Они в определенной степени выполняют роль посредников между государством и гражданами, берут на себя некоторые функции социальных преобразований и работ в обществе, вносят свой вклад в решение различных проблем социальной сферы.
Поэтому НПО или «Третий сектор» в Казахстане должен занимать активную позицию в демократических и социально-политических процессах.
Это мысль, с которой сегодня многие спикеры разных уровней выступают с различных трибун.
Но давайте посмотрим, насколько НПО являются реальной силой, способной изменить существующую ситуацию в казахстанском обществе.
Ни для кого не секрет, что за последние годы в Казахстане наметилась тенденция, когда неправительственный сектор в своей деятельности активно апеллирует к соответствующим государственным структурам, чтобы оказать влияние на принятие практических решений. Это в большинстве случаев не приводит к реальным результатам, потому что во многом обусловлено тем, что механизмы взаимодействия государства с неправительственным сектором разработаны лишь с его отдельными субъектами, к примеру, только с профсоюзами.
Что касается других субъектов неправительственного сектора, то их взаимоотношения с государственными структурами носят частный и непостоянный характер.
Становится очевидным, что именно такая «традиция» и есть проблемный момент, оказывающий тормозящее влияние на динамику и особенности развития гражданского общества в Казахстане в ближайшие годы.
Хотя в последнее время наметилась тенденция поворота государства к НПО через «социальный заказ».
В то же время между данными двумя полюсами отсутствует довольно прочная связка в виде постоянного диалога. Неповоротливость государственных структур в своей попытке взаимодействия с неправительственными организациями с лихвой компенсируется разрозненностью «НПО-шного» лагеря.
Причем разрозненность наблюдается не только в консолидации НПО «по интересам», но и в региональном срезе их деятельности.
Так, можно отметить, что предпосылки дальнейшего развития гражданского общества в регионах Казахстана существенно разнятся.
В целом, результаты развития гражданского общества в Казахстане на данный момент не позволяют говорить о нем как о состоявшемся факте.
К примеру, особенностью формирования и роста неправительственных организаций в стране является неравномерное их региональное распределение, особенно в сельской местности.
Разброс зарегистрированных НПО по областям и городам страны показывает, что наибольшее их число сконцентрировано в Алматы, промышленно развитых Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях, густонаселенной Южно-Казахстанской области.
В других областях развитие «Третьего сектора» оставляет желать лучшего. Это становится видно и по препятствиям, с которыми сталкивается большинство НПО Казахстана.
К примеру, полноценному развитию неправительственных организаций существенно мешает отсутствие стратегии сотрудничества между ними. На сегодняшний день в деятельности НПО прослеживается разобщенность, отсутствие координации усилий по решению социальных проблем.
Не в последнюю очередь положение усугубляется наличием нездоровой конкуренции среди схожих по роду деятельности НПО.
Между организациями неправительственного сектора в рамках региона и всей страны в целом при решении определенных проблем, фактически не ведется целенаправленного диалога, взаимодействия и обмена опытом. Все это, в целом, отрицательно сказывается на их укреплении и дальнейших перспективах.
В то же время можно отметить факты, когда сотрудничество между неправительственными организациями становится эффективным лишь в процессе реализации совместных проектов.
Следующей особенностью формирования и развития неправительственных организаций в стране заключается в том, что рост различных форм НПО происходит разными темпами.
Так, если вначале среди неправительственных организаций Казахстана в значительной степени преобладали общественные объединения, то со временем в их структуре все большую роль начали занимать фонды, прежде составлявшие самый несущественный процент среди НПО.
Вполне вероятно, что это было обусловлено отсутствием в стране законодательного оформления фондов, которые юридически оставались общественным объединением.
Так, после резкого увеличения в 1998-2000 гг. всех регистрировавшихся организаций, произошло снижение регистраций общественных объединений, тогда как число фондов стабильно стало расти.
Другая особенность формирования и развития неправительственных организаций в стране заключается в том, что в деятельности зарегистрированных НПО не прослеживается достаточной стабильности.
То есть существование отечественных НПО на зарубежные гранты не позволяет говорить о долгосрочности их деятельности. Однако, справедливости ради нужно отметить, что подобным незаменимым качеством как стабильность на сегодня обладают только три группы НПО республики:
1. наиболее активные НПО, которые взяли «старт» еще в начале формирования казахстанской государственности;
2. НПО, которые в республике представляют интересы зарубежных организаций и являются в некоем роде их «филиалами»;
3. НПО, чьи руководители имеют дружеские отношения с представителями организаций-грантодателей.
При общем росте численности регистрируемых НПО наблюдается тенденция к снижению количественного роста реально действующих организаций.
В результате большее количество казахстанских НПО существуют номинально, то есть на бумаге.
На сегодня активно действующими НПО можно назвать лишь чуть больше половины субъектов «Третьего сектора». При этом функционирующая часть неправительственных организаций не может охватить тот большой сегмент существующих в Казахстане проблем, что неизбежно наталкивает на вопрос об эффективности их деятельности.
В итоге, несмотря на некоторые успехи в становлении основных институтов гражданского общества, можно констатировать, что казахстанское общество на данном этапе лишь формально обладает признаками гражданского общества.
Полноценные и жизнеспособные институты гражданского общества в Казахстане, по большому счету, находятся в стадии становления.
На сегодняшний день отечественные НПО, добившись определенного статуса в качестве институтов гражданского общества, все же не являются полноправными участниками социальных процессов в стране.
Осознание как самим обществом, так и государственными органами важной роли гражданских институтов пока происходит в замедленном темпе.
Вполне вероятно, что НПО в Казахстане начнут эффективно функционировать лишь после того, как гражданские ценности и идеалы будут в надлежащей степени восприняты казахстанским населением в процессе дальнейшей политической и социальной модернизации.