Стройка ширится, строители сокращаются - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Стройка ширится, строители сокращаются

Стройка ширится, строители сокращаются

Как известно Алматы в последние два­три года переживает строительный бум, все больше превращаясь в стройплощадку.

  • 21 Июня 2004
  • 991
Фото - Caravan.kz

Сам собой напрашивается вывод, что в строительный бизнес сегодня вкладывать средства вроде бы очень даже выгодно. Цены на жилье стали одним из частых поводов для разговора, и, как правило, с высоких трибун.
Однако алматинские строители говорят, что число игроков на рынке стало сокращаться.Всего зарегистрировано 4420 строительных предприятий. Свыше 90% из них являются субъектами малого и среднего бизнеса. На алматинских стройках официально зарегистрировано 25 тысяч человек. По данным департамента малого бизнеса алматинского акимата, по сравнению с 2001 годом, несмотря на бурные темпы развития отрасли, число строительных компаний сократилось на 20%.
Однако коллегам­строителям из малых и средних компаний, по их словам, сегодня трудно выживать на одном рынке. Несмотря на то, что строительство находится в фаворе, на его пути стоит целый ряд всевозможных препятствий. И препятствия эти носят основополагающий характер.
К примеру, малым и средним строительным компаниям, подрядчикам трудно уживаться с большими и крупными фирмами. В то же самое время, их (малых и средних) на рынке около 90%.
«Большие братья» чураются «малышей», по признанию вторых, из-за того, что многие из них не хотят полностью легализовать зарплату своим сотрудникам. Либо ведут двойную бухгалтерию. Следовательно, при ведении общего бизнеса от них очень трудно добиться какой-либо прозрачности. А в бизнесе, как известно, доверие лежит в каркасе отношений.
Следовательно, если крупные компании и работают с малыми, то диктуя свои условия, которые не всегда нравятся. Строители из малых и средних предприятий обвиняют крупный бизнес в том, что он незаконно эксплуатирует иностранную рабочую силу из ближнего зарубежья.
«Младшие братья» заявляют, что если они легализуют свою хозяйственную деятельность, то разорятся из-за высоких налогов. В общем, проблема не из сегодняшнего дня.
Строители заявляют о том, что в качестве препятствий они видят излишнее усложнение различных бюрократических процедур, связанных как с лицензированием, получением всяких разрешительных документов, так и с проверками.
Строительная деятельность подлежит, в том числе, и действию Закона «О лицензировании» от 1995 года. В соответствии с ним, процедуре лицензирования подлежат 60 видов деятельности. На поверку же оказалось, что это число, благодаря подзаконным нормативам, увеличилось до 1076. В строительной отрасли на самом деле лицензируется 261 вид деятельности.
По словам отраслевиков, проблема заключается еще и в том, что лицензирование — дело платное. Следовательно, на бумаги уходит немалая сумма. Кроме всего прочего, жизнь лицензии очень коротка — около одного года. Вернее не столько лицензии, сколько ее условий. А в соответствии с условиями, строительным компаниям необходимо проходить технический аудит. Эта процедура сама по себе очень трудоемкая и дорогая. Вызывают также нарекания СНиПы, которые были приняты в бытность СССР, и не отвечают вызовам сегодняшнего быстроменяющегося времени, но которые до сих пор применяются чиновниками при оценке строительства.
В последнее время часто стали говорить о том, что стоимость жилья поднялась благодаря и взяткам. В конечном счете, все взятки будут оплачивать те, кто приобретает жилье.
Дороговизна жилья также обязана несбалансированной таможенной политике, при которой завозимое сырье стоит дороже, чем готовая продукция. Ежегодное потребление лакокрасочных изделий в Казахстане составляет 35 тысяч тонн. При этом в республике производится около 3,5 тысячи тонн.
Иностранные компании­недропользователи пользуются преференциями (освобождение от оплаты НДС) при ввозе какого-либо строительного материала для собственных нужд. Такого же права почему-то лишены отечественные предприятия.
Оживление строительства также приводит к дефициту строительных материалов, а стало быть, к повышению цены на металл, цемент и т.д.
Алматинский акимат пошел навстречу строительным компаниям и начал бурно проводить акцию по изъятию однажды выданных участков, которые так и не начали осваиваться. Кроме того, проводится кампания по сносу ветхих и каркасно­камышитовых строений. Тем самым преследуется цель улучшить инвестиционное поле.
Коль скоро обозначенные проблемы носят институциональный характер, отраслевики решили создать еще одну ассоциацию или, иными словами, административный ресурс для решения обозначенных задач.
Технологически производственные замкнутые цепочки можно будет создать за счет объединения строительного пула или, иными словами, холдинга. Создание ассоциации поддерживают департамент малого бизнеса алматинского акимата и городской бизнес­инкубатор.
Всего в Казахстане действует три строительных ассоциации. Одна из них принадлежит крупному бизнесу, вторая считается, по их мнению, бездействующей.
Поэтому было принято решение о создании новой ассоциации. По задумке организаторов, ассоциация должна будет перерасти в крупный холдинг или отраслевой кластер. С его помощью станет возможным отстаивать свои интересы (в том числе и ценовые), к примеру, на тех же тендерах. Кроме того, станет возможным работать с контрольно-надзорными органами по части нормотворческой деятельности — снижения бюрократических препон и т.д.
Общественники отмечают, что работать сегодня, что называется «с разводками» очень трудно в силу того, что в кабинетах чиновники сменяют друга быстрее, чем этого хотелось бы. В результате, не успеешь договориться с одним, как его увольняют, переводят или случается что-нибудь еще. Поэтому приходится «договариваться» уже с новым начальником, а это уже новые «разводки». В данной ситуации единственным выходом для себя они видят совершенствование нормативно-правовой базы.
Здесь нужно работать, по мнению отраслевиков, по четырем основным, как они говорят, коррупционным направлениям в законодательстве. Во-первых, это мера ответственности самих субъектов деятельности. Во-вторых, подвергнуть ревизии полномочия контрольно-надзорных органов. Они сегодня раздуты максимально, однако эффективности работы не прибавляется. В-третьих, пересмотр санкций за различные виды нарушений. Несмотря на то, что штрафные санкции излишне жесткие, погоды они не делают. В-четвертых, это пересмотр порядка услуг, которые оказывают госорганы на платной основе.
Проблема заключается в том, что расценки высоки, а сами услуги «навязываются». Здесь важно предусмотреть порядок оптимального прохождения этих процедур. Плата за эти услуги закладывается в конечную стоимость. Если бюрократию не заставить ослабить жесткость правил, то уровня в 350 долларов за 1 кв. м, вероятно, трудно будет достичь.
Еще один путь к снижению цены на жилье связан с сокращением накладных (административных) расходов. И, в-пятых, за счет создания технологических производственно замкнутых цепочек.
Нужно отметить, что когда отраслевики созывают различные публичные мероприятия или пресс-конференции, они постоянно критикуют контроль над исполнением закона и бюрократичность самого закона и подзаконных актов.
Если со вторым все понятно, то непонятно с первым. Получается, что соблюдение законности сегодня никто не контролирует и не ограничивает незаконные действия чиновников. Почему-то никто не вспоминает и не отмечает работу, к примеру, тех же прокуратуры, минюста или финполиции, словно их и нет вовсе. А, как известно, без чуткого прокурорского реагирования на юридической системе можно ставить крест и помолиться за упокой.
По поводу снижения стоимости жилья до 350 долларов за 1 кв.м, строители говорят, что этого можно достичь при нескольких условиях. К примеру, при предоставлении банками беспроцентных кредитов, проценты по которым будет погашать государство. По данным алматинского акимата, на строительство муниципального жилья из госбюджета выделяется 2 млрд. тенге.
Развитие новых производств в Казахстане — тема до сих пор очень актуальная. Строители говорят, что дело можно сдвинуть дальше при помощи налоговых послаблений, к примеру, отмены пресловутого НДС, который, во-первых, неправильно применяется, во-вторых, является налогом с оборота. В-третьих, его уплачивает конечный потребитель. А, в-четвертых, бюджет сегодня испытывает профицит, поэтому можно было бы устроить каникулы или время перекура от НДС.

Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru