Большой секрет маленького чиновника - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Большой секрет маленького чиновника

Большой секрет маленького чиновника

Чиновники все еще путают государственные секреты с информацией, которая должна быть доступна народу, заявили недавно на круглом столе в Павлодаре.

  • 25 Мая 2009
  • 1405
Фото - Caravan.kz

В обществе не стихают возмущения из-за «драконовского» закона о регулировании интернета, и как бы «в пику» ему, в регионах обсуждают качество информации, размещаемой на веб-сайтах госорганов. Интернет-ресурсы должны сделать работу чиновников более прозрачной, настаивают инициаторы законопроекта «О доступе к информации».
Бюрократов поубавится
Эксперты утверждают, что гражданам не предоставляются в полной мере данные об актуальных вопросах — от состояния окружающей среды и промышленной безопасности до мест в детских садах и рабочих вакансиях. Законопроект должен помочь госслужащим в ее классификации и станет своеобразным «компасом». Пока же некоторые государственные служащие в ответ на запросы граждан по старой привычке предпочитают действовать по принципу «Не пущать!» После того как законопроект станет государственным актом, бюрократов будет меньше, говорят его разработчики.
Один из них Михаил Тюнин, директор корпоративного фонда «Информационная инициатива» утверждает, что существует два основных «корня зла». Так, чиновник не мотивирован или к нему не предъявляются очень жесткие требования, в том числе и дисциплинарного характера. Другая проблема в том, что потребители информации не рассматривают ее как должную услугу, соответственно, не требуют и качества.
— Михаил, одна из тем круглого стола звучала так: «Готовность граждан к получению информации на сайтах госорганов». И что? Готовы ли мы потреблять и требовать ее?
— Правосознание граждан потихоньку растет. Пятьдесят лет назад, чтобы требовать информацию от госоргана, в том виде, что сейчас, не представлялось возможным. В настоящее время мы можем прийти к чиновнику, сослаться на законодательство и просить ответа на запрос, не считая это подвигом. Хотелось бы, чтобы это было нормой не только для журналистов и общественных организаций, но и для простого гражданина.
Критерий — уровень сайта
В рубрике «Инфоцентр» на www.pavlodar.gov.kz администрация Павлодарской области поместила список веб-сайтов 68 местных исполнительных органов. Беглый обзор показал, что большая часть из них сделаны под единую кальку. Указываются данные только о госзакупках и никакой информации о непосредственной деятельности. Получается, эти ведомства существуют только для проведения тендеров, которые, к слову, тоже давно обросли нехорошей славой?
Надо отдать должное заместителю начальника областного управления внутренней политики Даулету Закарьянову, который признал, что в развитии местного интернета, а именно в доступе к информации есть проблемы.
— Информационные технологии в ближайшее время и в будущем станут доминирующими не только в плане информирования и взаимообмена информацией, но и в соучастии граждан, общественных объединений, институтов гражданского общества в процессе управления государством, — сообщил Даулет Коканович. — Думаю, что интернет раскрывает широкие возможности для создания прозрачности деятельности государственных органов и общественных институтов. Это одно из базовых условия для создания гражданского общества.
Интересное заявление на «круглом столе» сделал заместитель начальника департамента по делам госслужбы Габдулгани Ибрагимов. Он заверил, что отныне в число критериев оценки работы тех или иных ведомств включит качество их веб-сайтов. Вот так!
В погоне за срочностью
Главная проблема развития казахстанского «онлайна» в том, что сотрудники госорганов воспринимают интернет-сайты больше как обузу, нежели необходимость, считают местные специалисты в этой области. Администратор сайта Павлодар-online Максим Осипов при этом оговаривается, что все-таки бывают счастливые исключения.
— В Казахстане сложилось четкое разделение между сайтами государственных структур и коммерческих организаций,- рассказывает наш собеседник, — естественно, что последние хотят, чтобы все было со вкусом. К сожалению, госструктуры смотрят по-другому. Как правило, когда к нам обращается какое-то госучреждение, главное требование — срочность. Проблема состоит в том, чтобы сделать хороший дизайн, нужно время. Что касается содержания, то госорганы боятся почему-то выкладывать информацию. Может думают, что кто-то сверху неправильно поймет? Хотя любое госучреждение должно быть прозрачным.
Сайты-ксерокопии
Толпы налогоплательщиков у здания налогового комитета — большой булыжник в огород госорганов: «зависла» новая программа, по которой можно отправлять отчеты через интернет. Это наглядный образчик того, что все еще неладно в развитии web-сегмента, считает редактор павлодарской газеты «Наша жизнь» Елена Васильченко:
— Взять хотя бы сайты судебных органов, которые говорили, что на этих ресурсах можно лицезреть все последние судебные решения. В целом сайты нашей номенклатуры напоминают ксерокопии. Они не отличаются ни техническими возможностями, ни изобразительными, ни информативными.
Он один такой
Законопроект о доступе к информации уникален тем, что впервые в роли разработчиков нормативного акта выступили общественники, а не чиновники.
Сейчас берутся на «вооружение» лучшие западные образцы и выслушиваются мнения. Окончательную версию законопроекта его создатели обещают представить к концу 2009-го года. Пока же они отправились обсуждать его в другие регионы Казахстана.