Тема была заявлена следующая: «Феномен популярности «Властелина колец» Толкиена». Однако, она стала лишь поводом для разговора о кино вообще. О том, что дает человеку кинематограф, и как вообще следует смотреть кино.
Борецкий уверен, что его необходимо смотреть именно в кинотеатрах. «Только там вы в состоянии оценить всю зрелищность картины: представьте себе стадо бизонов, увиденное на телеэкране — это будут вроде как жучки».
Борецкий затронул проблему экранизаций. «… Могут возникнуть вопросы о том, насколько вообще бывают удачны экранизации. Потому что часто литературное произведение… не перекроешь его все равно, как бы не хотелось. Хотя возможности кино по созданию зрелищности ни с чем не конкурируют, но, тем не менее, лучше взять книгу. Иногда экранизация находится на одном уровне с книгой, что фильм интересно посмотреть, что книгу интересно взять почитать.»
За пример Борецкий взял фильм «Имя розы» — экранизацию Жаном Жаком Ано книги Умберто Эко: «… когда я посмотрел фильм, я не все детали там понял, ну… я считаю что здесь фильм и книга — на равных. И есть такие вещи, когда экранизация намного сильнее, чем книжный оригинал. К примеру, я знаю, что есть люди, которые, посмотрев «Полет над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном, фильм Милоша Формана, они просто не могли читать Кена Кизи. То есть, после этого образа — сложно. Хотя, например, были спорные моменты и Кеном Кизи, как автором, когда он узнал что Милош Форман будет снимать эту картину он сказал, что ничего не получится… есть такая история, она действительно является фактом, когда Кен Кизи дома переключая каналы, наткнулся на картину «Пролетая над гнездом кукушки». Несколько минут смотрел, был под впечатлением игры Николсона, и потом до него дошло что это — экранизация его романа, и он выключил телевизор».
Борецкий заострил внимание слушателей на том факте, что «Властелин Колец. Возвращение короля» получил все 11 Оскаров, на которые номинировался. Таких прецедентов еще не было. Таково же количества Оскаров (11) удостаивались еще две картины за всю историю американской киноакадемии — «Бен Гур» и «Титаник» однако они получили не всё на что номинировались. При этом до сих пор неизвестна реакция родственников самого Толкиена на экранизацию.
Особенно, если учесть, что они изначально были против того, чтобы «Властелин колец» переносился с бумаги на экран.
Борецкий сказал, что читал собственно роман Толкиена еще при социализме, когда тот был практически под запретом. Причиной настороженного отношения к «Властелину колец» было то, что в книге «угроза идет с востока», что аллегорически сравнивало Советский Союз с темной империей орков Сарумана и Саурона. Кинокритик напомнил присутствующим, что режиссер трилогии Питер Джексон, когда ему задавали вопрос, с кем он ассоциирует Темные силы, утверждал, что не имеет в виду ничего и никого конкретного. Такую же позицию занимал и сам Толкиен. Под Темной силой, подразумевалось собственно мировое зло, а не какая то конкретная страна или личность.
Один из читателей задал вопрос — почему казахстанские телеканалы в большинстве своем транслируют низкобюджетные кинофильмы, с предсказуемым сюжетом, Борецкий ответил: «Ответ очень простой — у нашего телевидения не так много денег, а хорошее кино стоит дорого. То есть достаточно проходные долгоиграющие фильмы — сериалы, которые проще… не скажу что это категория «Б», но и не «А». Есть и хорошие сериалы, но тем не менее показывают вот «Секс в большом городе». Название сериала вызвало взрыв смеха в зале (на встрече в основном присутствовали молодые люди студенческо-школьного возраста).
Он добавил: «О российском кино сегодня очень сложно говорить. Там идет поиск. К сожалению, о нашем кино я тоже ничего сказать не могу». Борецкий привел пару примеров, попыток казахстанских кинематографистов заявить о себе созданием кассового кино.
По его словам, один из наших титулованных режиссеров уже отснял в России четырех-серийный мистический художественный фильм по мотивам произведения нашего же казахстанского автора Сергея Лукьяненко «Ночной дозор». Однако Борецкий затруднился с ответом, когда же мы с вами его сможем увидеть.
Вкратце кинокритик коснулся и попытки казахстанских кинематографистов создать эпическое полотно «Кочевники». Проекта, который получил полную поддержку государства. Напомню, бюджет картины оценивался в 26 миллионов долларов, часть которых выделялась под гарантии правительства. «Сегодня он практически заморожен», — заявляет Борецкий. «Ситуацию немного выправляет то, что у кинематографистов еще есть время, чтобы закончить картину — сроком ее сдачи в прокат назывался 2005 год. Однако, что-то сомнительно что к этому времени «Кочевники» будут закончены».
От себя добавлю, что на Казахфильме о «Кочевниках» говорят, как о покойнике. То есть — либо ничего, либо хорошо. Однако, земля слухами полнится, и все они далеки от оптимизма. Во-первых, якобы деньги, как многие и предполагали вначале, уже съедены или разворованы. Во-вторых, именитый режиссер от американской стороны Айван Пассер «откреплен» от картины американским же продюсером. Причиной называется низкое качество уже отснятого материала.
А почему никто не хочет говорить на тему нынешнего реального состояния «Кочевников», так злые языки утверждают, что именно сейчас кинематографисты ждут новых денег, которые вот-вот поступят на съемки очередного эпохального «шедевра». На этот раз кино будет называться не то «Меч Махамбета», не то что-то в этом роде. Это также будет эпическая сага из жизни кочевников, снова с привлечением иностранных специалистов. В случае же, если по «Кочевникам» начнутся вопросы, и не дай бог — проведен аудит, то выплывут многие нелицеприятные подробности, из-за которых финансирование «Меча…» может не состояться. Но это, как я уже сказал вначале, только слухи.
Кстати, Олег Борецкий на вопрос, можно ли надеяться, что в обозримом будущем «наши кинематографисты» начнут снимать блокбастеры, ответил: «Опыт создания «Властелина Колец. Возвращение короля» показал, что сегодня невозможно снять блокбастер за сумму меньше, чем 103 миллиона долларов». Борецкий напомнил, что весь бюджет «Властелина колец» был 270 миллионов долларов, и более100 из них ушло именно на заключительную серию, причем с раскладом 40%-60%. То есть 40% денег ушло на рекламу, и 60% собственно на создание фильма. В общем, вряд ли в обозримом будущем у нас будут сняты блокбастеры мирового уровня».