Гладиатор потерпел фиаско - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Гладиатор потерпел фиаско

Гладиатор потерпел фиаско

Скандал в министерстве государственных доходов. Министр Зейнулла Какимжанов, одержимый самой благой целью - истребить неистребимое племя взяточников и коррупционеров, обнажил главную проблему. На всю страну он заявил о том, что казахстанская таможня - самое коррумпированное ведомство в стране. Он, как глава министерства, которому и подчиняется таможенный комитет, дал понять, что глава таможни больше не может занимать свое кресло.

  • 14 Ноября 2001
  • 2734
Фото - Caravan.kz

Удивительно, но слухи об отставке председателя таможенного комитета МГД РК Мараткали Нукенова появились еще до официального заявления Какимжанова, а после публичной порки получили даже официальное подтверждение — пресс-секретарь таможенного комитета Багдат Умаралиев сказал об отставке как о факте свершившемся. Дескать, все сотрудники комитета уволены, а функции таможенного комитета будут переданы министерству государственных доходов.
Первый ноябрьский уик-энд, видимо, Мараткали Нукенову и его подчиненным пришлось провести не в лучшем настроении и в тяжелых думах. Но в это время в коридорах власти, надо полагать, зрели какие-то особенные решения. Потому что уже в понедельник Мараткали Нукенов набрался мужества и сил созвать дотошную журналистскую братию, которая просто изнывала в предчувствии развязки, на пресс-конференцию.
Главный таможенник страны подвел итоги работы своего ведомства за 10 месяцев. Государственный бюджет получил 80,8 миллиардов тенге в виде таможенных платежей и налогов. Активно велась работа по пресечению контрабанды: возбуждено 717 уголовных дел, изъято более 700 тонн контрабандного спирта, около 300 тонн зерна. Чрезвычайные меры по ужесточению контроля за перемещением физических лиц, товаров и транспортных средств тоже принесли свои результаты — задержано более 1300 нелегальных иммигрантов. Это, так сказать, факт, который никто и оспаривать не будет. Что сделано, то сделано. Но пришлось говорить и о менее приятных вещах.
Нукенов сказал о том, что проблема коррупции в таможенных органах — это проблема государственная. Он признал, что и недостатки в работе таможенных органов есть, и коррупция существует. Более того, год от года ситуация усугубляется. Если в 2000 году сотрудниками таможенных органов совершено 88 уголовных преступлений и выявлено 120 фактов коррупционных нарушений, то в этом против таможенников заведено 54 уголовных дела и выявлено уже 150 фактов коррупции.
При этом Мараткали Нукенов не преминул отметить, что «очень много различных «теневых структур» оказывают давление, используют связи для того, чтобы таможенные органы беспрепятственно пропускали грузы». С одной стороны, это конечно, обязывает таможню не терять бдительность, чтобы сдерживать давление со стороны финансово-олигархических групп, а с другой… — ну разве может устоять служивый перед соблазном сделать уступку, которая, к тому же, будет вознаграждена?
Самый острый вопрос — об отставке, конечно, обойден не был. Но Мараткали Ордабаевич, проявив искусство дипломата, так и не ответил прямо на прямой вопрос — перефразировал Марка Твена: «Слухи об отставке были сильно преувеличены».
Однако то, что конфликт не исчерпан — не оставалось никаких сомнений. Приближенные к Зейнулле Какимжанову, вспоминая те «мятежные» дни, говорили о том, что их шеф тогда демонстрировал решимость, сопряженную с большой активностью. Его подчиненные были вынуждены срочно разрабатывать ряд предложений, которые необходимо реализовать в таможенной службе в самое ближайшее время. Отступать, так с музыкой!
И Зейнулла Какимжанов очень быстро сформулировал то, что небходимо делать с самым коррупционным ведомством. Дескать, есть план первоочередных мероприятий по совершенствованию работы органов таможенной службы Казахстана, который нужно реализовать в самое ближайшее время. Прежде всего, усилить роль и ответственность руководителей за подбор и расстановку кадров на местах. Назначение на руководящие должности производить только в соответствии с имеющимися заслугами, наличием необходимой квалификации и опыта и в случае отсутствия замечаний на предшествующей службе. Прием на работу в органы таможенной службы производить исключительно на открытой конкурсной основе, а назначение на руководящие должности среднего звена — на конкурсной основе из числа сотрудников таможенной службы. Более того, из претендентов на руководящие должности нужно сформировать резерв. Вот тогда, по разумению министра — взяточники и казнокрады не пройдут! А чтобы обеспечить «устойчивость» таможенной службы отныне при ротации или назначение руководителя категорически запрещены «шлейфовые» передвижения вслед за вновь назначенным руководителем.
Мараткали Нукенов, надо сказать, и раньше задумывался над кадровым вопросом. Его служба работала над тем, чтобы на работу в таможенные органы принимать наиболее подготовленные и квалифицированные кадры. Только не всегда все получалось. Во-первых, в республике действительно ощущается недостаток специалистов такого специфичного профиля. И хотя таможенников готовит уже ряд учебных заведений, все-таки спрос на квалифицированные кадры превышает предложение. К тому же, чтобы устроиться в таможню, иногда никакого образования и не требуется — достаточно иметь связи или найти нужный канал: за соответствующую плату можно получить «доходное место». Понятное дело, что в таких случаях молодые люди приходят не работать, а зарабатывать. Проблема есть, она существует. Но возникла не сегодня. Так повелось. Когда разрабатывали закон «О госслужбе» то ли непроизвольно, то ли из каких-то других соображений таможенная служба не была отнесена к государственному органу. Отсюда и все проблемы — особых условий отбора кадров, свойственных для всех государственных органов, здесь не было.
Скандал, за которым наблюдала не только кровожадная публика, но и члены правительства (в частности, вице-премьер Ураз Джандосов прокомментировал эту возню вокруг таможни как «обмен мнениями»), сошел на нет. Только после такого обмена мнениями возникает чувство недоумения. Почему этот сор нужно было выносить на публику? Неужели начальник и подчиненный не могли решить, как выясняется, только кадровый вопрос в рабочем порядке — ведь кардинальных мер по борьбе с коррупцией Какимжанов, генератор идей, так и не предложил? Или министр хотел показать свое всесилие, выступив в роли Гладиатора? Только результаты этого боя очевидны. В нем нет победителя.