Следствие на бегу - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Следствие на бегу

Следствие на бегу

Анализ ежегодно поступающих писем в адрес национального института по правам человека - омбудсмена Казахстана, выявил, что свыше 25% всех жалоб и обращений казахстанцев содержат сведения о несогласии заявителя с решением судов по тем или иным решениям.

  • 6 Мая 2009
  • 1290
Фото - Caravan.kz

В минувшем 2008 году омбудсмен получил 218 обращений по проблемам судебной защиты (24% от общего числа жалоб), из которых 114 приходится на уголовно-судебное производство.
«Чаще всего заявители сообщают о принятии судом к рассмотрению доказательств и признаний, добытых следствием неправомерными методами дознания — с применением пыток и унижающих достоинство человека обращений, угроз. Также нам часто сообщают о несоразмерности наказания преступлению — это когда назначают либо слишком мягкое, либо слишком жесткое наказание», — заявил Аскар Шакиров, уполномоченный по правам человека в РК, выступая на прошлой неделе в Алматы на круглом столе по теме «Вопросы оптимизации уголовного судопроизводства и проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе». Он добавил, что нередко «это обусловлено субъективизмом судей» и «наличием законодательных упущений».
Несмотря на это, большинство участников круглого стола, в числе которых были представители Администрации президента РК, Конституционного совета, Министерств юстиции и внутренних дел, Верховного суда, депутаты Парламента республики и др., поддержали идею принятия нового законопроекта «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РК по вопросам производства предварительного следствия и дознания в упрощенном порядке», суть которого — максимально сократить сроки между возбуждением уголовного дела и вынесением приговора по отдельным, чаще всего — небольшой тяжести, преступлениям.
По данным Министерства внутренних дел, в Казахстане ежегодно регистрируется 120-140 тысяч преступлений, из которых 12-13% — небольшой тяжести, 60-65% — средней тяжести. В случае принятия этого законопроекта, под его прямое действие попадет 369 составов преступления, из которых 154 — небольшой тяжести и 215 — средней.
«В структуре преступности они составляют порядка 75%. За последние 5 лет, по нашей предварительной оценке, под действие законопроекта попадает около 80% преступлений средней тяжести и около 20% — небольшой. При этом порядка 40% преступлений средней тяжести объективно не могут быть окончены в форме упрощенного судопроизводства в связи с проведением рядом анализов и экспертиз. Таким образом, мы предполагаем, что по данной форме будут оканчиваться до 30% всех зарегистрированных преступлений, что более чем в два раза превышает такой показатель по 10-дневному дознанию, который существует на сегодняшний день, — отметил в своем выступлении Александр Саванков, вице-министр внутренних дел РК. — Мы также просчитывали и риски, которые при этом могут возникнуть. Главное для правоохранительных органов — не позволить сделать эту форму расследования орудием достижения высокого уровня раскрываемости преступлений».
Но, по словам Ануара Тугела, руководителя Союза адвокатов РК, упрощенный, ускоренный метод ведения следствия все же не гарантирует соблюдение прав человека. «Мы уже проходили упрощенные порядки расследования дела при Сталине. Зачем экспериментировать? Нужно сразу переходить на судебное следствие как в нормальных цивилизованных странах. Когда будет судебное следствие, тогда можно будет говорить о гарантировании прав и свобод граждан, — подчеркивает адвокат, добавляя при этом, что только в том случае, если судья будет проводить следственные эксперименты, опрос в присутствии адвоката и прокурора, то только тогда будет та открытость и прозрачность, о которой так много говорят. — Потому что опрос следователем в своем кабинете отличается от опроса, проводимого в присутствии других людей. И в первом случае может быть место и пыткам и жестоким видам обращения, и принуждениям, что сегодня у нас на практике и происходит. Потому я считаю, что те подходы, которые сегодня обсуждаются по теме упрощенной формы досудебного расследования, не решат проблему. Как нарушаются права человека сегодня на этапе предварительного расследования, так и будет продолжаться».
Между тем авторы законопроекта среди позитивных моментов внедрения такой системы ожидают увидеть эффект от процессуальной экономии за счет сокращения сроков расследования, а также концентрации в одном документе — протоколе досудебного производства, таких процессуальных действий как возбуждение уголовного дела, привлечение в качестве обвиняемого, обвинительного заключения и протокола ознакомления с материалом уголовного дела. «Важно и то, что при введении такой формы досудебного производства мы можем сконцентрироваться на расследовании более тяжких преступлений», — отмечает Александр Саванков, вице-министр внутренних дел РК. При этом сам омбудсмен Аскар Шакиров, подтверждает, что «оптимизация уголовного судопроизводства продиктована временем», и она направлена «на дальнейшее совершенствование законодательной базы и судебной системы, в частности».
Между тем представители гражданского общества отмечают — найти этот и другие законопроекты порой бывает совершенно невозможно. Тексты потенциальных законов не публикуют в средствах массовой информации, не размещают на сайтах государственных органов. «С проектами закона, которые касаются упрощения предварительного расследования дознания, общество в целом не ознакомлено, у него нет доступа к таким документам, — говорит Лейла Рамазанова, юрист Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ). — Лично я с новым текстом проекта не знакома, но я изучала предыдущий. И, насколько мне известно, суть его почти не изменилась. А поскольку у нас нет эффективных средств правовой защиты на стадии предварительного расследования, я считаю, что введение упрощения дознания преждевременным. И на этом этапе, скорее всего, чаще всего могут применяться не пытки, а унижающие человеческое достоинство виды обращения. Потому что любой человек, а особенно тот, кто находится в позиции обвиняемого, может быть подвержен к согласию с тем, что ему предложат взамен на признание вины».
По словам же Кайрата Мами, генерального прокурора страны, поступательное развитие государства, дальнейшая демократизация общества требуют «адекватного совершенствования правовой системы». С этой цели по поручению главы государства разрабатывается Концепция правовой политики РК на 2010-2020 годы. Как отмечает главный прокурор республики, основные ее идеи — укрепление системы защиты прав и свобод человека. «А для этого необходимо создать эффективный механизм предупреждения правонарушений, развивать гуманизацию уголовно-правового законодательства, — комментирует он. — В рамках Концепции предполагается оптимизация уголовного судопроизводства, что будет способствовать быстрому расследованию уголовного дела и дальнейшей реализации принципа неотвратимости наказания».
Тем не менее, по словам большинства экспертов, любое упрощение или оптимизация уголовного процесса связана с риском нарушения прав человека, «поскольку не всегда оперативность может способствовать сбору достоверной и проверенной информации».

Рисунок с сайта http://www.kemrsl.ru