Для одной моей знакомой она чуть не стала последней. Все было, как всегда: заранее договорилась с таксистом села и поехала в другой поселок к родственнице, за 30 километров от любого мегаполиса — обычное явление. Потому что автобусы там редкость.
С одной стороны можно сказать, что так намного лучше: быстрее и удобнее, тем более, когда на руках маленький ребенок…
Торопившийся водитель, желающий как можно больше сделать «рейсов» за день, мчался со скоростью 120 километров в час. В принципе, скорость небольшая для трассы, хотя и превышает допустимые нормы, в этом случае важно, чтобы машина была исправна, да и дорога хорошая.
Но тогда моей знакомой не повезло — таксист, не справившись с управлением, перевернулся. В итоге беременная женщина, державшая на руках ребенка пострадала. Конечно, никто не стал вызывать скорую помощь, так как расстояние до районной больницы значительное, да и сотовые телефоны там не «ловят». В итоге молодая мама на попутках добралась до дома. С одной лишь мыслью, что отделалась царапинами, да синяками, а ребенок вовсе не пострадал. Правда, спустя уже год с того дня у ребенка так и не прошел шок от экстрим-поездки. Он кричит в машине, как только та развивает скорость чуть выше 50 километров в час.
С одной стороны, кого этим удивишь — ребенок получил шок, от которого до сих пор не отошел, — в Казахстане более 250 детей ежегодно получают травмы на дорогах. Вроде бы и государство не бездействует, проводя акции по профилактике детского травматизма на дорогах, создавая программы по их снижению.
Однако в документе о детях лишь сказано — создать программы по ПДД, и нет ничего касательно правил перевозок совсем маленьких деток. Ведь существуют и другие нормативно-правовые документы, в которых могло быть написано хотя бы так — обязательный перевоз детей в специальном автокресле. Но нет. И, похоже, пока и не предвидятся такие нововведения в ближайшее время. Мне бы хотелось ошибаться на этот счет, но даже в обсуждаемых новых правилах дорожного движения такую обязательную вещь как автокресло для ребенка найти не удалось.
С другой стороны, если родитель заботится о своем чаде, он и сам понимает, что оно может защитить малыша не только от серьезных повреждений при аварии, но и даже от получения травм при экстренном торможении. Ведь данное устройство обеспечивает плотную фиксацию. И купить детское кресло для машины можно без каких-либо обязывающих мер со стороны дорожных властей.
Хотя здесь уже возникает вопрос относительно качества и правил эксплуатации. С одной стороны государственных стандартов нет, так как в республике такие кресла не производят, но и институт стандартизации и сертификации, который проводит контроль над ввозимой продукцией, не проводит сертификацию данных жизненно важных сегментов авто-безопасности.
Поэтому единственным вариантом достоверного источника стандартов соответствия можно рекомендовать Правила ЕЭК ООН № 44. Это признанные мировые условия, которые должны соблюдаться производителями автокресел. После очередных анализов краш-теста, которые выявляют слабые места устройства, правила ужесточаются. Поэтому на корпусе должна быть пометка ECE R 44/03, которая говорит о соответствии качества товара. Если на бирке указан значок ECE R44/04, — это значит, что детское кресло соответствует более строгой редакции правил.
Вообще, если учитывать, что, как правило какие-либо законодательные новшества у нас перенимаются из стран содружеств, то хочется в качестве примера привести российский ГОСТ, стандарт, который в первую очередь разделяет детские автомобильные кресла на пять весовых видов:
— группа 0 для детей массой менее 10 кг и группа 0+ — для детей массой менее 13 кг. Автокресла предназначены для грудничковых путешественников. Обязательно должны быть внутренние ремни безопасности, которые регулируются по мере роста ребенка. Средняя стоимость 28 000 тенге.
Группа 1 — для детей массой 9-18 кг. В этом случае кресло так же имеет регулирующиеся по росту ребенка ремни безопасности и функцию смены положения спинки кресла. Средняя стоимость 32 000 тенге.
Группа 2 — для детей массой 15-25 кг. Эти кресла предусматривают переход от использования внутренних ремней к внешним, то есть автомобильным. Так же существует возможность снять спинку с кресла и оставить только сиденье. Цена может колебаться в пределах 33 000 тенге.
И последняя группа 3 — для более старших детей с массой тела от 22 до 36 кг. В этом случае используется сиденье-подкладка, и ребенок закреплен обычным ремнем безопасности который есть в каждой машине. Средняя стоимость — 6 400 тенге.
Также существуют универсальные кресла, которые можно приспособить для детей разного возраста. Поэтому эти кресла более практичны и экономичны. Если говорить о стоимости детской автобезопасности, то цена зависит от изготовителя и функциональности самого изделия, поэтому модель европейских производителей универсального автокресла стоит выше 30 000 тенге.
Помимо весовых категорий в том же российском ГОСТе уделено большое внимание каждой детали детского автокресла. Складывается такое приятное ощущение, что если данный продукт будет отвечать всем критериям, то вероятность остаться в живых при аварии у дитя 100%. Хотя немалую роль также играет, в каком месте супер-качественное кресло установлено в машине.
По данным американского издания Pediatrics, если кресло установлено позади водителя, то вероятность получить травму равна 31%, чуть больше — 41% в случае, если оно установлено с правой стороны заднего сиденья и 28% — когда детское сидение прикреплено посередине заднего сиденья.
Понятно, что вопрос выбора, и установки каждый решает сам, хотя в проблеме детской автобезопасности остается еще много нерешенных проблем.
Например, как быть, если в семье трое детей разного возраста, как всех их усадить в специальных креслах, так чтобы и родители поместились? Или как женщине защитить ребенка в такси, ведь, как правило, в них не предусмотрен перевоз маленьких детей.
Непонятно, сколько понадобится времени, чтобы решить эти и многие другие вопросы, ну, а пока, отправляясь в путь, остается надеяться на удачу, внимательность и мастерство водителей.
Фото с сайта www.kidmaster.ru