Не зная броду, лезть за границу… себе хуже - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не зная броду, лезть за границу… себе хуже

Не зная броду, лезть за границу… себе хуже

Можно ли приехать в чужую страну на постоянное место жительства и "заразиться" ее благополучием?

  • 11 Марта 2004
  • 2444
Фото - Caravan.kz

Мой друг вот уже четыре года живет в Америке, наслаждается океаном, меняет, как перчатки, машины и много работает. Уехал в дальнюю страну по грин-карте. Он никогда не мечтал стать американцем, решился эмигрировать ради сына. Говорил: «Здесь мне ему дать нечего, а там ему все страна даст».
Как в воду глядел… На сегодня его жизнь так сложилась, что он развелся с женой и по законам заграничной страны любящий папа не имеет права даже видеть собственного ребенка — не то что заниматься его воспитанием! Теперь он говорит: «Да где это видано, чтобы родному отцу запретили свидания с сыном, я — нормальный человек, не пью, не курю, ради сына живу?!» Где, где… в Америке.
На этом берегу
Почему люди так настойчиво стремятся попасть в заморские страны и остаться там на веки вечные? 90 процентов тех, кто подает документы на легальную иммиграцию, говорят, что делают это ради детей.
Хотят устроить их жизнь, дать хорошее образование и далеко идущие перспективы. При этом почти все родители-альтруисты смутно представляют себе: как и каким образом они смогут все это дать своим детям там, в чужой стране, ведь блага на голову на падают, их надо заработать хоть по эту сторону океана, хоть по ту?
Еще 10 процентов уверены, что заграница предоставит им выгодные коммерческие предложения по работе. Именно это кардинально изменит их жизнь, и они будут счастливы.
Самое время спросить у фантазеров: с чего они взяли, что на том берегу все будет именно так? Желающие уехать ссылаются на рассказы друзей, мнения знакомых, информацию в Интернете, в общем, на слова, которые, как известно, не имеют большой силы. Между тем Альфия Хаиржанова, директор компании «INSEL», через которую проходят переводы документов выездных граждан, считает, что для такого серьезного решения как смена места жительства, хорошо бы иметь «железные факты».
В частности, клиентам «INSEL» она советует обратиться в МОМ — международную организацию миграции и узнать нюансы, связанные с трудоустройством в той или иной стране, обратиться за юридической помощью по поводу существующих законов в чужой стране, как можно больше узнать про государственные социальные программы, действующие за границей, проконсультироваться в посольстве. И только потом фантазировать на предмет «близкого счастья».
Ее десятилетний опыт работы с иммигрантами говорит о том, что те, кто выезжают за границу неподготовленными, скорее всего, близки к тотальному несчастью.
Готов — не готов
Что значит — быть готовым к выезду? Альфия Хаиржанова перечисляет некоторые условия, без выполнения которых даже не стоит заикаться о загранице.
В обязательные вещи входят: знание английского языка и наличие финансов. Стартовый капитал, с которым впускают, например, в Канаду, 10 тысяч канадских долларов плюс две тысячи сверху на одного человека. Наши люди, как правило, имеют эти средства, но они не знают, что их хватит только на полгода жизни за границей. Причем, рассчитывать на то, что за это время они смогут там найти себе достойную работу или нормальное жилье — нельзя. В чужой стране никто не ждет наших иммигрантов, никто не собирается им помогать жильем или деньгами. Человек должен сам устраивать свою жизнь и позаботиться о себе, любимом.
Что должен знать иммигрант? Что иммиграция — это не билет на самолет в один конец. Одно только легальное оформление документов длится два-три года. Надо сдать документы, оплатить за их рассмотрение, заплатить за визу, заплатить за медкарту, пройти собеседование, сдать экзамен по английскому языку. Подготовительный период обычно обходится в 2-3- тысячи долларов США, их тоже надо иметь!
Это вам не Одесса-мама
Многие иммигранты уверены, что вся Европа ждет гостей с распростертыми объятиями. В пример приводят Германию, которая долгие годы хлебосольно принимала всех и вся. На что специалисты по иммиграции отвечают: «В Германии действительно существуют мощные социальные программы, направленные на поддержку иммигрантов. Но в последнее время и она пересмотрела свою социальную политику. Поэтому надеяться на кучерявую жизнь нынче не приходиться. Льготы урезаны, процедура въезда ужесточена. А об остальных странах говорить нечего: там просто нет таких соцпрограмм.
При этом надо трезво оценивать ситуацию и понимать, что делать ставку на профессию, которая якобы нужна той или иной стране, и которая прокормит, обогатит — тоже нельзя. Страна действительно может нуждаться в профессионалах вашего профиля, но лично кому-то она ничего не обещает. Страна дает добро на въезд, все остальное человек должен сделать сам.
По прибытию в заграничный аэропорт человек должен сам зарегистрироваться в органах, сам найти жилье, найти работу, устроить детей в сад или школу. Он все должен сделать сам. А если ему все-таки придется просить помощи в каком-нибудь благотворительном фонде, то очень жестко придется доказывать, что он действительно нуждается! Потребуется представить кипу чеков и квитанций, свидетельствующих об усилиях в поиске работы, о скудных затратах на пропитание, о переезде из благополучных жилых кварталов в бедные.
Куда пойти, куда податься?
Нельзя попасть в любую страну, только потому, что сильно этого хочется. В Бельгию не пускают. Во Францию въезжают только французы. Австралия и Новая Зеландия — открытые страны, но туда очень сложно уехать, поэтому желающих освоить зеленые континенты — мало.
Израиль принимает евреев, Германия — немцев. Мало кто иммигрирует в Турцию и Тайланд. Америка и Канада — две страны, в которых есть легальный прием всех желающих, независимо от пола и национальности. В Америку выезжают по грин-карте. Это облегченный вариант попадания за границу. Ну а Канада до сегодняшнего дня принимала и принимает людей более-менее упорядоченно. Однако, как уже говорилось выше, инициатива переезда остается на совести переселенца. Увы, далеко не все, отбывшие к заграничным берегам, готовы «ответить» за риск. На чем чаще всего «ломаются» наши люди?
— На поиске работы, — говорит Альфия Ишмухамедовна. — Так, нашим инженерам, приехавшим в Канаду, необходимо первые два года отучиться, сдать экзамены и получить лицензию на работу. До этого доходят единицы: никто не готов еще раз учиться и выкладывать деньги за лицензию. У людей нет денег. Это значит, что найти достойную работу по специальности они не могут. В результате наши люди с высшим образованием, причем достаточно успешные у себя дома, на чужбине работают разносчиками пиццы, водителями, мойщиками.
Дипломы о высшем образовании, полученном на территории бывшего СССР, за границей надо обязательно подтверждать заново, особенно медицинские и инженерные. Только специальность программиста не требует подтверждений. Люди могут приехать и сразу приступить к работе. Но это тоже: кому как повезет. Раньше на эту специальность был спрос, а сейчас -нет.
Кроме того, жизнь заставляет иммигрантов жить не в богатых районах, среди коренных канадцев, а в местах более скромных, заселенных другими переселенцами. Что это за жизнь? Квартира, снятая в аренду за большие деньги при минимуме удобств. Тонкие стены — перегородки, ругань за стенкой и запах чужой кухни. Курить в таких домах нельзя, оставлять детей до 12 лет одних дома — тоже запрещается. Рано или поздно искателям счастья становится ясно, что ради будущего детей (эта формула еще долго живет в их головах) они вынуждены многим жертвовать. Готовы ли они к этим жертвам?
Подсчитали — прослезились
В основном за границу едут люди 35-40 лет с семьями. Родители старшего поколения (дедушки и бабушки) остаются на родине. Пожилые люди не могут выехать вместе с детьми и внуками. Канада не принимает их, а если и примет — то не собирается о них заботиться. И это серьезный удар по нервам и сердцу любого нормального человека. Только через 2-3 года семья иммигрантов может подать документы на воссоединение с престарелыми родителями. Они вызывают их, но при этом гарантируют полное содержание своих родственников за свой счет.
Дети подписывают документ, согласно которому в течение 10 лет будут обеспечивать родителей самостоятельно: будь это медобслуживание, питание, проживание — что угодно! Это очень серьезный шаг, за которым должны стоять: постоянная работа, длительная аренда квартиры и лишняя жилплощадь.
Сколько нужно зарабатывать, чтобы «потянуть» родителей за собой? На каждого члена семьи должно приходиться по тысяче долларов в месяц — минимум. Если рассчитывать на родителей, то на них тоже должно приходиться по тысяче долларов. Это — прожиточный минимум, но вряд ли кто-то захочет жить на минимум…
Насколько реально заработать такие средства в той же Канаде? На пицце и такси, на мойке полов и уборке туалетов — такие средства, конечно же, не заработаешь. Тем не менее, наши люди чаще всего работают на этих «должностях».
Немой и тупой иностранец
Те, кто уехали за границу, не зная языка, спустя три — пять лет говорят, что они его так и не выучили. Те, кто свято верил, что «дернулся» с места ради детей, ради крутого образования, вдруг обнаруживает, что наше образование (именно среднее образование) намного сильнее и лучше европейского.
Все чаще иммигранты признают, что не зная языка, законов чужой страны и менталитета, они попадают в тяжелые ситуации, из которых не так-то просто выкарабкаться. Рассчитывать на то, что какая-то организация возьмется просвещать их на месте, растолкует нюансы, подскажет, как быть — нельзя. Несолидно ожидать помощи и со стороны соседей. Через полгода жизни на чужбине так же становится ясно, что неквалифицированный труд не дает достойного заработка, а квалифицированный — наглухо «закрыт» для наших людей.
Однажды проснувшись на чужой земле, наш человек вдруг понимает, что чтобы устроиться на хорошую работу надо иметь хорошую обувь, хорошие часы, хороший костюм определенной фирмы и хороший фейс. Но когда он спрашивает себя: «Сколько все это стоит»? — он делает следующее неприятное открытие — там он человек второго сорта.
Еще иммигранты долго и больно болеют душой, так сказать психологически. Женщины немного лучше адаптируются к новым условиям жизни. Мужчины «выруливают» с трудом: у них прихватывает сердце, проявляется психосоматика, а все потому, что страшно признаться себе в том, что не в состоянии обеспечить семью в расцвете лет. Именно в этот период они оказываются за границей в роли «ничто».
А еще за границей есть просто жизнь, которая имеет свои невидимые правила на улице, в транспорте, в магазине. Вникнуть в запахи, настроение, юмор и мотивы чужой страны, перевоплотиться, слиться… как это возможно? Помнится, даже у гениального Довлатова, умершего в Америке, это не всегда получалось «на ять». Жизнь полна непонятных вещей: скидки, распродажи, пропавшие продукты, магазины для бедных и богатых людей, ритм жизни и обыкновенная тоска… Тысяча один подвох при трудоустройстве…
В общем, не зная броду, лезть за границу…себе хуже.