Согласно официальным сообщениям, на саммите и сопутствующих ему мероприятиях (общественно-политические форумы, международные конференции) участвовало порядка 5 тысяч гостей из 26 стран-членов НАТО, а также многочисленные политологи, эксперты и журналисты, освещающие данное мероприятие.
Вместе с тем рижский саммит по многим параметрам напоминает слет «хромых уток». Это в больше степени объясняется тем, что в Ригу прилетели влиятельные и именитые политические деятели, которые, тем не менее, де-факто являются уже игроками, которые заканчивают свою «профессиональную карьеру» или же уходят на скамейку запасных.
Темы, которые обсуждали лидеры стран, входящих в состав НАТО можно условно разделить на семь направлений:
Первое направление — Афганистан.
В настоящее время США настаивают на увеличении численности солдат альянса. При этом многие из участников саммита осознают, что ситуация в Афганистане вызывает тревогу по следующим параметрам:
— контингент НАТО увяз в затяжных боях;
— контингент НАТО контролирует лишь часть Афганистана, и то по большей степени города, где дислоцируются части;
— разногласия в самом стане стран-НАТО по вопросам размещения воинских контингентов на территории Афганистана;
— ситуацию в Афганистане реально контролируют полевые командиры и советы старейшин;
— талибы получают поддержку в виде подготовленных бойцов, вооружения и боеприпасов;
— активизация действий Талибана, в результате которых войска коалиции несут потери;
— увеличение посевов наркотиков, и как следствие этого закрепление за Афганистаном позиции мирового лидера по продажам наркотиков.
Второе направление — ядерная программа Ирана и Северной Кореи.
Программы данных стран держат в постоянном напряжении США и через них страны НАТО. В данном случае ситуация осложняется следующими факторами:
— успешность в реализации Ираном и Северной Кореи своих ядерных программ;
— независимая позиция данных стран от мнения стран НАТО;
— игнорирование двумя странами различного рода шагов, предпринимаемых странами, обеспокоенными ростом могущества Ирана и Северной Кореи;
— фактически невозможность принятия странами НАТО силовых мер по отношению к данным странам;
— поддержка населения Ирана и Северной Кореи курса находящегося у власти правительства.
Третье направление — ситуация в Ираке.
Вашингтон, как инициатор военной кампании в Ираке уже сейчас начал осознавать, что военная акция в данной стране фактически потерпела неудачу. Это стало очевидным по следующим видам параметров:
— международные силы не контролируют ситуацию в стране;
— активизация партизанского движения сводит на «нет» все инициативы США и стран НАТО;
— уровень жизни населения по-прежнему остается низким;
— на регулярной основе в стране проходят акции гражданского неповиновения;
— страна фактически разделилась на зоны, контролируемые шиитскими, суннитскими лидерами;
— представители курдской национальности регулярно поднимают вопрос об отделении от Ирака и формировании нового государства — Независимого Курдистана.
Четвертое направление — развитие событий на Ближнем Востоке.
Ситуация в данном направлении развивается таким образом, что США, которые могли еще недавно утверждать, что на Ближнем Востоке «все идет по плану», уже сегодня теряют свое влияние на страны региона, а известный конфликт между Израилем и Ливаном в котором Вашингтон занял сторону Иерусалима в очередной раз способствовал уменьшению популярности США на Ближнем Востоке.
Пятое направление — Косово.
В данном случае европейские страны при видимом успехе в процессе разрешения косовского конфликта все же признают, что не все так благополучно и в данном вопросе. Сложившаяся ситуация предъявляет много вопросов не только к США, которые географически находятся на довольно большом расстоянии от источника конфликта, но и к европейским странам, которые находятся по соседству с Косово и в большей степени заинтересованы в благополучном разрешении тлеющего конфликта.
Шестое направление — российско-грузинский конфликт и позиция НАТО по этому вопросу.
Здесь стоит отметить принятый «Акт 2006 года о консолидации свободы в НАТО», который предусматривает выделение в 2007 финансовом году средств из федерального бюджета США на «содействие в области безопасности» для подготовки стран к вступлению в НАТО, согласно которому Грузия получит 10 миллионов долларов.
Вместе с тем странами-членами НАТО в Риге было принято коммюнике, в котором страны альянса выражают поддержку территориальной целостности Грузии, Азербайджана и Молдавии.
В данном случае заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дэниел Фрид так прокомментировал принятый документ: «…поддержка территориальной целостности не означает, что вы можете перевооружиться и начать какую-либо войну. Это означает, что мы будем рассматривать только мирные решения для «замороженных конфликтов».
При этом, замгоссекретаря США подчеркнул, что поддержка со стороны президента США стремления Грузии вступить в НАТО, подразумевает то, что двери альянса должны быть открыты для всех желающих и что для этого страны-кандидаты должны подготовиться.
Седьмая тема — будущее альянса.
Известно, что План расширения НАТО таков:
— в 2008-м году в НАТО планируется принять Македонию, Албанию и Хорватию;
— в 2010 году, возможно, Молдову и Грузию.
Вместе с тем принимая во внимание неоднозначную позицию России, а также существующие проблемы внутри самой Грузии вероятность вступления данного государства в североатлантический блок в среднесрочной перспективе является маловероятным.
* * *
Следуя определению того, что саммит — это не только встреча различных участников Большой политики, но и экспертов по многим вопросам, а также очередная предоставляемая возможность обсуждения мировых проблем, можно сделать вывод, что состоявшаяся встреча многим участникам принесла не только уверенность, но и разочарование.
А, принимая во внимание тот факт, что прошедший саммит стал последним для лидеров многих ведущих стран альянса — США, Великобритании, Франции, то в данном случае не стоит относиться ко всем принятым рижским решениям с той долей безапелляционности, с которой обычно воспринимаются решения, принимаемые на мероприятиях подобного рода.