Девочка не пьет, не курит и не поддается на провокации посетителей, заприметивших светловолосую красавицу. Но сидеть за партой у нее нет ни сил, ни времени, ни желания. Отказалась продолжать свое среднее образование и ее сверстница из семьи вполне благополучной. Классная руководительница избрала ее — а вернее, ее полноту — предметом для упражнений в остроумии. Неравная борьба родителей, перевод в другое учебное заведение, нервный срыв… Разные судьбы, разные личности, даже районы города контрастно разные. Результат один — обе девочки в школу не ходят.
Трудно сказать, попали ли они в статистику оперативно-профилактического мероприятия «Подросток», прошедшего в республике с 20 по 24 апреля. По данным комитета административной полиции МВД РК, за эти дни было выявлено 919 детей, бросивших школу. Но рискну предположить, что в реальности число «внешкольников» в масштабах страны намного больше. Социологи, сведущие в методике официальных подсчетов, советуют заведомо умножать фигурирующую в докладах цифру на два, а то и на три.
Прежде, чем пытаться понять причины, по которым у детей не сложились отношения со школой, возьмем за основу тот факт, что человеку необходимо среднее образование. Оставим в стороне многочисленные издержки отечественного, о которых любой родитель может сложить собственную сагу: ужасные учебники, способные и взрослого довести до слез, грубые неграмотные учителя, рэкет старшеклассников т.д. Конечно, глупо было бы винить во всем «плохую» школу, хотя и очень тянет встать на путь обличения — и сама школа немало сделала для подобного восприятия. Диапазон причин намного шире, и в их формировании принимают самое непосредственное участие семья в частности и общество в целом.
Головная боль — не только наша. Сегодня 121 миллион детей в мире не ходят в школу. Из них 65 миллионов — девочки. Эти данные содержатся в обнародованном недавно докладе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Положение детей в мире». В этом году он посвящен теме «Девочки, образование и развитие». В докладе отмечается, что еще в 2000 году лидеры государств договорились к 2015 году достичь всеобщего доступа к начальному образованию. Однако даже приблизительные цифры свидетельствуют о том, что многие страны еще далеки от этой цели, особенно это касается девичьего образования.
Проблема доступа к образованию особенно актуальна для стран Восточной Европы и СНГ. Последние шесть лет начальную школу здесь посещали только 86 процентов детей. Это меньше, чем в странах Восточной Азии и Латинской Америки. Согласно докладу, начальную школу в Украине посещают 72 процентов детей, в России 93 процентов, а в Армении лишь 69 процентов. «Скрытым кризисом» называют исследователи положение с образованием девочек. Если в 2002 году в Российской Федерации среднюю школу посещали 95 процентов девочек, то в 2008-м только 85. «Уровень образования девочек снизился также в Грузии, Казахстане и Кыргызстане», — говорится в документе. Его авторы связывают эти показатели со стереотипными представлениями о роли женщины в обществе. А основными причинами уклонения от учебы детей называют: материальные трудности родителей, их асоциальный образ жизни, безработица, проблемы переходного возраста старшеклассников, ослабленное здоровье школьников, плохое самочувствие, связанное с экологической обстановкой, снижение ответственности со стороны родителей в воспитании.
В США попробовали решить вопрос своеобразно: в штате Джорджия отныне будут судить родителей школьников-прогульщиков. Судебному разбирательству подвергнутся те папы и мамы, чьи отпрыски 10 или более дней отсутствовали на занятиях без уважительной причины. Им грозит штраф в несколько тысяч долларов или месяц тюрьмы. Новые правила уже начали действовать — 300 родителей получили условное наказание за непосещение детьми уроков. Цель таких суровых мер — не только приучить подрастающее поколение к разумному, доброму и вечному, но и сократить со временем высокий уровень преступности.
60 процентов тех, кто в прошлом году попал в тюрьмы штата, так и не получили аттестата зрелости.
А по результатам прошедшего в Казахстане рейда, как сообщает МВД, «выявлено 14 взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность. Выявлено 367 торговых точек, осуществляющих продажу алкогольных напитков вблизи детских учреждений и на прилегающих к ним территориях (на расстоянии 100 метров), в том числе в 87 предприятиях торговли зафиксированы факты продажи спиртного, сигарет несовершеннолетним. По этим фактам в местные исполнительные органы направлены представления. За невыполнение родителями и лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей привлечено к ответственности 1105 человек, за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения — 47 взрослых. Основная цель мероприятия — профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, выявление подростков, склонных к совершению противоправных действий, неблагополучных семей, а также взрослых лиц, вовлекающих подростков в противоправные действия». Такие обтекаемые формулировки — а в наших ведомствах давно создан специальный птичий язык для составления отчетов и речей — всегда ставят в тупик. Выявлено — то есть, вроде бы хорошо. Но что будет дальше с этими самыми «выявленными лицами»? Дадут им срок или вежливо пожурят? Почему бы не сказать об этом прямо и понятно? Почему разок-другой не устроить показательный процесс с судом присяжных над человеком, заставившим ребенка украсть или заняться проституцией? Да так, чтобы страна забыла о тупых мыльных сериалах, и, как говорится, «прильнула к экранам телевизоров»? Почему общество у нас абсолютно равнодушно к тому, что происходит с трудными подростками?
«Школу бросил, шляется с кем попало, курит»… Знакомое начало, не так ли? И еще головой так осуждающе покачивают блюстители нравственности на лавочке. Судьба пацана, которому они «моют кости», им заведомо известна: конечно же, тюрьма по нему плачет. А вдруг он не такой уж пропащий? Почему это произошло: учился-учился да вдруг перестал? Я знал одного такого — в один класс ходили до той поры, пока не заявил родителям, что школа ему осточертела в принципе и более учиться он пока не намерен. В шестнадцать уехал к бабушке в Москву, хорошенько побил баклуши, отслужил в армии, каким-то чудом закончил подготовительные курсы физико-математической школы МГУ, а потом и сам университет. Советская оборонка многими прорывными достижениями обязана мозгам этого человека. А ведь тоже шалопаем был, если строго разобраться — школу бросил, шлялся с кем попало. Со мной, в частности…
Рисунок с сайта http://www.telegraf.in.ua