Закат и рассвет идеологий - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
+5 °C
Алматы
2024 Год
28 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Закат и рассвет идеологий

Закат и рассвет идеологий

Куда катится наша планета? Правильно, никуда - она по-прежнему вращается вокруг своей оси. Однако на ее поверхности устанавливаются новые порядки. В нынешней ситуации политологами чаще всего озвучиваются два прогноза.

  • 3 Июня 2004
  • 1388
Фото - Caravan.kz

Хороший: мы преспокойно доживем до 2030 года и, плохой — Армагеддон разразится уже в ближайшем десятилетии.
Недавно один из политиков заявил, что во всех грехах, связанных с экстремизмом и терроризмом виновны журналисты. Дескать, в погоне за сенсациями акулы пера и микрофона создают мощный пиар этому новому явлению.
Можно согласиться, что СМИ порождают страх у простого гражданина, который после тонны «картинок» боится сходить в торговый центр за покупками, посмотреть мюзикл или поболеть за свою футбольную команду «вживую». Однако масс-медиа — лишь архивариусы реальности, которая стала жестокой отнюдь не с их подачи.
Смерть с ржавой косой
Можно поспорить, что «эпидемия» терроризма разбушевалась (даже, несмотря на корень последнего слова) недавно. Также никуда не годятся убеждения нынешнего руководства Кремля, что за терактами стоят чеченцы. Тот же Ельцин, который развязал войну с этой «горячей» автономией, пришел к власти после бомбежки Белого дома. Разве это не было терактом? И не так ли поступил его «коллега» в 1917 году, когда разрядил пушку крейсера «Аврора» по Зимнему дворцу (пусть холостыми зарядами, но факт остается фактом)? Несколько раньше — в 1881 году путем теракта свергнут царь Александр II, а в 1911 — убит премьер Столыпин.
Другая держава — США клянется, что мир перевернулся после терактов 11 сентября 2001 года. А на деле-то старый мир «трясет» не одно десятилетие.
Еще в 1968 году произошел один из первых захватов воздушного судна. Члены Народного фронта освобождения Палестины (PFLP) целых 1,5 месяца мурыжили заложников — пассажиров и экипаж лайнера израильской авиакомпании «El-Al», чтобы получить генерала Ариэля Шарона. Спустя два года та же группировка захватила два американских и один швейцарский самолетов с претензией к США, чтобы те прекратили помогать Израилю.
Другая выходка террористов произошла в 1975 году и была похожа на действия пресловутых рэкетиров. Ильич Рамирес Санчес, известный как Шакал Карлос из Южной Америки вместе со своими бойцами в Вене взял в заложники министров ОПЕК прямо в штаб-квартире этой организации. Тогда Саудовская Аравия выплатила Карлосу 40 миллионов долларов отступных.
В свое время Карлос сотрудничал с Фиделем Кастро (Куба), Саддамом Хусейном (Ирак) и Муаммаром Каддафи (Ливия). Кстати, к последней персоне мы вернемся чуть позже. 45-летнего Шакала задержали спустя десятки лет — в 1994 году. На суде, который начался в 1997 году, он объявил себя «профессиональным революционером». Когда огласили приговор — пожизненное заключение — он поднял в воздух кулак и помпезно вышел из зала со словами «Viva La Revolution!».
Мученики или злодеи?
У каждого деяния, пусть даже жестокого, есть мотив. Судя по упомянутым терактам исполнители преследовали цель уничтожить врага и получить материальные блага. В обоих случаях преступники шли на крайние меры, война оправдывала средства. Параллельно, их деяния носили некоторый героический оттенок. Видимо, эти способы заявить о себе пришлись по вкусу нынешним возмутителям мирового спокойствия. Более того, стало «черной» модой в дополнении к душам невинных заложников прибавлять свои. Террористы распоясались или, напротив, надели пояса шахидов. Что на это их толкает? Попробуем рассмотреть пару мифов, которые наиболее активно навязываются отечественными и зарубежными аналитиками.
Миф №1. Американская трагедия
Итак, американские идеологи смогли продеть ниточку в иголочку (в качестве отправной точки были взяты теракты в сентябре) и принялись активно «шить дело» против мирового терроризма. Размах впечатляющий: для начала от Балкан до Персидского залива, на очереди участок от Пхеньяна до Каспийского моря. Причем лозунги третьей мировой войны, как уже окрестили это явление некоторые эксперты, хотя никаких военных правил там нет, совершенно одиозные: «Кто не с нами, тот против нас!».
Как «истинные» вояки янки используют пропаганду своих «добрых намерений», а также призывают другие народы сплотиться вокруг США. Марат Тажин, замглавы администрации президента РК в интервью газете «Асар-Казахстан» к мифу «битвы добра и зла» приводит в пример блокбастер «Властелин Колец-3», когда белый маг Гэндальф призывает «людей Запада объединиться в последней схватке!».
«Против кого?», — задается вопросом Тажин.
Несколько скептически к «американской трагедии» подходит и бельгийский журналист Мишель Коллон. В своей книге «Нефть,PR, война» он объяснил цели, которые преследуют США, когда развязывают очередные войны. Помимо таких мотивов, как сохранение американского господства над Саудовской Аравией, подавление сопротивления третьего мира и движения против глобализации, Америкой движет желание установить контроль над нефтью и газом Центральной Азии и внедрить военные базы в центре Азии, между Китаем и Россией. Энергетические ресурсы — вот, по его мнению, главная головная боль американцев.
Транснациональные нефтяные корпорации и правительство этой державы стремятся контролировать все пути транспортировки огромных запасов нефти и газа нашего региона. Коллон даже приводит географическую карту, где показывает страны, которые оказались на западном пути транспортировки нефти: Чечня, Грузия, Курдистан, Югославия, Македония. Удивительно, но углеводороды США не нужны — их собственные запасы месторождений в 5-10 раз превышают объемы Центральной Азии. Контроль для США — оружие, возможность шантажа над целыми нациями. «В свойственной капитализму экономической войне США стремятся располагать средством стратегического давления, состоящим в контроле над энергетическим снабжением своих главных соперников (Европы и Японии), а также тех стран, которые рискнут показаться слишком независимыми», — пишет журналист.
Кстати, в нынешних условиях, как сказал Эдуард Полетаев, директор Института по освещению войны и мира (IWPR), когда взрывы бушуют даже в цивилизованных странах, молодому Казахстану надо быть начеку. С одной стороны можно кивнуть на различные объединения по типу ДКБ, в которых наша республика принимает непосредственное участие. Однако, по словам политолога, во всем мире не найти организацию, которая могла бы эффективно реагировать на акты террора. На международной научно-практической конференции «Предупреждение проявлений терроризма в странах Центральной Азии», которая прошла 5 мая в Туркестане, он заявил, что для Казахстана важно суметь предупредить экстремистские проявления, нежели «расхлебывать» их последствия. Для этого надо проводить экономические реформы, дать свободу вероисповеданию. Иначе могут повториться «узбекские события», где ущемление прав граждан дошло до абсурда — мужское население боится отращивать бороду!
Миф №2. Исламский фактор
Практически во всех последних крупных терактах находился один и тот же след — исламский фундаментализм. По крайней мере, так нам все время говорили «официальные лица». Если на Ближнем Востоке, в России невидимая тирания стала повседневной, то теракты в столице Испании произвели впечатление на Старый Свет. В последнем случае исламский след был навязан после долгой полемики, в которой главная роль отводилась «родным» террористам — баскам.
Кто они, эти окутанные черной одеждой и опоясанные взрывчатками несчастные люди? И зачем они так поступают? Как заявил на туркестанской конференции Сабит Жусупов, директор Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования, сила, которая движет террористами, имеет социальные корни — нищета и безработица. Мировой террор, по его словам, является формой протеста в тех случаях, когда мирные пути для разрешения конфликта не применимы. В случае с Испанией политолог сказал, что взрывы в этой стране подвигли ее руководство форсированно решить вопрос по выводу своих войск из Ирака.
Закат Империи
Если вернуться к Ираку, то война в этой стране началась не потому, что инспекторы ООН не справились со своей задачей. США искали повод для контроля над богатым углеводородными ресурсами регионе и нашли его — оружие массового уничтожения (ОМУ). Примечательно, что США не допускают международного контроля над своей ядерной программой, зато сами рвутся контролировать атомные программы, проводимые другими странами. Война в Ираке ничуть не уменьшила угрозу терроризма в международном масштабе, но мировой «контролер» уже устремил свой взор на другие государства и регионы.
Однако в последнее время в идеологии, насаждаемой Вашингтоном в качестве оправдания антитеррористической войны, образовалась трещина. Набила оскомину идея исламского фактора. Некоторые аналитики полагают, что в этом случае угрозу человечеству несут все католики, так как экстремисты ирландской республиканской армии используют католическую лексику, а заодно и все православные, ведь русские нацисты, убивающие кавказцев, и вообще всех «черных», носят православные кресты и ходят в церковь.
Гуманные цели — ограждение мировой общественности от террора в Ираке претерпели серьезный урон. В частности, как объяснить «ошибочные» удары по мирным объектам? Или как могли солдаты цивилизованного государства издеваться над иракскими военнопленными? Все это дает почву для негодования в первую очередь со стороны арабского мира, и не в последнюю — союзников по антитеррористической коалиции.
Так что вряд ли теперь поможет мозг Пентагона экс-советник президента США Збигнев Бжезинский. В прошлом столетии он определил главное направление американской международной политики — контроль над Евразией или над 75 процентами населения Земли и 60 процентами экономических и природных ресурсов. Но для этого требовалось ослабить потенциальных соперников и предотвратить любой союз между Европой, Россией и Китаем.
Такая возможность тает день ото дня, так как тот же Китай с огромным внутренним рынком и бешеными темпами роста жадно смотрит на ближайших соседей. Между тем, по некоторым оценкам, доля США в мировом ВНП продолжит падать с 50% в 1945 году, 35% — в 1960-х, 28% — в настоящее время и к 2020 году снизится до 10-15%. И таким образом и сравняется с долей КНР.
Казахская вакцина
Терроризм остается неизлечимой болезнью современности. И как сказал Эдуард Полетаев, нашему молодому государству следует «смотреть в оба». К счастью, нас миновали кровопролитные войны и крупные локальные конфликты, которые захлестнули некоторые постсоветские страны. Однако взор международного терроризма террора нет-нет падает и на Казахстан. Одна причина — поддержка США в антитеррористической войне. Кроме этого, для некоторых государств наша республика представляется неким раем с несметными богатствами. Вызывает опасения экстремистская организация «Хизб-ут-Тахрир», которая активизировала свою деятельность на юге Казахстана.
Как заявил Нур Омаров, кандидат политических наук, докторант Кыргызско-Российского Славянского университета на международной конференции в Туркестане, рост международного терроризма и экстремизма в Центральной Азии есть проявление мировой тенденции столкновения глобализма и антиглобализма. На конференции в Туркестане он сказал, что кризис переходного перехода влияет на легкое восприятие экспортируемых радикальных идей со стороны темных сил.
Причем причина здесь кроется не только в реакции на духовной почве, но и в новых течениях, которые проникают на территорию государств со слабым идеологическим началом. Деятельность радикальной исламской оппозиции в Центральной Азии во многом порождается значительным конфликтогенным потенциалом, накопившимся в регионе за последние десятилетия.
Вследствие этого, действия их сторонников приобретают форму ответа на современные вызовы, предъявляемые по отношению к ним глобальным развитием: социальное и экономическое неравенство, разрушение природной среды и последовательное сокращение «поля безопасности» для отдельного человека внутри своего государства. Трагической иллюстрацией служат события конца марта 2004 года в Ташкенте и Бухаре, выразившие крайней форме неприятия частью граждан неоправданно жесткой внутренней политики, которая не позволяет реализовывать населению элементарные демократические права и свободы.
По большому счету, при грамотном ведении внешней политики казахстанцы могут быть спокойными. Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков (ARG) советует властям реагировать на деятельность тех же хизбовцев не репрессивными методами. Иначе эта организация заработает себе имидж мучеников, что увеличит число ее членов. Кстати, в соседнем Кыргызстане силовые структуры и экстремисты сели за стол переговоров. Их казахстанским коллегам следует найти способ работы с этой организацией, начиная от диалога с ее членами при поддержке международных организаций, до создания списка запрещенных законом организаций, куда можно было бы включить Хизб-ут-Тахрир. В этом случае все ее действия будут противозаконными.
Здесь важна одна деталь. «Хизб-ут-Тахрир» в Казахстане, по мнению эксперта, преследует экстремистские идеи. Еще не было факта, чтобы она добивалась своих целей террористическими методами. Но не исключено, что она начнет их применять, как это было продемонстрировано в Узбекистане.
Что там, за горизонтом?
Простой казахстанец сегодня завален тоннами разнородной информации. К личным и семейным проблемам в сознание откладываются данные об опасности терроризма, проникновении новых вирусов, болезней. Сложно сортировать эти сведения. Однако политологи не исключают вероятности причастности США не только к терактам, но и к таким современным болезням, как атипичная пневмония. Пока еще не доказано, что это проделки секретных служб, тогда можно было бы с уверенностью утверждать, что Штаты в экономической войне применяют не только радикальные меры воздействия, но и такие подспудные, чтобы подорвать экономики Тайваня или КНДР. Кстати, именно такие методы использовал СССР во время холодной войны.
Рано или поздно, политическое влияние США на мировой арене, как любой другой империи, пойдет на убыль. В этой ситуации многие аналитики полагают, что эстафету подхватит Поднебесная. Пока она ничем серьезным себя не проявляла, проводя во внешней политике весьма умеренную, если не сказать нейтральную позицию.
Однако все предпосылки на господство этой сверхдержавы имеются. Что касается Казахстана, то руководство республики лояльно относятся к присутствию в стране КНР. Успешно работает СП «СНПС-Актобемунайгаз». Более того, президент Нурсултан Назарбаев подписал в Пекине соглашение по которому казахская нефть потечет в будущую империю, несмотря на негодование по этому поводу США.
А что касается идеологии, то, как показывает практика на примере США, демократический строй изживает себя. Что придет на смену этому самому, казалось бы, продвинутому режиму? Муаммар Каддафи, лидер Ливии является автором самой перспективной, на его взгляд, идеологии. «Зеленая книга» по сути служит в этом государстве Конституцией. Секрет Каддафи в том, что его страна живет без таких «демократических» институтов, как парламент, правительство, которых заменяют Джамахирия (Народный конгресс).
Не найдет ли этот эксперимент применения в других странах?