Банки, евро, два вопроса - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Банки, евро, два вопроса

Банки, евро, два вопроса

Хорошо, что новогодний праздник уже прошел, а то поздравлять с "Наступающим Новым годом", было как-то не с руки. Потому что всегда возникает вопрос: на ЧТО или КОГО он наступает? А сейчас уже можно просто поздравить всех с этим самым семейным, домашним и человечным праздником. Что я с удовольствием и делаю.

  • 3 Января 2002
  • 1085
Фото - Caravan.kz

С Новым 2002-м годом!
Отличительной чертой постсоветского пространства было и остается замирание каких бы то ни было проявлений общественной деятельности в период посленовогодья. В России этот период растягивается почти на две недели — до празднования православного Рождества; в других странах — минимум дней на пять. В то же время Европа и Америка, не считающие Новый год каким-то сверхвыдающимся праздником, оживляют свою общественную жизнь уже буквально со 2 января. Иногда бывает и с 1-го…
Евро-ить нас всех!
А в этом, уже наступившем, году европейцы, например, были вынуждены заняться общеэкономическими проблемами с первых секунд нового года. Именно тогда многие банки и все банкоматы двенадцати стран Европы занялись обслуживанием горячих граждан, которые мечтали подержать в своих руках новую объединенную европейскую валюту — евро. На следующий день посещение банковских офисов и автоматов стало для еврограждан уже жизненной необходимостью. В магазинах и местах отдыха отказывались принимать другую валюту, кроме евро.
И здесь европейцы оказались такими же, как мы (а мы еще на своих сограждан обижаемся). То есть, несмотря на то, что во многих странах разрешено параллельное хождение двух валют: старой, национальной и новой, общеевропейской, продавцы с первого же дня стали решительно отказываться принимать «старые» деньги. Ну, а округление цен при переводе их из нацвалютного содержания в евро-истое, естественно, закончилось в пользу любителей повышать стоимость продаваемых товаров и предлагаемых услуг. Пострадали от этого только потребители. В общем, все, как в Казахстане…
А еще пострадали владельцы и работники европейских обменных пунктов. Это у нас «обменникам» — без году 10 лет. В Европе же институт обмена валюты имеет вековые корни, и зачастую это семейный бизнес. И вот теперь все рушится. Обменивать фактически нечего. Акулы обменного бизнеса в растерянности: неужели им теперь до конца жизни работать только на англичан с их консервативными фунтами стерлингов, да на американских и постсоветских туристов, которые будут упорно приезжать с долларами?
Кстати, о долларах. Валюта эта настолько обширно распространилась по миру, что мало кто ее называет официально, по «имени». Доллар зовут «баксом», «грином», «зеленым» и т.д. В общем, милых сердцу и карману прозвищ у него много. На счет евро такого сказать пока нельзя. Но дайте время.
Евро, все-таки, стратегически выглядит более устойчивой валютой, чем доллар. Тем более, что совсем скоро любые операции в Европе или с европейцами будут проходить только посредством евро, а ситуация с 18 (!) триллионами (!!) наличных (!!!) долларов (!!!!) США, свободно гуляющих по планете придет к своему логическому концу. Тем более, если учитывать, что только немногим более 4 процентов от этой суммы имеет реальное обеспечение золотым запасом Америки, лежащим в Форт Нокс.
Если же говорить совсем серьезно, то никаких серьезных экономических потрясений от ввода евро, конечно, не случится. Не зря его столько мурыжили в электронном виде, где он потерял четверть от своей первоначальной стоимости. Постонут бухгалтеры (пересчитай-ка все финансовые документы!), погорюют церкви (прихожане, жертвуя новые деньги, будут «округлять» размер пожертвований в свою сторону), наварятся фальшивомонетчики (специалисты вывели точный срок эффективного жульничества на ниве фальшивок новой валюты: 1-1,5 года), — и все встанет на свои места.
Пройдет год. Евро еще немного упадет в цене, но не принципиально, обыватели привыкнут к новым купюрам и монетам, привыкнем к ним даже мы — евразийцы, а Европа уже начнет думать, каким способом ей еще объединиться?..
«Нацбаг РК» сообщает…
А что же мы? И, в частности, наша банковская система? Как она вошла в новый год, и куда собирается идти? Пока можно лишь сказать, что многочисленные уверения руководства Национального банка РК напоминают песню из детского кинофильма: мол, «в Багдаде все спокойно».
Согласно другим сообщениям в казахстанском «банковском багдаде» все и вправду спокойно, но не совсем. Во-первых, наблюдателей смущает временное прекращение приема местных банков в Фонд гарантирования вкладов. Мораторий этот достаточно кратковременный — до февраля 2002 года, но даже он наводит на грустные мысли о возможных проблемах внутри главного в стране финансового гаранта сохранности денег наших граждан.
Во-вторых, к началу года произошла удивительная вещь: с одной стороны, Нацбанку РК больше не нужно, чтобы объем депозитов в банках второго уровня рос и дальше, с другой — государство волнует то, что до сих пор у населения на руках мертвым грузом лежат миллионы и миллионы единиц различной валюты. То есть, с одной стороны госбанкирам уже страшно, что частные банки, как наркоманы лезут за новой дозой халявных вливаний, которые потом по сути можно только пропить, т.к. вкладывать их уже некуда. С другой стороны, правительству и Нацбанку обидно, что невероятный объем неучтенного, а проще говоря, «черного нала» лежит или путешествует по стране, подрывая финансовый суверенитет страны.
В-третьих, главный банк страны, в отличие, например, от российских коллег не вводил правил ввоза евро в нашу страну. Поэтому, пока сложно даже представить и проконтролировать, сколько же в республику будет привезено евро, к примеру, в январе? И хватит ли его на всех желающих. Пока известно, что один банк завез немногим больше 1 миллиона наличных евро, а другой — всего 30 тысяч.
Отсюда можно сделать вывод: по-видимому, мысль о том, что Казахстан — финансовая провинция с прекрасным банковским госменеджментом, засела в головах у топ-служащих этого сектора экономики нашей страны слишком глубоко. Так глубоко, что иногда мешает этим гос-топ-менеджерам просчитывать элементарные ходы.
В-четвертых, Нацбанк РК пришел к 2002 году с устойчивой тенденцией уменьшения собственных чистых международных резервов. А заодно снижалась и доля наличных денег в казахстанской денежной массе. То есть банкнот и монет по сравнению с объемами всех денежных операций в стране стало меньше. Хорошо, конечно, что в Алматы, Астане и, наверное, Атырау можно расплатиться кредитной карточкой, а в других местах что ж, опять зарплату начнут туалетной бумагой и батареями выдавать?
И последнее. Анекдот. «По решению правительства и народа, в связи с безоблачным состоянием финансовой системы республики, переименовать Национальный банк РК в Национальный багдад РК; сокращенно — Нацбаг РК».
Немой и не твой вопрос
Что характерно для начала января в Казахстане? Немой вопрос: объединение или конфронтация?
Вопросы объединения в нашей стране сейчас крайне непопулярны. В политическом бомонде республики, при просьбе объединиться, могут, в крайнем случае, только спросить: «Против кого?». Причем, первую скрипку в размежевании политических сил, а за ним и общества, сегодня играют люди, которые мне всегда казались наиболее здравомыслящими и либеральными в государстве. Но то ли их совсем сбили с толка московские pr-политологи (кстати, про таких, считаю, так и надо писать: «pr», а не «PR»). То ли они каких-то местных поклонников нетрадиционной стимуляции мозга наслушались. В общем, они внезапно стали сторонниками диктатуры… демократии. Обгаженные, по этому случаю, политические противники, также стали в боевую стойку, и к лету можно ждать создания как минимум двух серьезных политических партий.
В любом случае, срок формирования новых политкоманд не должен превышать разумных сроков, т.е. 6-9 месяцев. Тогда, казавшиеся друг другу непримиримыми противниками политические группы успеют сесть за стол переговоров, и мирно перераспределить сферы влияния, госпосты и депутатские кресла. Если этого в 2002 году не произойдет, то на следующий год нас будет ждать глупая ситуация: несколько десятков человек устроят информационную революцию и будут истошно орать в газетах, по телевидению и в домах культуры о том, что они — политики святые, а все остальные — это отъявленные мерзавцы и негодяи.
А купленные на последние деньги клакеры будут истерически «мутить воду» в регионах: рвать свои рубашки и чужие пасти, в деланном раже «борьбы за правду и демократию».
Нам это надо? Надо это пока еще почти нищему сегодня крестьянину? Надо это работнику малого частного предприятия? Надо это сотруднику крупно зарубежной фирмы? В конце концов, надо это самим политикам? На моей памяти, попытки ловить удачу в собственноручно замутненной воде всегда оканчивались поражениями для их организаторов: или пальцы погрызут или руку откусят, а то и голову… Потому что, при политической войне напрочь встает экономика. При вставшей экономике поднимаются гневные народные массы. Этим массам глубоко наплевать на то, кто из политиков более коррумпирован и бисексуален. Им нужно от души выместить агрессию голодных и униженных людей. Тут-то, под праведный народный гнев и подворачиваются политактивисты-разоблачители. И, все из-за того что, слишком близко подошли к народу и слишком далеко отошли от власти. Посмотрите на нынешнюю Аргентину. У них только за новогодье уже три президента сменилось!
Харизма есть? Харизмы нету, — спасибо партии за это!
А теперь, всего лишь один экскурс в этимологические изыскания. Тем более что они очень своевременны для январской поры 2002 года. Не секрет, что при нынешних рассуждениях о раскладе на местной политической доске, многие признают, что идей хороших много, но кто их будет исполнять — пока не очень хорошо видно. Тут — вялые, там — слишком бодрые. Но нужны-то такие политики, которые могли бы спокойно изо дня в день работать, и нас еще заставлять тоже самое делать. И как тут не вспомнить о старом слове «Харизма». Слово, и по правде, очень старое.
Харизма (греч. charis — благодать) — исключительная одаренность.
В русском тексте Нового Завета передается как дар благодати, получаемый верующими от Христа или Святого Духа. Харизматическая личность как феномен групповой психологии — это человек, который в глазах своих приверженцев обладает исключительными качествами и способностями, вызывающими преклонение, безоговорочную веру в его необыкновенные возможности, готовность следовать ему, подчиняться.
Слово «Харизма» — правильно читается с ударением на первую букву «а»: хАризма.
У Деда Мороза харизма есть.
Так вот, не буду навязывать никому своего мнения, а просто попрошу читателей вспомнить всех политиков Казахстана, и посмотреть на них через призму официально утвержденной «хАризмы» и общечеловеческой харизмы. Ну, как? Все понятно? Я насчет того, что ни тем, ни другим от наших политиков и не веет.
В вышеуказанном же определении просто убивают уже первые слова: «исключительная одаренность». А добивают последние: «готовность…ему подчиняться». Это КОМУ у нас охота подчиняться, КТО у нас исключительно одарен? Старые партийно-хозяйственные волки или проголодавшиеся во власти младотюрки? Президент? Впрочем, последнему, нужно обладать этим и делать это по должности.
А пока наш политбомонд, пугая всех, и сам страшно пугаясь, развлекается подковерной перетасовкой собственных рядов. При этом, правда, забыто главное правило уже построенного государства, а именно: сложившиеся политические элиты могут драться и даже пытаться уничтожать друг друга, но они никогда не должны пытаться замахиваться на само государство. В прошлом году такая попытка была сделана. Этот год 2002-й, и по цифрам с обеих сторон зеркально одинаков: 20 — 02. В прошлый раз такое было в 1991 году. Хороший тогда год был: Советский Союз развалился, хотя никто в это до конца не верил. И все потому, что хАризма была у многих, а вот обыкновенной человеческой харизмы не хватало…
Фраза недели
«С Новым годом!», — авторство приписывается Деду Морозу, Санта Клаусу, Пер Ноэлю и другим представителям старшего поколения профессиональных организаторов новогоднего праздника. В этот раз уже 2002-го…