На пути к региональному доминированию - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
На пути к региональному доминированию

На пути к региональному доминированию

Китайская Народная Республика и Российская Федерация - стратегические партнеры или "друзья на час"?

  • 19 Апреля 2006
  • 1345
Фото - Caravan.kz

Этот и другие подобные вопросы не раз задавали и продолжают задавать себе политические лидеры и аналитические организации многих стран мира.
Стоит отметить, что попытки изучения и анализа динамики и преемственности российско-китайского взаимодействия через призму баланса сил в регионе не раз предпринимались «мозговыми центрами» многих ведущих стран мира.
Очевидно, что политическое руководство России и Китая по многим параметрам может обеспечить безопасность своих стран, построив отношения конструктивного партнерства с одновременным применением превентивных мер в отношении потенциальных конфликтов между Москвой и Пекином.
Как Россия, так и Китай понимают, что современная система международных отношений формируется под влиянием различных, нередко противоречивых тенденций. В то же время две вышеупомянутые страны осознают, что амбивалентность факторов развития глобальной системы современности служит источником ее постоянного конфликтного развития, снижая степень вероятности прогнозируемости международной жизни даже на краткосрочную перспективу.
Итак, какие направления сотрудничества могут быть наиболее эффективно использованы Москвой и Пекином?
В основном это следующие векторы сотрудничества:
1. политическая область;
2. военная сфера;
3. энергетическая сфера;
4. экономическая сфера;
5. научно-технический вектор.

Стоит отметить, что основные принципы российско-китайских отношений были закреплены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном Президентом В.В.Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем 16 июля 2001 г. в Москве. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения.
В развитие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и Россией в настоящее время уже подписано более 160 межгосударственных и межправительственных документов.
Интересно отметить тот факт, что после подписания вышеуказанного Договора контакты между главами России и Китая приобрели более интенсивный характер — встречи проводятся до трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС).
И это не считая действующего с 1996 года механизма регулярных (раз в год) встреч глав правительств России и Китая. При этом между Белым домом (Россия) и Госсоветом (КНР) функционирует «горячая» линия телефонной связи.
Политические встречи гармонично дополняются ростом торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. В 2003 году товарооборот достиг уровня в 15,7 млрд. долларов США.
В 2004 году китайско-российский товарооборот превысил отметку 20 млрд. долларов, а в 2005 году — 29 млрд. долларов США.
В 2005 году двусторонний товарооборот увеличился на 37,1%, возросла доля России среди других торговых партнеров Китая. В настоящее время работают порядка 523 совместных российско-китайских предприятия, в которые вложено около 1,5 млрд. долларов.
Очередным доказательством расширения рамок сотрудничества служит высказывание министра коммерции КНР Ляо Саоци о том, что объем приграничной торговли между Китаем и Россией составляет в настоящее время 22,3% от общего объема товарооборота, а 12 китайских провинций вышли на прямые связи с субъектами РФ.
Кроме этого в рамках официальных мероприятий Года России в Китае 23-27 мая 2006 г. в административном центре провинции Сычуань — г.Чэнду пройдет неделя торгово-экономического сотрудничества с регионами России.
Вместе с тем отдельной темой российско-китайского диалога является наращивание скоординированных усилий по обеспечению стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
В этом контексте особую важность имеет деятельность такого представительного международного форума, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Москва и Пекин считают, что цели и принципы ШОС соответствуют современным тенденциям мирового развития и реалиям региона, а функционирование этой организации способствует укреплению региональной безопасности и стабильности.
Однако восстановление российско-китайских отношений всерьез обеспокоило официальный Вашингтон. Стало формироваться мнение, что подобное стратегическое партнерство является своеобразным вызовом США, амбиции которых распространились по всему миру.
Постепенное сближение этих двух стран как в экономической, энергетической, так и в военно-технической сферах, постоянно держит в напряжении Государственный Департамент.
Сближение позиций России и Китая во многом обусловлено тем, что Москве нужно постепенное восстановление ранее утраченных позиций в регионе, а Пекин больше заинтересован в получении высоких технологий.
В данном случае особого внимания требует рассмотрение подписанного соглашения о строительстве в КНР российскими специалистами ядерного реактора на быстрых нейтронах.
Взаимная заинтересованность двух стран постепенно дает свои плоды и на международной арене. Первым сигналом этого стало прошлогоднее заявление стран-членов ШОС в отношении присутствия США в Центральноазиатском регионе.
В данном случае Вашингтон, опасаясь других более масштабных шагов со стороны оси «Москва-Пекин», может принять решение о возобновлении программы НПРО, что является фактическим отказом США от Договора по ПРО 1972 года.
Подобная перспектива действий Вашингтона как никогда сблизила Москву и Пекин, потому что КНР видит свою задачу в не допущении реализации американских планов включения территории Тайваня в зону ответственности предлагаемой США региональной системы ПРО в Юго-восточной Азии.
Россию же интересует сохранение Договора по ПРО 1972 года. Становится очевидным, что страны решают разные задачи: Китай добивается воссоединения с Тайванем, а Россию беспокоят главным образом сепаратистские тенденции в регионе и рост терроризма на собственной территории. Но эти факторы как раз и служат сближению позиций политического руководства двух стран.
Сегодня непонятно — насколько ясно осознал Вашингтон, что его основной ошибкой стало минимизирование роли России и Китая в регионе.
Самоуверенность, с которой в последнее время США проводили свою внешнеполитическую деятельность, игнорируя интересы других стран региона, а также, не опираясь на поддержку западных стран, в конечном счете, сыграли с Вашингтоном злую шутку.
И уже сегодня можно наблюдать постепенное снижение влияния США во всех областях жизнедеятельности центральноазиатских республик. При этом в регионе автоматически возрастает роль России и Китая.
Экономически устойчивые, обладающие военно-техническим потенциалом и, главное, единой политической волей, Москва и Пекин в состоянии в краткосрочной перспективе снизить к минимуму американское присутствие в Центральной Азии.
Принимая во внимание самодостаточность экономической модели как России, так и Китая и низкий эффект от возможных контрмер в данном направлении со стороны Вашингтона, от США можно ожидать только активизации своих действий в военно-технической сфере, на которую со стороны КНР и РФ последует мгновенная реакция.
В результате Центральноазиатский регион, ожидая угрозы со стороны религиозного экстремизма, может столкнуться с кардинально противоположной опасностью: вовлечением республик региона в противостояние двух лагерей — США и Россия-Китай.
Вполне вероятно, что напряженная обстановка сможет получить свое логическое продолжение и на очередной встрече стран-членов ШОС.
И как следствие Центральная Азия становится площадкой, на которой выясняют отношения «сильные мира сего», вовлекая в свою «орбиту действий» еще неокрепшие республики региона.