать цены на свою продукцию. Стало понятно, что так больше продолжаться не может.
В стране возникла так называемая табачная мафия. Если посмотреть опыт США, когда там был объявлен «сухой закон», то ничего удивительного: узбекская табачная мафия ввозит табачную продукцию из сопредельных стран, в основном из Казахстана, России и Кыргызстана.
Взвесьте в граммах!
Эксперты считают, что развивающиеся страны не готовы к внедрению Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табакокурением. Как подчеркивает профессор-онколог Владимир Левшин, она создана на основе длительного 20-30-летнего международного опыта защиты населения от табачной интоксикации. В развитых странах за эти годы удалось снизить распространение курения в два-три раза путем длительной планомерной работы в разных направлениях, начиная от санпросвета и заканчивая медицинской помощью желающим отказаться от курения. Рамочная конвенция лишь обобщила этот мировой опыт в виде документа, который было предложено использовать всем государствам для защиты своего населения от одной из главных причин заболеваемости и смертности.
Поэтому она легче всего внедряется в развитых странах, где на борьбу с табакокурением брошены значительные ресурсы. В России и некоторых других странах, в том числе и в Казахстане, Рамочная конвенция, согласно которой казахстанское правительство вводит ограничения, внедряется труднее.
Что делать
Казахстану, чтобы не наломать дров, необходимо следить за тем, как борьба с табакокурением ведется в соседних странах. К примеру, общественные организации, министерство здравоохранения и Роспотребнадзор выступают за поэтапный, то есть через какой-то срок, полный запрет курения в предприятиях общественного питания. Опыт Германии, Франции, Италии, Португалии доказал, что запрет курения в общественных местах снижает продажу табачных изделий.
Но другие эксперты не согласны с данным утверждением. По некоторым оценкам, объем продаж табачной продукции в общепите ничтожен, всего около 1 процента. Большинство людей приходят туда уже со своими сигаретами.
Нужно четко определиться с понятием «общепит». Если принять определение, что общепит — это питание в организованных коллективах, то в Казахстане их огромное количество.
Если точка общепита позиционирует себя в низком ценовом сегменте, то имеет ограниченные финансовые возможности. Для них любые запреты — вопрос выживаемости бизнеса. Мелкие точки общепита обязательно разорятся. За исключением сетевых точек общественного питания, которые имеют диверсифицированные источники поступления прибыли.
Казахстанские депутаты практически под понятие «общепита» занесли все заведения, где едят, пьют алкогольные напитки и курят. Туда же попали ночные клубы и бары, в выходные дни, как правило, переполненные. Посетители баров сигареты обычно приносят с собой. И приходят в бары и ночные клубы вовсе не поесть, а отдохнуть и повеселиться.
Тотальный запрет курения может привести к катастрофическим последствиям для индустрии общественного питания, которая и без этого страдает от потери клиентов на фоне кризиса.
Сегодня в российском бизнес-сообществе активно обсуждается пятилетний переходный период. За это время, как многие надеются, закончится экономический кризис. Такой подход можно применить и в Казахстане. Одновременно необходимо бросить ресурсы на просветительскую работу, чтобы снизить число курильщиков. В свою очередь, владельцы ресторанов должны накопить средства, чтобы оборудовать помещения и для некурящих, и для курильщиков.
Так, например, Национальная Коалиция «За Казахстан — свободный от табачного дыма!» намерена добиться полного запрета спонсорства табачными компаниями, введения на пачках сигарет графических изображений, предупреждающих о вреде курения. Мировой опыт показывает, что изображения, занимающие 50 процентов верхней поверхности пачки, имеют максимальный эффект, а также ограничения мест продажи сигарет. Чем их будет меньше, и располагаться они будут дальше — тем лучше.
Но не надо забывать, что неготовность платить высокие штрафы вызовет рост ввоза в Казахстан контрафактной продукции, снижение поступлений в бюджет от продажи контрабанды и быстрый рост теневого рынка.
Поэтому необходимо принять меры к тому, чтобы переход на полный запрет в общественных местах выглядел логичным.
Во-первых, ввести пятилетний переходный период, чтобы точки общественного питания и рестораны успели переоборудовать помещения для курящих и некурящих. Причем, все должны точно знать, что через пять лет запрет будет введен однозначно.
Во-вторых, необходимо закрыть границы, особенно это касается южных рубежей (в рамках Таможенного союза). Любые запреты, если через границы могут провести любые объемы табачной продукции, неэффективны.
В-третьих, необходимо разработать государственную программу борьбы с табакокурением. В рамках программы необходимо вести широкомасштабную разъяснительную работу с населением. Что касается молодежи, то ее придется убеждать в том, что курить немодно.
В-четвертых, строго следить за тем, чтобы в СМИ не рекламировались табачные компании. Запрет на рекламу табачных компаний можно провести как поправку к закону.
А пока депутаты пошли неверной дорогой. Копируя запретительные меры, широко используемые на Западе, они здорово перестарались. Казахстанцы не зарабатывают столько, сколько европейцы.