Вместо "дури" - ламинат - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
0 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вместо "дури" - ламинат

Вместо "дури" - ламинат

Репортажи о недавнем начале строительства завода по переработке чуйской конопли в разные полезные вещи полны оптимизма.

  • 14 Мая 2004
  • 1338
Фото - Caravan.kz

Действительно, столько лет власти и ученые ломали голову над тем, что делать с марихуаной, данной природой Казахстану, и как прекратить ее победоносный путь к школам, вузам и дворам наших городов и сел!
И вот, похоже, выход найден: перекуем мечи на орала. В общем хоре одобрения как-то потерялись голоса специалистов, ученых и практиков, выступающих против.
Сомнения по поводу легализации конопляного производства высказывали и правоохранительные органы, ежегодно проводящие в этих местах операцию «Мак» и имеющие давнюю головную боль от постоянного «сенокоса» заготовителей чуйской травы.
Но если у них были аргументы вроде того, что на каждой поляне охрану не поставишь, что в деятельность коммерческого предприятия часто вмешиваться не будешь, и это даст возможность торговать коноплей направо и налево, то у ученых находились более серьезные, обоснованные научно-исследовательской работой замечания.
Впрочем, сначала поймем резоны тех, кто выступает за производство товаров из конопли. Действительно, за рубежом выпускается более трехсот видов изделий из конопли в промышленном, пищевом, текстильном, косметологическом, фармацевтическом производстве.
В Австралии, Европе, а с недавних пор и в российских городах можно в специальном бутике купить маечку или тапочки с лейбом в виде растопыренного листка. Конопляные «тряпки» модны и недешевы, так как считаются экологически чистыми. Но дело в том, что за рубежом используется совсем другая конопля — без большого содержания каннабиса. У нас, как известно, эта трава с очень большим содержанием наркотика. Поэтому она известна и высоко ценится в Европе, других странах. Поэтому вывозимые объемы из Шуйской долины сравнивают с масштабами героинового потока из Афганистана.
Напомним, что анаша — самый короткий путь к героиновой зависимости. Подростковая наркомания на семьдесят процентов — конопляная. Как правило, с легкого наркотика молодые люди быстро переходят на сильнодействующий, а героину нужно всего три-пять лет, чтобы погрузить человека на самое дно.
Поэтому инициаторы строительства производства товаров из конопли в «адской» долине свой проект называют благородным, дескать, зло обратится во благо. На заводе будут установлены линии по производству волокна, изоляционных материалов, конопляного масла, ламината, ткани и лекарственной продукции. Ткань даже планируют поставлять в Китай для пошива одежды. Начальные инвестиции составляют 54 миллиона долларов, а окупиться затраты должны через шесть лет. Уже в следующем году завод выпустит первую продукцию.
Для производства будет использоваться конопля так называемых промышленных сортов. Для засева уже выделено две тысячи гектаров земли. Авторы проекта, который будет осуществляться совместно с немецкими специалистами, надеются в скором времени заменить дикорастущую наркосодержащую коноплю промышленной.
Вот здесь-то и кроется конфликт между оптимистами-производственниками и казахстанскими учеными. Несколько лет специалисты Казахского научно-исследовательского института защиты растений, выполняя государственную программу, выявляли ареалы распространения конопли и разрабатывали методы их уничтожения и локализации.
Программа выполнялась в ущельях Шашкалы-Сай Алматинской области и на пустующих пастбищах Шуйской долины Жамбылской области. Они запатентовали технологию, но у государства, увы, не находилось денег, чтобы начать такие работы повсеместно.
Вместо скошенной конопли специалисты сразу вносили пестициды и засевали эти площади аридными травами.
Их выращивание могло бы вернуть этим землям когда-то присущее им пастбищное скотоводство. Много лет назад здесь пасли скот, но выпасы перестали регулировать, и перекос в количестве скота сделал свое черное дело. Хорошие кормовые травы были вытоптаны, а на смену им постепенно пришла конопля.
По одной из версий, в результате скрещивания с индийской коноплей, которую в этих местах сеяли для лекарственных целей, произошло выведение конопли с повышенным содержанием наркотика. Она, как известно, в десять раз превышает по составу психотропных веществ американскую марихуану, а вся ее площадь в долине составляет 132 тысячи гектаров!
Теперь ученые НИИ с помощью своей методики обещают за пять-шесть лет вернуть долину к прежней жизни, имеющей глубокие исторические и национальные корни. Ведь Казахстан — крупнейшая пастбищная страна мира, ее земля в этом качестве используется уже более трех тысячелетий! Таким образом ученые ратуют за возвращение к истокам и за решение важных социально-экономических задач. Но их опередили предприниматели, доказавшие, что эффективнее бороться с «дурью», обратив ее в товары народного потребления.
Однако идею о замене наркосодержащей конопли безканнабиноидной ученые считают бесперспективной. Это было доказано еще пятнадцать лет назад, когда специалисты КазНИИ судебной экспертизы и Института ботаники Академии наук проводили исследование. Выяснилось, что уровень накопления психотропных веществ в конопле может меняться даже в зависимости оттого, на каком склоне одного и того же бархана она произрастает. И не создадим ли мы новыми подсевами другой вид конопли, еще более опасный, высказывали тогда свои опасения исследователи. Кроме того, ученые уверены, что ни один вид конопли не пригоден для корма птицам и скоту, поэтому куда логичнее было бы здесь выращивать аридные кормовые культуры.
Защитники нового для нашей республики производства заявляли, что наркосодержащие части растений — листья, верхушки стеблей — можно под строгим контролем уничтожать. Однако на самом деле алкалоид-каннабинол, образующийся в этих частях, обезвредить нельзя. Ведь если листья и верхушки уничтожить, растение перестанет расти и развиваться и не сможет выдать ни волокна, ни легкой древесины, которые намерены были использовать.
Есть и другие аргументы «против». Слишком огромный штат охраны придется содержать при «конопляном» производстве. Слишком сложно получить именно те сорта, из которых можно производить паклю, ткани и масло. Невозможна и единовременная уборка урожая, так как у этого вида растения разные фазы развития и есть разница в сроках вызревания мужских и женских особей.
Правоту или, наоборот, неправоту ученых теперь можно подтвердить или опровергнуть практически. Открытие завода не за горами, финансирование начато и совсем скоро казахстанцы убедятся в том, кто прав, кто заблуждается. Это важно еще и потому, что СП рискует миллионами долларов, ученые — своим авторитетом. Хотя главное, конечно, в том, что же все-таки делать с «шуйской» проблемой.
А, может быть, в знаменитой долине нашлось бы место для тех и для других — и для продолжения научных работ, и для нового производства? Правда, речь надо вести не столько о месте, которого хватит еще и на продолжение дикой заготовки конопли для анаши. Речь о деньгах, которые нашлись для производства, но, как у нас часто водится, не отыскались для науки.