Страсти по ВТО - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Страсти по ВТО

Страсти по ВТО

Постсоветские страны наперегонки, спотыкаясь, спешат во Всемирную торговую организацию.

  • 20 Мая 2004
  • 1036
Фото - Caravan.kz

Байки о том, как в этом формате жить хорошо, подталкивают эти страны бежать еще быстрее. Главное, первее соседа туда вступить. Нас ни что уже не пугает, ни жесткие требования при вступлении, ни даже сомнительная возможность конкуренции с развитыми западными странами с их высококлассной продукцией.
Недавнее обретение членства ВТО трех бывших северных республик СССР, не дает покоя остальным. Россия уже спит и видит себя в ВТО, а некоторые российские чиновники вообще пророчат это событие уже через несколько дней. Связывают это с удачными переговорами и.о. министра экономического развития и торговли Германа Грефа РФ с комиссаром Европейского Союза по торговле Паскалем Лами в Париже, в ходе которого Греф заявил, что протокол о присоединении к ВТО может быть согласован с ЕС уже к 21 мая.
В этот день в Москве пройдет саммит Россия-ЕС. Кроме ЕС в рядах ВТО состоит более сотни стран, которые должны одобрить принятие России, однако именно Евросоюз, по мнению Грефа, всегда предъявлял России наиболее жесткие требования. Подобное заявление многие считают преждевременным, потому что до сих пор считалось, что Россия вступит в ВТО не раньше конца текущего года, да и то при самых оптимистичных прогнозах. Хотя по условиям доступа на российский рынок большей части европейских товаров и услуг соглашения уже достигнуты, между Москвой и Брюсселем осталось еще очень много серьезных барьеров. Прежде всего, это газовый ультиматум комиссара ЕС по торговле Паскаля Лами, выдвинутый им в октябре прошлого года, а также не согласованные до конца переговорные позиции по условиям доступа на российские рынки автомобилей-иномарок, самолетов, алкоголя, банков, страховых и телекоммуникационных компаний. Наконец, европейцы хотя и в несколько меньшей мере, чем американцы, но имеют претензии к российской пиратской продукции. В общем, решение всех этих проблем до начала 2005 года уже можно было бы считать успехом.
Впрочем, аналитики настороженно относятся к заявлениям по поводу вступления РФ в ВТО уже через несколько дней. Они опасаются, что к 21 мая все проблемы урегулированы не будут.
Казахстан тоже усиленно готовит себя к жизни в ВТО. В стране стараются даже подогнать все законы под международные стандарты, а еще нужно время, чтобы они адаптировались в условиях рыночной конкуренции. Власти заранее пекутся о скорейшем введении в стране института третейского суда. Вступление страны в ВТО требует подготовки в Казахстане специалистов, способных защищать интересы государства в международных судах. А их нет, как бы мы ни хвастались своими специалистами, но до международного уровня подготовленности юристов нам еще далеко. Сегодня в этом плане количество и качество расходятся: юристов — немало, но толковых среди них…единицы. Хотя, по мнению премьер-министра Ахметова, многочисленные арбитражные разбирательства являются сегодня показателем деловой активности Казахстана. Впрочем, главная проблема даже не в этом. ВТО будет требовать прозрачности экономики и вряд ли нам дадут возможность сбывать нашу продукцию через оффшорные зоны. В прошлом году на долю Бермудских островов пришлось 17% казахстанского экспорта, и они заняли первое место в общем объеме казахстанского экспорта, оставив позади тех же стратегических партнеров — Россию и Китай. Всемирная торговая организация вряд ли допустит такие вещи, ведь от этого пострадает в первую очередь, экономика самих членов сообщества.
Казахстанский министр индустрии и торговли РК Адильбек Джаксыбеков уверен в том, что после вступления Казахстана в ВТО все страны-участницы обязаны будут распространить на республику действие режима наибольшего благоприятствования. Выразится это, прежде всего, в исключении тех дискриминационных норм к предприятиям Казахстана, которые сейчас существуют на международных рынках. Это касается, как таможенных тарифов, так и условий доступа на международные рынки казахстанской продукции. «Членство в ВТО откроет более широкий доступ казахстанской продукции к рынкам развитых стран через устранение квот на экспорт действующих сегодня в отношении ряда казахстанских товаров», — отметил министр индустрии и торговли РК.
Сегодняшние условия игры нас не устраивают априори. Поэтому послабления, которых добивается наша страна, в первую очередь, касаются устранения квоты на экспорт стали: на сегодня она установлена в размере 110 тыс. тонн в год. Также выход в унифицированное международное торговое пространство, по мнению министра, обеспечит казахстанским товарам более высокую степень правовой защиты от дискриминационных норм, применяемых другими странами при взимании таможенных сборов, внутренних налогов, акцизов и установлении технических барьеров.
«В частности, вступление в ВТО должно снизить потери казахстанских экспортеров от антидемпинговых расследований», — отметил А. Джаксыбеков, выступая на парламентских слушаниях. Но это лишь пожелания и в то же время ни для кого не секрет, что сегодня антидемпинговые расследования против казахстанских товаров проводятся на дискриминационной основе с использованием специальной методологии проведении разбирательств, применяемой к странам с не рыночной экономикой. Все это можно выторговать, с большим трудом, но можно. А вот готовы ли сами казахстанские производители к жесткой конкуренции, смогут ли они выжить в этих условиях?
Сегодня казахстанский рынок, особенно на западе страны, почти на 80% состоит из российских и западных продуктов питания. И это при том, что граница пока еще закрыта. Местные производители не спешат завоевывать себе место под солнцем. Даже почти ежедневные напоминания местных властей о грядущем «урагане» товаров из запада, почему-то не смущают и не трогают отечественных товаропроизводителей. То ли это от нежелания работать, то ли уверенности в том, что родное государство все равно не оставит их в беде. Как бы то ни было, активных движений не наблюдается, все продолжают работать по старинке. Как сказал президент страны во время недавнего прямого эфира по ТВ, при вступлении в ВТО существуют две проблемы. Первая: мы должны будем открыть границу, и в страну хлынет хорошая, качественная продукция. И второе: наши товары перед ними блекнут, они не в состоянии конкурировать — ни по внешнему виду, ни по внутреннему содержанию. Народ предпочтет вкусное и аппетитное западное, чем отечественное в отталкивающей упаковке советских времен, залежавшейся на складах. И в то же время без конкуренции, как и в любой сфере, наступает самоуспокоенность, что вредно. Глава государства уверен, что Казахстану нужно быть в ВТО и это, по его мнению, не дань моде. Только в жесткой конкуренции можно доказать свою состоятельность, а главное научиться хорошо работать. Казахстан также как Россия и другие претенденты в членство ВТО, хочет, как можно больше послаблений хотя бы на первых порах. В целом всем постсоветским странам в этой организации будет не сладко.
Но и ВТО не намерена нянчиться. Членство сие добровольное. А значит, страна сознательно обрекает себя на трудности, но и отступать вроде бы тоже некуда, сколько можно вариться в собственном соку, в конце концов в один прекрасный день весь бульон в казане выкипит и развитие остановится. Так лучше уж плестись в хвосте большого каравана, авось удастся подтянуться.
Хотя ВТО и предполагает равенство всех членов, но всегда бывают те, кто равнее и кто просто равный. Когда Казахстан соизволят принять в эту организацию пока сказать сложно, хотя и ведется речь о трех предстоящих годах. Россия, как видим, тоже изо всех сил спешит туда же. А те претензии, которые сегодня предъявляют ЕС и ВТО к России, касаются и нас.
Так что вступление северного соседа в ВТО автоматически заставит нас подтянуться, ибо экономики у нас связаны.