Черный факел, что ты вьешься… - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Черный факел, что ты вьешься…

Черный факел, что ты вьешься…

В районе освоения Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения складывается критическая ситуация, которая может привести к экологической катастрофе. Обострение происходит из-за невыполнения Карачаганакской интегрированной организацией, являющейся основным разработчиком месторождения, элементарных требований природоохранного и санитарного законодательств, а также Основного соглашения по разделу продукции (ОСРП).

  • 27 Декабря 2001
  • 1520
Фото - Caravan.kz

Карачаганакское месторождение кроме миллионных доходов приносит нашему государству и многочисленные головные боли. Месторождение является одним из основных источников загрязнения окружающей среды Западно-Казахстанской области. Особенно его негативному влиянию подвержены территории Бурлинского, Чингирлауского и Теректинского районов, общей площадью 1 миллион гектаров, а в результате трансграничного переноса — и прилегающие районы Актюбинской и Оренбургской областей.
Иностранные разработчики не желают выполнять наших законов. К такому выводу пришла областная прокуратура после многочисленных проверок. До настоящего времени «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» (КПО) продолжает эксплуатацию месторождения в режиме естественного истощения со снятием всех ограничений с добывающих скважин, в том числе, и ограничения по давлению начала конденсации. И это при том, что в течение 1,5 года действует разработанная и принятая технологическая схема, предусматривающая обратную закачку 40 процентов добываемого газа. В результате в зонах интенсивного дренирования образовались глубокие депрессионные воронки, а в нефтяной оторочке происходит разгазирование пластовой нефти. Это может привести к любым невосполнимым последствиям.
На месторождении не построено ни одного природоохранного объекта, который бы существенно снижал его отрицательное воздействие на окружающую среду. Хотя все понимают, что увеличение добычи на месторождении естественно приведет и к увеличению газов выветривания. Вопросы утилизации газа предполагалось разрешить вводом в эксплуатацию в 1998 году установки комплексной переработки газа с тремя компрессорами. Но технические возможности этой станции оказались слабыми, и в настоящее время полная утилизация газа стабилизации на УКПГ-3 невозможна. А потому ежемесячно сжигается на факеле 15-17 процентов газов стабилизации, а это около 3 миллионов кубических метров газа, уходящего в атмосферу. Запах, выбрасываемого в окружающую среду газа, делает невыносимым существование людей, проживающих в непосредственной близости к месторождению. К тому же, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников месторождения составляют 63,5 процента от областного объема. При этом усматривается тенденция к ежегодному увеличению выбросов.
В этой ситуации до сих пор не решена проблема обустройства санитарно-защитной зоны Карачаганакского месторождения. В начале нынешнего года КИО разработала проект обустройства санитарно-защитной зоны месторождения, который подвергся жесткой критике со стороны акимата Западно-Казахстанской области. По проекту в зону не вошли населенные пункты Тунгуш и Березовка, расположенные в непосредственной близости к месторождению. Министерство экологии и биоресурсов РК также не согласилось с позицией КИО в этом отношении. И на сегодняшний день проект обустройства опять находится на доработке. Однако КИО согласилась заложить в свой бюджет на 2002год средства по финансированию СЗЗ. В противном случае аким ЗКО Крымбек Кушербаев, по его словам, вынужден будет блокировать этот проект. Он также потребовал от акима Бурлинского района проследить за тем, чтобы в поселках Тунгуш и Березовка больше никого не прописывали. Связано это с тем, что при решении вопроса обустройства СЗЗ, население этих поселков необходимо будет переселить в более благоприятные местности. Аким считает, что было бы неплохо, если бы КИО взяло на себя строительство образцового поселка со всей современной инфраструктурой для казахстанцев, оказавшихся в СЗЗ.
К тому же, несмотря на серьезные проблемы с водоснабжением Аксая, питьевые воды Жарсуатского месторождения иностранцами используются на производственные нужды. А загрязненные сточные воды сбрасываются в окружающую среду, так как не выполняются требования органов экологии по повышению эффективности работы очистных сооружении. Почвы месторождения и близлежащих населенных пунктов характеризуются повышенной концентрацией сорбированных газов. Биологическая активность почвы резко снижается, здесь почти ничего не растет, а если даже и произрастает, то вызывает опасения у людей. Ведь уже известны случаи, когда у тех же жителей Тунгуша по непонятной причине погибали домашний скот и птица. А КИО затягивает ведение мониторинга животного и растительного мира в зоне влияния месторождения. До сих пор остаются не согласованными с органами СЭС периодичность и точки отбора, перечень загрязняющих веществ по мониторингу атмосферного воздуха, почвы, подземных и поверхностных вод. Станции мониторинга не построены даже в Тунгуше и Березовке, хотя они должны были это сделать в первую очередь. Сами исследования проб воздуха и воды производятся лабораторией Казгидромета, за счет средств КИО. Поэтому говорить об объективности этих данных очень сложно. Прокуратура Западно-Казахстанской области потребовала немедленно решить вопрос о финансировании контролирующих органов для приобретения измерительных приборов, с целью проведения оперативных природоохранных мероприятий.
Управление по чрезвычайным ситуациям с 1998 года бьет тревогу, требуя устранения дефектных скважин, которые могут привести к серьезным авариям. Всего на балансе КИО находятся 238 скважин, из которых бездействуют 69. В 67 скважинах отмечается межколонное давление, что является самым технически опасным явлением. Управление ЧС, по данным руководителя этого органа Александра Маючего, в целях недопущения крупных аварий вынуждено идти на административные наказания, вплоть до остановки отдельных производств. Такое отношение вызывает у иностранных разработчиков отрицательные эмоции и служит поводом для обращения в вышестоящие инстанции. За различные нарушения только в этом году было привлечено к ответственности 79 ответственных лиц, 20 — понижено в должности. Но даже при таком развитии событии КИО не считает себя виноватой. Менеджер по вопросам экологии КИО Джек Хинтон заявляет, что КИО работает только с Министерством энергетики и минеральных ресурсов, все остальные службы для них не указ.
В свою очередь областная прокуратура считает, что контролирующие органы не в должной мере используют свои должностные полномочия и не могут заставить КИО подчиниться казахстанским законам. Зная «слабохарактерность» наших органов, иностранцы делают все, что им заблагорассудится. И это может привести к серьезным осложнениям экологической ситуации. А концу разработки месторождения через 40 лет на Карачаганаке останется голая, полностью истощенная земля.