Отмена платных услуг: все хорошее когда-нибудь кончается - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Отмена платных услуг: все хорошее когда-нибудь кончается

Отмена платных услуг: все хорошее когда-нибудь кончается

Отмена министерством здравоохранения платных услуг скорой медицинской помощи, вызвала большой резонанс не только среди самих медиков, страховщиков, но и населения.

  • 26 Февраля 2004
  • 1824
Фото - Caravan.kz

В соответствии с общими правилами, скорую помощь на бесплатной основе можно вызывать в результате несчастного случая, обострения болезни, острого приступа, перелома конечностей, ДТП и т.д. В общем, всего того, что требует госпитализации.
Суть конфликта состоит в том, что в случае «неположенного» вызова «неотложки», в соответствии с правилами работы станции скорой медицинской помощи (ССМП), медики не станут приходить на помощь, — запрет министерства, отражен в самом Законе РК «О системе здравоохранения», изменения в котором вступили в силу в этом году.
Данный запрет регламентируется пунктом 4 статьи 27 Закона. В отношении него, наверное, негодуют все, кроме руководства минздрава и антимонопольного ведомства.
Кроме случаев, не связанных с госпитализацией, на ССМП зачастую обращаются для того, чтобы доставить пациента, не способного передвигаться самостоятельно, либо в обычном, специально не оборудованном транспорте. На протяжении последних трех лет ССМП оказывала услуги населению на платной основе. Всем было удобно и комфортно. Но все хорошее когда-нибудь кончается.
Справедливости ради нужно сказать, что в отмене платных услуг свою роль сыграло Агентство по регулированию естественных монополий. Дело в том, что тарифную сетку и общий прейскурант на платные услуги скорой помощи утверждало как раз оно.
В конце прошлого года антимонопольщики отозвали данный прейскурант. Следовательно, одним из «виновников торжества» является ведомство с этим благородным названием, возглавляемое известным политиком Оразом Джандосовым.
Медики и страховщики сначала этого года обращались в антимонопольное агентство по данному вопросу. Но агентство заняло хитрую позицию. Алматинский департамент антимонопольного ведомства якобы реагирует на отзывы, но это, больше всего, напоминает бег на месте или всего лишь симуляцию деятельности. Антимонопольщики вроде бы выразили свою полицию «за», но на деле оказывается, что они просто спускают на тормозах решение вопроса.
Фируза Еркожанова, начальник отдела развития конкуренции департамента алматинского антимонопольного Агентства, сказала собравшимся медикам и страховщикам, что, во­первых, поправки в Закон «О системе здравоохранения», вступившие в силу в этом году, запрещают оказывать платные услуги населению станцией скорой медпомощи. Во­вторых, это решение руководства минздрава, депутатов, утвердивших данный закон. По настоянию Фирузы Еркожановой, нужно обращаться в само министерство здравоохранения, чтобы там изменили свою точку зрения. А до этого момента ситуацию разрешить якобы невозможно.
Когда медики просят антимонополистов о том, чтобы те вернули отозванный ими же прейскурант цен на платные услуги, они снова посылают всех в Минздрав, говоря, что вся ответственность лежит на министерстве, но при этом не желают возвращать прейскурант.
Алматинский департамент антимонопольного ведомства регулярно организовывает несколько встреч с участием медиков и страховщиков.
И каждый раз, словно зомби, чиновники повторяют одно и тоже — посылают всех в минздрав. Такой вот замкнутый круг.
Интересно отметить, что антимонопольное Агентство ужасно боится прессы, как если бы что­то скрывало от общественности и на задаваемые вопросы отвечать отказывается. Вот если бы Агентство было бы закрытым или секретным учреждением, их можно было бы понять. Но, к несчастью для этого ведомства, оно не является секретной спецслужбой, и с прессой общаться просто обязано. Следовательно, антимонопольщики нарушают ряд законов, к примеру, Конституцию РК, «О СМИ», «О госслужбе».
Если чиновники в очередной раз заботятся о том, чтобы информация не дошла до общественности, во­первых, они глубоко ошиблись — до масс медиа она дошла. Во­вторых, нежелание общаться с прессой, может говорить либо о некомпетентности отдельного чиновника, либо о его законспирированности. С другой стороны, отдельно взятого чиновника тоже понять можно. Страх сказать «что-нибудь лишнее» может стоить рабочего места и вполне оправдывает себя. Чиновники, занимающие более менее ответственные и даже безответственные посты, хотя и жалуются на низкую зарплату, однако, судя по наличию «мерседесов» с частными номерами и сотовых телефонов за 300 у.е., увольняться по доброй воле не согласятся никогда.
По словам медиков, на ССМП поступает очень много просьб от населения о предоставлении кареты скорой помощи для транспортировки больных, не находящихся в кризисном состоянии, однако врачи не могут ничем помочь. А перевозить больных в обычном транспорте, зачастую не представляется возможным, потому что немедицинский транспорт для этого не приспособлен. Люди предлагают деньги, просят, умоляют, жалуются, требуют, но — приказ есть приказ.
Предыстория вопроса такова. Дело в том, что в течение последних трёх лет скорая помощь оказывала платные услуги населению по транспортировке больных на платной основе, и все были довольны.
Неожиданно для всех Минздрав отменяет услугу в начале 2004 года. Данный запрет также влияет и на подготовку, формирование базы для внедрения обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день, как известно, правительство пока «отложило до лучших времен» подобного рода «обязаловку» как раз из-за неготовности.
Дело в том, что отмена платных услуг касается и деятельности страховых компаний. И они тоже готовы оплачивать эти услуги. По мнению экспертов, данный шаг министерства не только не стимулирует развитие законодательных и процессуальных инструментов для введения обязательного медицинского страхования, но, скорее всего, не дает им развиваться.
Медики из ССМП негодуют по поводу отмены оплаты и сокращения части услуг именно в сфере оказания скорой медпомощи, в то время как государственные больницы и поликлиники продолжают оказывать услуги населению на платной основе. Если следовать логике запрета, плату нужно отменять для всех. Однако ответа на этот вопрос пока не может дать ни один высокий чиновник. В данной ситуации это просто напоминает дискриминацию. Другое дело, если бы эти услуги не сократились, но остались в том же объеме, и плату при этом отменили. Никто не стал бы возражать.
Понятно, что платные услуги были дополнительным источником доходов для медиков из ССМП. Общеизвестно, что на государственной службе зарплата высока не везде. У «рабочих лошадок»­докторов на скорой помощи, зарплата варьируется от 10 до 15 тысяч тенге. Общеизвестно, что сотрудник, получающий зарплату, которой хватает с трудом сводить «концы с концами», всегда будет отвлекаться на то, «как бы подзаработать еще». В результате, начинает страдать качество. Мы не хотим обвинять всех в том, что они «плохо работают». Определенно, среди них есть и честные трудяги. Нет нужды говорить о том, что врач имеет дело с такой тонкой материей, как человеческая жизнь. А зарплата — порой является судьбоносным фактором. В данном случае здесь сошлись интересы, как пациентов, так и докторов. Поэтому лозунг будет вывешен не только в защиту докторов.
Теперь поговорим о цене вопроса. Платные услуги скорой медицинской помощи оцениваются в 697 тенге за один час, если работает БИТ­бригада (бригада интенсивной терапии). Здесь работают врачи высокой квалификации.
Час работы линейной бригады оценивалась на 100 тенге дешевле от указанной суммы. Считается, что в линейной бригаде работают менее квалифицированные врачи на менее сложной технике. Час работы фельдшера стоит еще на 100 тенге дешевле. Для сравнения скажем, что час работы врачей из совминовской поликлиники стоил 6 тыс. тенге — разница налицо.
На алматинской ССМП говорят, что официальная позиция минздрава заключается в том, что услуги «неотложки» должны быть бесплатными. Такая вот «правильная» идеологическая установка! К сожалению, пока не удается выяснить реальной подоплеки данного решения. Но если руководство минздрава действительно отталкивается от данного постулата, то в ответ хочется вспомнить старую советскую поговорку: «Лечиться даром — даром лечиться!», это во­первых.
Во­вторых, всем давно уже набила оскомину старая истина о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Советская власть кривила душой, когда говорила, что медицинское обслуживание в СССР являлось бесплатным. К примеру, если бы докторам не платили бы зарплату, не поставляли бы обеспечение техникой, медикаментами и т.д. и т.п., медицину реально можно было бы назвать бесплатной. Даже в советские времена медицина была как ни крути — платной.
А сегодня, в период рыночных реформ, когда говорят, что медицина бесплатна, это является, мягко говоря, идеологическим очковтирательством, доставшимся от старого режима нынешним поколениям в виде тяжкого наследия.
Другое дело, насколько «хорошую зарплату» платят врачам, и как благополучно существует медицина сегодня. То, что пациенты напрямую и официально не платят денег медикам, еще ничего не означает, зато создается иллюзия «бесплатной медицины» (в то время как по карманам служебных халатов второпях распихиваются «подношения» от благодарных пациентов или задатки в предбанниках операционных залов).
Коль скоро, общественный институт здравоохранения финансируется из госбюджета, скорее всего, наводит на мысль о том, что медицина существует на деньги налогоплательщиков, как, собственно говоря, и весь госаппарат.
Следовательно, когда министерское руководство говорит «о бесплатной медицине», это показывает не совсем ответственное отношение к деньгам налогоплательщиков. В конце концов, можно предложить самому руководству минздрава отказаться от зарплаты. Быть может, тогда оно поймет, что такое бесплатная медицина.
По прогнозу Валентины Кулмухаметовой, кампания по отмене платных услуг может не ограничиться вышеуказанным запретом. Вероятно, далее будут отменены платные услуги в стационарах. Каждый раз, с отменой каких­либо льгот система Минздрава начинает терять свои кадры.
Подобные меры могут привести к тому, что болеть будет невыгодно и даже опасно для здоровья, потому что подлинно профессиональные кадры постепенно начнут переходить в частный сектор, где цены зачастую не всегда приемлемы для подавляющего числа населения.
Но доктора не всегда уходят в рынок для работы по своему профилю. Они могут стать коммерсантами, челноками, продавцами, разносчиками газет и т.д. и т.п.
И это становится еще одной причиной следовать известной поговорке про утопающих…

Электронный адрес автора: peternnp@yahoo.com