Учредители его обыграли созвучие английского слова «care» (забота), и аббревиатуры на английском же: KARE — Kazakhstan Animal Rescue and Education, — дословно перевести которую на русский язык сложно.
Первая часть названия отражает основную цель фонда — спасение животных, а слово «еducation» — образование, говорит о необходимости образовательной деятельности — обучения людей правильно сосуществовать с животным миром.
Но, какими бы ни были нюансы перевода, главное ясно — задачей фонда станет забота о животных.
Насколько это актуально сегодня? Такой вопрос неизбежно будет звучать, ведь наше общество все еще очень сильно отличается от социумов развитых стран, где принципиальную необходимость гуманизма никому доказывать не надо.
Но и с чисто прагматической точки зрения те задачи, которые ставят себе основатели фонда, частные лица, более чем злободневные. Мало кто из нас, каждый день видя бездомных животных, задумывается о том, сколько их всего. А их очень много!
По некоторым оценкам, только в Алматы — до 40 тысяч особей. Целый мир, живущий рядом с нашим миром, где-то самостоятельно, где-то пересекаясь. И очень часто пересекаясь проблемно: антисанитария, покусы, неприятные сами по себе, да еще с потенциальной опасностью заразиться бешенством; возможность заражения домашних животных от их уличных собратьев. Да и просто выскочившая на дорогу собака или кошка, создав возможность даже мини-аварийной ситуации — это уже отчасти социальная проблема. Ну, и, самое главное, это опять же — гуманистическая составляющая. Любому нормальному человеку, тем более, ребенку, наносится психологическая травма теми, к сожалению, частыми, трагедиями, жертвами которых становятся животные.
Нельзя сказать, что данными проблемами вовсе не занимаются. В бюджете города есть статья на их «решение», существуют специализированные структуры. Но делается это, судя по не уменьшающемуся количеству животных, неэффективно. И — варварски жестоко, в стиле «Шариков и К». В стране, претендующей на международное признание своих политических, экономических и иных амбиций в 21 веке такого быть не должно.
У государства традиционно «не доходят руки». Но вот появляется возможность делать это с помощью гражданской инициативы.
Несколько наших сограждан, познакомившись между собой благодаря покойной ныне Нине Васильевне Перебеевой, простой женщине и известной спасительнице животных, решили объединиться в официальную структуру и создали Общественный Фонд «KARE-Забота».
Самое важное даже не то, что у людей, у которых болит душа за несчастных животных, хватило энергии и сил для такого уровня самоорганизации, что очень редко у нас встретишь. А то, что делалось это уже под конкретное видение возможного решения проблемы.
— Проблему бродячих животных не надо решать через создание приютов для них, как это представляют многие. Хотя бы уже потому, что животные там будут продолжать размножаться и рано или поздно никаких возможностей приюта не хватит для их содержания. И нынешняя муниципальная практика так называемого безвозвратного отлова неэффективна, судя по тому, что количество животных не становится меньше, — считает попечитель ОФ «KARE-Забота» Татьяна Комарова.
Основатели фонда предлагают другой путь, по которому уже прошли многие страны. Так называемые условно-владельческие животные, то есть те, кто живет и «работает» на автостоянках или при сторожах на различных объектах, должны помещаться в клинику и стерилизоваться. А после — возвращаться на место «проживания». Совсем же бездомных надо тестировать на агрессивность, и если результаты хорошие, пытаться подыскивать им хозяина. Но тоже обязательно стерилизовать.
— Только таким способом можно переломить тенденцию и добиться сокращения численности животных. Причем в этом обязательно должно быть участие государства, в том числе и через принятие определенных нормативных актов. Идеально было бы что-то вроде закона об обязательной стерилизации животных, не имеющих племенной ценности. Потому, что общественные организации, занимающиеся этим, смогут охватить большинство бродячих животных, но как объяснить необходимость стерилизации хозяевам домашних и условно-владельческих? А они, размножаясь, вновь и вновь будут пополнять статистику бродячих. Нас за идею стерилизации чуть ли не садистами и фашистами иногда называют, но другого пути просто нет. Альтернатива здесь только одна — наблюдать дальше за мучениями бродячих животных от голода, от петли «собачника» или их гибель под колесами, — так комментирует возможное решение проблемы вице-президент ОФ Ирина Завгородняя.